Мотивация при коммунизме. Заблуждения

0
Голосов: 0

912

Мотивация при коммунизме. Заблуждения

Заблуждение 1. От каждого по способностям, каждому — по квартире и машине?

Фраза «от каждого по способностям — каждому по потребностям» считается основным лозунгом коммунизма. И практически всегда истолковывается превратно-субъективно. На самом деле, вообще не понятно, что здесь имеется ввиду под потребностями, что под потребностями имели ввиду социалисты, впервые его провозгласившие.

Так или иначе, когда человек слышит данную фразу, он получает искаженное представление о коммунизме, так как слово «потребности» у большинства людей ассоциируется именно с потребностями материальными. Наверное, эта фраза означает удовлетворение и других потребностей тоже: духовных, интеллектуальных и пр. Но на этом акцент не делается даже самими коммунистами, ибо при продвижении своих идей они в основном апеллируют именно к удовлетворению материальных потребностей, чем завлекают электорат.

Когда я спрашиваю идейных (как они себя считают) коммунистов, почему вы за коммунизм, что вам он даст такого, что вам не может дать капитализм, как правило, ответы сводятся в стандартный набор льгот: бесплатное жилье, образование, бесплатная медицина, бесплатные детские сады, кружки и так далее. И это вполне правильно, я бы сюда еще добавил безусловный базовый доход.

Хотя дело не в этих льготах, тем не менее они необходимы. Человек не может стать полноценным Человеком просто по факту рождения, его надо воспитать, образовать. И если на пути становления Человека будут возникать всякие искусственные препятствия типа: дорогое образование, платная медицина, отсутствие жилья, - то, конечно, бытовые проблемы и необходимость тратить силы и время на выживание, а не на свое развитие значительно затрудняют, если не блокируют полностью, этот процесс.

И все-таки коммунизм не про удовлетворение материальных потребностей. Я в этом глубоко убежден. Коммунизм — это философия освобождения человека. Освобождения от необходимости тратить свою жизнь на выживание. Коммунизм — это философия полноценного, всестороннего развития личности. «Скачок из царства необходимости в царство свободы» (Ф. Энгельс). Поэтому ключевой характеристикой коммунизма является наличие у человека свободного времени и возможностей для такого развития.

По сути присущие коммунизму (на социально-культурном уровне) черты имеют косвенную связь с производственно-экономическим базисом. Экономика может быть рыночной, но при этом человек может обладать таким количеством свободного времени и такими возможностями для развития, какие мог бы дать самый утопичный коммунизм.

Напомню, что в теории коммунизм подразумевает общественную собственность на средства производства, плановую экономику и систему общественного управления вместо государственного аппарата. Однако надо понимать, что коммунизм как форма общественно-экономических отношений существует не ради общественной собственности и социальных благ, а ради одной задачи: свободное и всестороннее развитие человека.

В свою очередь капитализм характеризуется стихийной рыночной экономикой, частной собственностью на средства производства и системой государственного аппарата, как правило, отстаивающего интересы не большинства, а узкой прослойки самым богатых, олигархов и им подобных. Но капитализм страшен не этим. Капитализм опасен своей философией, которую можно выразить в двух принципах:

1) пропаганда материальных ценностей, восхваление коммерческого успеха, борьбы за ресурсы, культ золотого тельца, пропаганда социал-дарвинизма, экономического неравенства людей;

2) крайне негуманное и несправедливое распределение результатов труда, неравный доступ к технологическим, научным, культурным достижениям и благам цивилизации.

Собственно, второй принцип вытекает из первого. Поэтому для человечества важно изменить именно ценностную парадигму своего существования.

Важно, чтобы в системе ценностей человечества материалистическое отношение к жизни было обескровлено. Необходимо первый принцип капитализма лишить своей силы: необходимо, чтобы материальные ценности перестали считаться ценностями в сознании человека, чтобы они утратили свое притягательное и мотивирующее воздействие.

Как этого добиться? Решение данной проблемы предлагается в рамках теории коммунизма. Якобы при высоком уровне технологического развития средств производства, будут в большом количестве все предметы потребления, так что предельная полезность и ценность материальных вещей будет сведена к нулю, и люди перестанут к ним стремиться, мотивирующая сила материальных вещей пропадет сама собой в связи с их избыточным наличием.

Я считаю, что подобный алгоритм решения вопроса является марафетным, то есть не искореняется причина неравенства: животное стремление индивида доминировать в человеческой иерархии. Для большинства людей именно обладание материальными вещами является самым простым и доступным инструментом самовыражения, способом выделиться из толпы, продемонстрировать свою воображаемую доминантность. Данная потребность никуда не исчезает, каково бы изобилие предметов потребления ни было в общественном распоряжении.

При этом теория коммунизма задает верный вектор решения данной проблемы, который самими «коммунистами» почему-то всегда отодвигался на второй план и особо не разрабатывался. Именно в основной задаче коммунизма, а именно: в полноценном и всестороннем развитии человека, - заключена идея о переориентации ценностных и смысловых установок личности и смещении фокуса с материальных потребностей на потребности интеллектуальные, духовные и пр. Я считаю, что именно в этом направлении следует искать ответ.

К сожалению, помимо декларации необходимости воспитания всесторонне развитого Человека коммунизм не дает конкретных способов, методологии, как его воспитать, как убедить личность, что саморазвитие приятнее и важнее, чем хлеб с маслом и икрой. А это экзистенциально важно. Без создания методологии воспитания и самовоспитания такого Человека, общество неизбежно будет скатываться в рыночные материальные и социал-дарвинистские отношения. Мещанское (то есть ориентированное на материальное потребление) сознание развалило коммунистическую идеологию Советского Союза и само государство. Без вакцины от вируса мещанского сознания невозможно построить справедливое общество всесторонне развитых Людей.

На мой взгляд, то, что питает капитализм сейчас, способно его и похоронить: а именно стремление людей к позитивным эмоциям и переживаниям. Более подробно о мотивирующей силе позитивных эмоций и переживаний можно почитать в первой и второй частях цикла.

Заблуждение 2. «Труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни»

Я ни в коем случае не подвергаю сомнению эту мысль К. Маркса. Но в данной фразе нет ответа, а почему, собственно, труд превратится в первую потребность? Другими словами, при коммунизме я хочу трудиться больше, чем кушать? Это вообще как? Из-за того, что отсутствует понятное объяснение этой фразы, она вызывает недоумение.

Действительно, не сам труд становится потребностью, но те позитивные эмоции и переживания, которые человек испытывает, выполняя творческую деятельность. Если хотите, появляется зависимость от этих позитивных переживаний. Такая вот своеобразная коммунистическая «НарКом(ания)».

Но эта зависимость конструктивная, она приводит не к деградации человека и разложению общества, а к полноценному всестороннему индивидуальному развитию и общественному прогрессу.

Грубо говоря, при капитализме человек кайфует от удовлетворения двух групп потребностей:

1) физиологических (пища, секс, комфорт);

2) в уважении и престиже (или потакании своему «эго»): социальный статус, власть над другими, как правило, выражающаяся в подавлении, сдерживании, выделении на фоне бедности других.

Это то, что называется социальный дарвинизм. На этом капитализм стоял, стоит и стоять будет. Капитализм органически не приемлет развития человека. Ему выгодно, чтобы человек оставался на низком уровне развития, на уровне животного. Именно на таком уровне возможна слепая погоня за животными наслаждениями и удовольствиями, что составляет основу мотивации при капитализме.

При коммунизме человек достигает такого уровня развития, что удовольствие и радость он получает от удовлетворения высших потребностей: в любви и самореализации. Сильные позитивные эмоции ему дарит творческая, познавательная (поисковая) деятельность. И, конечно же, самые яркие позитивные эмоции ему дарит творческая деятельность на уровне любви. Более подробно о формах творческой деятельности см. во второй части. (Любовь и помощь людям — это тоже разновидность творчества).

Только при коммунизме большинство людей способны подняться до осознания, принятия и «эксплуатации» по полной программе этих высших потребностей. Опять-таки с одной целью — получить максимум позитивных эмоций и переживаний.

Позитивные эмоции и переживания на высших уровнях не идут ни в какое сравнение с позитивными эмоциями на нижних уровнях.

Например. На одной чаше весов — удовольствие от того, что набил желудок, пусть даже и деликатесами.

А на другой — океан позитивных эмоций от творческой деятельности, решения задач, поиска ответов. Мы в школе на уроке физики знакомились с легендой про Архимеда, согласно которой он искал ответ на вопрос, сколько в короне золота, а сколько примесей. И когда он нашел ответ, он в экстазе воскликнул «Эврика!». Я представляю, какое удовольствие он испытывал при этом. Кто хоть раз ломал голову над какой-либо задачей, а потом вдруг как будто из ниоткуда, через озарение находил красивый ответ, понимает, о чем я говорю. Уверен, что эмоциональный след от решения этой задачи доставлял ему удовольствие до конца его дней. Это настолько сильные приятные переживания, что никакие деликатесы с ними не сравняться. Как известно, Архимед совершил еще много открытий: это жизнь, наполненная радостью и смыслом.

Самое главное, что каждый человек при должном развитии может стать Архимедом. Но и каждый может остаться мещанином с животными потребностями. Капитализм воспитывает животных, ему Человек не нужен. Коммунизм создает условия для развития Человека, для него мещане органически противоестественны.

Или другой пример. На одной чаше весов — секс. А на другой — любовь, помощь людям, служение обществу, воспитание детей.

Я думаю, каждый родитель со мной согласится, что нет большей радости, чем общение с ребенком, его воспитание. Каждый влюбленный знает высшее блаженство — это быть рядом с любимым человеком. Кто хоть раз помог человеку, знает, как приятно чувствовать его благодарность.

По сравнению с этими эмоциями и переживаниями, секс — это рафинированное, опустошающее и выхолощенное наслаждение. Однако капитализм именно секс возводит в культ, делает из него высшее доступное человеку переживание, чуть ли не цель жизни. Это мощнейший инструмент управления на животном уровне. А капитализму, как известно, не нужен человек, ему нужен скот, которым можно манипулировать. И при капитализме у человека не остается времени для любви. Есть короткие перерывы на секс.

При капитализме жизнь как будто проходит мимо, потому что она пуста и бедна из-за отсутствия радости. Вместо общения с любимыми людьми человек безвозвратно, в суете набить карман хозяину, тратит драгоценное время, за которое он в итоге получает пару рублей. А это же самое время он мог бы провести с любимыми, испытывая миллионы мгновений счастья...

В капитализме отсутствует ценность сопереживания и коллективизма. В основе - конкуренция: обогнать, задавить, придушить конкурента, а лучше всех окружающих. Да в этом тоже есть удовольствие: удовольствие животного, демонстрирующего свою доминантность. Но совсем не принято говорить об удовольствии, которое человек получает, когда помогает другому. Это очень приятное, высокое по энергетике переживание, которое намного качественнее, чем мещанское злорадство от своего превосходства. Как говорила героиня романа И. Ефремова «Час Быка»: «Нет выше радости для человека, чем отдавать и помогать».

Заблуждение 3. Коммунизм — это аскетизм и самоотречение

Поверхностно рассуждая, так может показаться. Но на самом деле, коммунизм — это философия самых неисправимых эгоистов.

Да, при коммунизме не будет сверхбогатых. Не будет в личной собственности яхт, самолетов, замков. Но и ресурсов Земли не хватит, чтобы каждому построить по самолету. Вообще давно пора отказаться от шального потребления и расходования ресурсов планеты. Потребление должно быть рациональным и функциональным, а не эпатажным и бесполезным. Это по сути даже не имеет прямого отношения к коммунизму. Это просто здравый смысл.

Но зато у всех будет бесплатное жилье, бесплатное питание, образование, медицина. Живи, твори и радуйся! Что еще надо?

В принципе, это доступно уже сейчас. Но из-за варварски тупого и негуманного распределения, характерного для капитализма, кто-то покупает десятую яхту, а кто-то живет на пенсию 15 тыс. руб.

Также напомню, что любая покупка удовлетворяет все то же желание - получить удовольствие и испытать позитивные эмоции. В том числе это касается покупок на уровне потребности в уважении и престиже. На этом уровне начинается так называемое "элитарное" потребление: покупка люксовых автомобилей, часов, брендовых вещей и т.д. Нет такого предмета потребления, который бы при покупке не имел цель получить позитивные эмоции. Но позитивные эмоции при этом, во-первых, далеко не всегда появляются, во-вторых, они тухлые, с душком мещанского злорадства. И почти всегда они быстро улетучиваются: уже через пару-тройку дней покупка (даже если это яхта или пентхаус) не вызывает особого волнения. И уже хочется купить что-то еще, круче, дороже - все ради новых позитивных переживаний.

Это очень неэффективный, разорительный и бесперспективный способ получить позитивные эмоции. Проще, быстрее, чаще можно испытывать гораздо более сильные и качественные позитивные эмоции и переживания, удовлетворяя высшие потребности: в любви и творческой деятельности.

При коммунизме человек не хочет довольствоваться эмоциональными объедками, низкими, пустыми эмоциями. При коммунизме человек хочет высших эмоциональных переживаний, максимально ярко и часто испытывать позитивные эмоции. Разве это самоотречение? Конечно, нет. Наоборот, человек настолько любит жизнь, себя, что не хочет впустую и безрадостно прожить свою жизнь.

Сравните:

Человек, переполненный позитивными эмоциями от общения с любимым людьми и от творческой деятельности, — это типичный представитель коммунизма.

Вечно унылый, временами злорадствующий мещанин, мечтающий закрыть ипотеку (или хотя бы дотянуть до пятницы) и потеющий в дурной погоне за прибылью для хозяина, - это типичный представитель капитализма.

Что вы выбираете?
источник https://dzen.ru/a/Zg-ZkF_j1E4bYzU6
← Поканата към рая. "Romania mare" Поканата към рая. Част 7 " Москва" →

Комментарии 1