ДНЕВНИК ИНСТРУКТОРА РАЙКОМА КПСС.
Зачем этот дневник? Пусть у следующих поколений будет как можно больше свидетельств тех, кто жил при реальном социализме, работал, учился и не был профессиональным писателем. Персонажи, описанные здесь, собирательные. Совпадение имён, отчеств или фамилий может носить только случайный характер. Описанные события происходили в разных районах трёх регионов Сибири, но они так типичны, что могли происходить в каждом райкоме партии.
Перспектива построения справедливого общества, принципы коллективизма, равенства и впредь будут находить отклик в душе людей. Большевики проповедовали альтруизм, аскетизм, интернационализм, братство и пролетарскую солидарность. Только сами не жили по своим проповедям. «Делай так, как говорит мулла, не делай так, как делает мулла», - гласит пословица. Кризис поднял вопросы национализации, государственного регулирования. Встаёт вопрос об итогах 20 лет реформ. Народу отдали в собственность их же квартиры, но отобрали сбережения. А кому досталась вся госсобственность в результате самой мошеннической в мире приватизации? И маятник общественного сознания качнулся к идее справедливости. Один тупик в ХХ веке мы уже прошли и, возможно, проходим второй, но некоторые политики норовят вернуть нас в первый, пусть и перекрашенный. Обладают ли они широтой мышления?
Социализм на практике был всего лишь государственным феодализмом. Земля принадлежала феодалу (государству), который управлял ею и закреплённым на ней населением через своих вассалов - партийных вождей республиканского, краевого областного и районного масштаба. Оставались элементы крепостного права: натуральный налог, барщина, невозможность выехать в другую местность и за границу. Вассалы вели себя как хозяева, руководили законодательной, исполнительной, судебной властью, прессой и общественными организациями. Вождь мог послать всю партию на кукурузу, на перестройку, ввести войска в чужую страну, запретить генетику и кибернетику. Поскольку при большевиках у народа так и не проявилось должной сознательности, её заменял страх. Радикальным способом устрашения были репрессии. Поиски врагов для оправдания неумелого руководства, пытки, "царица доказательств" - всё происходило в соответствии с "Молотом ведьм", как в средние века. Но угроза наказания и дестабилизировала. А производительность труда так и не догнала капиталистическую. Феодализм и привёл к раздробленности и распаду на княжества, когда тиски центральной власти ослабли при первых проявлениях демократизации.
Строй приговорили верхи. Они ездили за границу, сравнивали. При аресте одного секретаря крайкома, следователи удивлялись количеству сорокалитровых фляг, наполненных золотыми изделиями. При социализме столько не истратить. Смена строя нужна была правящей элите. И перестройка (смена строя) началась: хаотично, без плана. Антиалкогольная кампания и кооперативное движение породили рэкет и мафию. Элите и досталась вся госсобственность.
В последнее время часто поднимается вопрос о положительной роли большевизма, Ленина и Сталина в истории, в Великой Отечественной войне, наблюдается ностальгия по созданной ими системе управления. Народ жаждет лидера, способного обуздать распоясавшуюся элиту. Но даже Сталин, по воспоминаниям Константина Симонова при всей власти, которую он сконцентрировал в своих руках, опасался, что подчиненные сделают из него «факсимиле» для утверждения согласованных за его спиной решений. «Я не могу все знать. Я обращаю внимание на разногласия, на возражения, разбираюсь, почему они возникли, в чем дело. А они прячут это от меня» - сокрушался Сталин.
Проходят годы, десятилетия, плохое забывается, людям свойственно идеализировать прошлое. Романтическое помнится дольше. В ХХ веке мы одержали много побед, и их могло быть значительно больше, если бы не зажималась инициатива, творческий потенциал. Леонид Ильич Брежнев говорил: «И советские люди знают – там, где партия, там успех, там победа!» Чаще было наоборот, где успех, где победа, там появляется лозунг «Слава КПСС». Все были моложе: и мы, и наши родители, наши дедушки и бабушки. Был патриотизм, гордость за свою страну, за своих спортсменов, за Курчатова и Королёва, Жукова и Рокоссовского, Виктора Талалихина и Серёжку Тюленина, Гагарина и Терешкову, за большие победы всего советского народа и победы каждого человека, одержанные над собой, над обстоятельствами.
Владимир Кудренко.
2. ПРОЛОГ.
«Комсомол – верный помощник и боевой резерв КПСС». (Из Устава КПСС)
В череде агитационных комсомольских мероприятий, пропагандисткой трескотни и откровенно «воробьиного шуршания в вениках» были те, что позволяли молодёжи проверить свои силы, испытать свой характер, обрести большую уверенность в себе. 17 февраля 1970 года райком комсомола (первый секретарь Киваев Иван Петрович) организовал многодневный лыжный сверхмарафон для комсомольцев – «Звёздную эстафету». Из райцентра на север и на юг вышло две группы лыжников по четыре человека. На юг пошли ученики школ райцентра: Борис Климов, Неворотов Владимир, Паршков Анатолий и я. На север отправили четырёх рабочих предприятий посёлка.
В два часа дня нас проводили от здания райкома с торжественными речами, горячими напутствиями, но без машины сопровождения. Нагруженные тяжёлыми рюкзаками мы вышли в сторону центральной усадьбы ближайшего совхоза по снежной целине. Опыта ходьбы с грузом ни у кого не было. Торопились. Когда прошли километров семь, и до села оставалось «рукой подать», сил ни у кого уже не было. Хотелось только одного: повалиться на снег и немного полежать или посидеть, несмотря на двадцатиградусный мороз. Но что-то подсказывало, что этого делать нельзя. Из последних сил мы дотащились до совхозной столовой. Там нас обогрели, накормили, напоили горячим чаем, выделили крытую тентом машину сопровождения, которая повезла наши рюкзаки. К лыжникам присоединились два местных тракториста: Копотилов и Петров. Эстафета двинулась в следующий совхоз, до которого было всего четырнадцать километров. Без рюкзаков идти намного легче, поэтому прошли быстро. В центральной столовой нас ждал ужин и тёплое общежитие с белыми простынями. Вечером ещё и в кино сходили, в местный клуб. Вспоминая события прошедшего дня, понимали, что могли в этот день замерзнуть, если бы присели отдохнуть.
До центрального отделения следующего совхоза – 15 километров. Нас уже восемь человек. Прошли быстро, за полтора часа. Теперь шли вдоль дороги по следу гусеничного трактора ДТ-75. Опять торжественная встреча, обед, ужин, кино, постель. Заполняю вторую страничку в дневнике эстафеты. О чём разговаривают молодые люди в большой комнате гостиницы? О том, что их более всего волнует. О сексе. Умудрённые опытом «труженики полей» хвастаются перед школьниками своими многочисленными победами на любовном фронте, будоража им кровь. Большинство рассказов похоже на правду, вероятно, услышанную им от старших товарищей. Ещё рассказывают о лыжных переходах, о забавных случаях из жизни лыжников, «интересных» обморожениях.
Следующий переход – самый длинный: 35 километров до центральной усадьбы самого дальнего совхоза. Но мы уже привыкли к переходам. По пути возлагаем венок на могиле Киселёва и Телятникова, погибших в Гражданскую войну. В дальнем совхозе – день отдыха. Меняю треснутые лыжи. Инструктор райкома комсомола, присоединившийся к нам по пути эстафеты, дает мне свои, а сам едет в машине сопровождения. Отдаю Тольке Паршкову свой тёплый свитер. Мои родители припасли одежду на все случаи жизни.
30 километров пути до следующего села проходим весело. Мы втянулись в ежедневную работу, загорели. Летим, как на крыльях. Светит февральское солнце, искрится снег. Совсем не помешали бы солнечные очки, как у альпинистов. Встречаемся с северной группой лыжников. Северяне рассказывают, что они шли на лыжах только до первого центрального отделения – это шесть километров. А потом выходили на лыжах из центра совхоза, садились в машину сопровождения и доезжали до окраины центральной усадьбы следующего совхоза. Надевали лыжи, разворачивали знамя, входили в село. Все они взяли с собой из дома денег, жили не только на командировочные. Поэтому не только ели, но и выпивали. А наша южная, «младшая» группа честно прошла сто двадцать семь километров – три марафонские дистанции за пять дней. Мы выдержали все испытания, не обморозились, не набили мозолей. Самые главные победы человека – это победы над самим собой: «Это я могу! Мы это сделали!»
Вечером иду ночевать к родственникам. Это брат моей бабушки Захарнёв Данила Прокопьевич и его жена Аграфена. Они встречают меня приветливо. У Захарнёвых вообще принято радушно встречать гостей, особенно родственников. Уже 22 февраля. Заполняю очередной листок дневника эстафеты. Завтра буду дома.
К полудню 23 февраля прибываем в районный центр. Двадцать километров проходим по времени первого разряда. Подходим по центральной улице к памятнику войнам-землякам, павшим в Великой Отечественной войне. Там идет комсомольский митинг. Мы пришли немного раньше, сократив этим торжественную речь первого секретаря. Меня встречают родители. Отмечают мой загар и некоторую мужественность. Отец говорит: «Пора начинать бриться». Сдаю в райком дневник пробега. 23 февраля 1970 года - воскресенье. Мне ровно пятнадцать с половиной лет - я самый младший участник эстафеты. Бросить вызов времени, возможно, в этом и состоит смысл жизни?
Только через восемь лет комсомол достигнет своего «пенсионного» возраста, страна будет праздновать его шестидесятилетие. Сейчас он ещё бодр и лёгок на подъём, полон сил и устремлений на комсомольские стройки, в степи и тундру, «за туманом, за цветами и за запахом тайги», в армию и на флот.
Далее читать на:http://www.chitalnya.ru/work/329459/