Переселение народов в Буджак-Бессарабию. Ф. Гагауз

0
Голосов: 0

3107

Переселение народов в Буджак-Бессарабию. Ф. Гагауз


На основании указа императрицы Елизаветы II балканским народам «греческого вероисповедания» было разрешено массовое переселение в пределы империи. В Буджак-Бессарабию хлынули переселенцы: болгары, гагаузы, греки, сербы, угро-валахи, молдаване, трансильванцы…
Но переселялись в Бессарабию не только молдавские крестьяне, но и родовитые бояре, которые принимали подданство Российской империи. Первым гражданским губернатором Бессарабии в 1812 году был назначен Скарлат Стурдза – молдавский боярин, переселившийся со своей многочисленной семьёй в Россию после Ясского мира 1791 года. Жил в Петербурге и получил от императрицы поместье в Могилёвской губернии. Однако назначение этого 97-летнего боярина из запрутской Молдовы на должность губернатора Бессарабии, как считали многие современники, было неуместным.
Но назначен он был по тем соображениям, что будучи сам переселенцем, будет с пониманием относиться к нуждам переселенцев из Балкан. Во исполнение воли императрицы он должен был «принять православные народы: сербов, македонцев, болгар и валахов на поселение и вечное подданство России». Но первое, что сделал Стурза – записал гагаузов и русинов-руснаков, являвшихся коренными жителями Буджак-Бессарабии, как переселенцев без права на земли. В дальнейшем это использовалось при определении статуса гагаузов и русин-руснаков как не коренных жителей Буджак-Бессарабии.
***
Запрутские же бояре из Угро-валахии, Молдовы и Трансильвании были зачислены им как местное население с правами на землю. Они незаконно захватили в Буджаке 117 201 десятин земли. Подобный захват происходил и в других уездах Бессарабии. Государство не признавало этот захват и называло эти земли «владения, спорные с казной». Также Стурдза известен в истории тем, что всего через три месяца после своего назначения, край под его руководством просто погряз в коррупции. Окружив себя земляками молдавскими и угро-валахскими боярами, он создал в Бессарабии аналогичную систему управления Османского Дивана запрутской Молдовы. В правительстве 7 мест из 12 были отданы молдавским и валахским боярам, а во главе уездов находились назначенные им исправники.
Он на некоторое время приостановил приём задунайских переселенцев болгар и гагаузов. Произошло это не без влияния бояр из его окружения. Новоявленные помещики быстро получили право на частное владение землёй в Буджак-Бессарабии. Сначала переселенцам, оседавшим на землях, записанных на запрутских бояр, власти не давали возможности воспользоваться трёхлетней льготой, освобождавшей их от уплаты податей. Затем окружение Стурзы, чувствуя свою безнаказанность, начало распространять крепостные порядки на всех задунайских переселенцев и очень быстро вошло в роль местных феодалов-помещиков. Они рассматривали всех не иначе как зависимых от них крестьян, которые были обязаны платить назначаемые ими налоги и отбывать различные повинности.
***
У Стурдзы были серьёзные разногласия с первым митрополитом русской православной Церкви Бессарабии Гавриилом (Григорий Григорьевич Бэнулеску-Бодони). Стурдза открыто выступал против влияния церкви на общественную жизнь населения края и всячески препятствовал строительству православных храмов, считая что именно церковь консолидирует переселенцев и подорвёт, построенную им на запрутском боярстве систему власти. Но в Санкт-Петербург продолжало поступать большое количество сообщений о злоупотреблениях временного управления края.
В музейном архиве города Чадыр-Лунга сохранился документ, датированный 4 февраля 1812 года – это обращение болгарских переселенцев графу М.Л. Кутузову: «…назад тому два года как мы переселись в Бессарабию. Но вскоре после того молдавское начальство с разными откупщиками зачали брать от нас разные подати и не позволяют нам никакого рода торговли весть. Особливо делают нам разные обиды и препятствия. Отчего весь народ доведён до изнурения. Что если не избавимся от истового притеснения, то должны удалиться от сей земли в другие края».
Есть архивный документ, где представитель сельской коммуны с фамилией Гагауз написал подобное прошение от имени жителей одного из сёл к российской администрации края. Оно было составлено на греческом языке. Из-за систематически увеличивающихся жалоб от жителей края Российское правительство в 1813 году послало в область Буджак-Бессарабии ревизора А. Байкова. Он вскрыл многочисленные факты злоупотреблений в управлении края. Именно этот отчёт и послужил основанием для смещения Скарлата Стурзы с поста губернатора Бессарабии.
***
Назначенный вместо Стурдзы новый губернатор области генерал И.М. Гартинг (1813-1817) писал в письме от 30 января 1814 года министру полиции Вязьмитинову: «Члены не только 1-го департамента, но и общего собрания, пользуясь большинством голосов их и защищаясь многоразличными и неудобопостижимыми обычаями, о коих, однако же, нужных актов не представляют, употребляют себя более к нарушению, нежели к соблюдению правосудия. Видя же, что по прошествии годичного срока службы, они не сменены, возмечтали, что и сменить их нельзя, и поэтому выходят из повиновения...
Я нахожу себя в затруднении исчислить все ни с чем несообразные поступки и деяния их, противные даже здравому смыслу, не говоря уж о законах. Но ещё больше угнетение обывателей умножается алчностью и беспредельным прочих земских чиновников и исправничих служителей, потому что каждый из них старается безмерно нажиться, не упуская ни одного случая ограбить жителей, несмотря на то, что переселенцы были и так разорены и бедны. Исправники не имели даже простого сожаления к человечеству, полагая вообще, как все тамошние бояре, что низший класс ничего, кроме презрения, не стоит, и что эти поселяне родились и умереть должны в порабощении и угнетении»…
Представляя проект о преобразовании управления Бессарабской областью в письме министру юстиции Трощинскому от 26 февраля 1815 года генерал И.М. Гартинг писал: «Несмотря на то, что, по присоединении Бессарабии к России, жителям были дарованы разные права, а также разрешено не платить податей три года, однако исправники собирали все эти подати в свою пользу, и угнетениями, корыстолюбием и несправедливостью доводили поселян до того, что совершались частые побеги казённых поселян в пределы Оттоманской Порты – значит не хорошо жить им в Бессарабской области!».

Массовое переселение народов в Буджак-Бессарабию (продолжение)
Культурная пропасть между российскими чиновниками-дворянами и молдавскими боярами с их полу-мусульманскими привычками была столь очевидна, что не оставляла никаких сомнений, что это положение дел надо срочно менять. Какой-то порядок начал выстраиваться только после того, как в Бессарабской области российский император стал назначать на должности генерал-губернаторов только российских дворян, а угро-валахских и молдавских исправничих чиновников, назначенных Стурдзой, начали массово заменять.
В 1816 году была учреждена специальная комиссия для временного управления румелийскими и болгарскими переселенцами и составлена инструкция, в которой описаны обязанности её членов. «…Комиссии в особенности обязывается наблюдать, чтобы переселенцы не терпели ни малейших притеснений или обид и стараться дружелюбным и ласковым обращением с ними. Комиссия объявит им всем милости, кои благоугодно было Государю Императору излить на сих новых подданных Его Величества», – так написано в одном из пунктов инструкции.
В 1818 году председателем Попечительского Комитета «иностранных переселенцев Южной России» был назначен генерал И.Н. Инзов, а с 1820 года он был и полномочным наместником Бессарабской области. Иван Никитич Инзов – внебрачный сын Екатерины II, вместе с М.И. Кутузовым в 1789 году принимал участие в осаде и взятии османских крепостей Аккерман, Бендеры и Измаил. Он курировал исполнение «Указа об устройстве задунайских поселенцев», занимался вопросами обустройства новых поселений, создания в них церковно-приходских школ, строительства церквей, разработал инструкцию о сельских приказах, уделял особое внимание управлению уездов.
***
Ложь, культивируемая в наше время, о том, что Россия аннексировала Бессарабию у Молдовы, была заложена ещё боярами из окружения Стурдзы, которым не дали грабить переселенцев. Это в их традиции. Раннее запрутские бояре наложили на истинного борца за интересы народа угро-валахии Влада Цепеша клеймо Дракулы. Народ любил Цепеша за то, что он установил один закон и для бояр, и для народа, а также мечом пресекал воровство и несправедливость. Именно поэтому бояре подло убили его и оболгали. Болгарским, гагаузским, молдавским и прочим переселенцам были предоставлены условия для культурного и экономического развития.
***
Согласно императорскому указу «О переселении в Бессарабию болгар и других задунайских переселенцев с присовокуплением ведомости округам, назначенным для поселения их» от 29 декабря 1829 года, переселенческие семьи должны были быть наделены землёй – до 60 десятин, освобождены от налогов и повинностей, рекрутского набора на 50 лет. Гагаузский просветитель Михаил Чакир писал в книге «История гагаузов Бессарабии» в 1934 году, что старожил из села Авдарма Николай Касым хранил грамоту, которую дал гагаузам Бессарабский дворянин Бальш, владевший имением в селе Орак (ныне Леовский район): «Оракские гагаузы честные, правдивые, смирные, мастеровые, добродушные, гостеприимные, путников встречают, как родственников, трудолюбивые, миролюбивые, добрые, остерегаются пьянства, скандалов, всякого зла. В сёлах Орак и Чадыр среди гагаузов не было ни воровства, ни грабежа, ни мошенничества».
Сын дворянина Бальша Игор Бальш, два срока избирался на должность предводителя бессарабского дворянства и отказался от третьего только ввиду слабого здоровья (умер в 1857 году). Общественный деятель построил в Кишинёве приют, который существовал на пожертвования, находясь в ведении Бессарабского губернского попечительства детских приютов. К этому времени гагаузы и болгары по численности составляли основное население юга Бессарабии. Если переселение с Балкан гагаузов, болгар, греков, сербов было обусловлено гнётом и религиозным притеснением со стороны осман, то переселение угро-валахов, молдаван и трансильванцев было обусловлено, прежде всего, их крепостной зависимостью от бояр в кнезатах Угровалахии, Молдовы и Трансильвании, где крестьяне страдали от барщины, оброка и других повинностей. Это способствовало их массовому переселению на свободные от крепостничества земли Бессарабии.
***
Тогда Буджак-Бессарабия была в глазах угро-валахов, молдаван и трансильванцев более привлекательной, в то время как угровалашско-молдавские земли находились в зависимости от Османской империи, а Трансильвания была под католиками и протестантами Австро-Венгрии. Поток переселявшихся из-за Прута трансильванцев, угро-валахов и молдаван в первой половине XIX века был масштабным, до нескольких тысяч человек в год. Когда решался вопрос об административно-территориальном устройстве переселенцев в Бессарабию все права, предусмотренные для переселенцев с Балкан, распространялись и на переселенцев из Молдовы, Угровалахии и Трансильвании. Молдаване, угро-валахи и трансильванцы из-за Прута вошли в состав колоний задунайских переселенцев и стали одним из этнических компонентов государственных крестьян Бессарабии.
Таким образом, угро-валахи, молдаване и трансильванцы были, как сейчас принято говорить молдо-румынами, одним из элементов колонистской политики России. Северная часть Бессарабии, населённая до этого её коренными жителями русинами-руснаками, стала пополняться русинами из Карпато-Днестровских земель, Закарпатья, Галичины, Буковины и Подолья.
По итогам Крымской войны Россия лишилась военно-морского флота в акватории Чёрного моря и влияния на территории Балканского полуострова. Российскую Бессарабию лишили выхода к европейской судоходной реке Дунаю. По парижскому договору 1856 года, часть южной Буджак-Бессарабии, куда входили Кагул, Измаил и Болград, были отторгнуты и переданы запрутской Молдове и Угровалахии – вассалам Османской империи. О реальном положении запрутских княжеств в тот период пишет молдавский геральдист А. Нестерюк: «Османский султан Махмуд II (1808-1839) был именно тем человеком, который придумал для Угровалахии, тогда османской провинции, трёхцветный флаг. Он добавил к традиционным для этого кнезата жёлтому и синему цветам ещё и красный». В этой части Бессарабии запрутская власть бояр снова приняла власть османского господства.
***
В ноябре 1860 года властью угровалахо-молдавских бояр было подавлено массовое выступление гагаузов, болгар и русин-руснаков. Неудивительно, что многие жители этих земель самых разных национальностей, предпочли переселиться в пределы России.
← Бессарабизм против румынизации. П. Шорников Семья Котоман. Г.Танов →

Комментарии