Чийшия глазами имперца.
Село Чийшия расположено довольно правильными улицами вдоль Катлабугской долины и по ее возвышенным сторонам. От Чийшии до Кишинева, губернского города, 140 в., до Аккер-мана, уездного города – около120 в., до ближайшей станции железной дороги 17 в. Местность, принадлежащая жителям села, ровна, почва, хотя черноземна и годна для земледелия, однако не всегда с избытком вознаграждает чийшийцев потому, что нет вблизи ни озера, ни леса, ни реки, которые бы умеряли летний зной, часто гибельно действующий на созревающий хлеб. Климат описываемого края, за исключением летнего ежемесячного зноя, довольно сыр, но здоровью не вредит. Жители Чийшии – болгары, из которых одни перешли из Турции в Россию при Александре благословенном, а другие при Николае І. Умственное развитие чийшийцев, хотя и черепашьим шагом, однако идет прогрессивно, а нравственное – регрессивно и при том довольно быстро. Едва ли не большая часть молодых людей Чийшии с поразительным успехом развивает в себе наклонности к обману, мошенничеству, разврату и другим подлостям, которых прежде, как говорят сторожилы, все стыдились, а в настоящее время не только не стыдятся, а даже хваста-ются ими. В религиозном отношении большая часть чийшийцев – совершеннейшие невежды. В са-мом деле, можно ли иначе назвать таких людей, которые не знают даже название своей ре-лигии; которые ровно никакого понятия не имеют о церкви, которую они с давнего времени имеют, о кресте и литургии, на которую смотрят как на вовсе не постижимую для них молитву духовных, то есть священника и псаломщика, а на самих себя, как на пассивных зрителей, пришедших в церковь скорее из боязни или случайно, чем по другому, более христианскому влечению?Всех жителей села Чийшии 2900 д., между тем, детей-учеников только 70 д., из которых не больше 10 исправно посещают училище. Чийшийцы имеют двуклассное училище, о котором заботятся столько, сколько и о церкви, то есть, почти вовсе не заботятся, потому что не понима-ют значения ни церкви, ни училища. Если иногда и предпринимают что-нибудь для улучшения церкви или училища, то только в тех случаях, когда благомыслящим чийшийцам удается взять вверх над невеждами (большинством), что к несчастью бывает очень редко. Главное занятие жителей Чийшии – земледелие, которое из года на год все меньше и меньше их вознаграждает потому, что сильный зной часто портит хлебное зерно, а неумение поселян удобрять принадлежащую им почву делает последнюю малопроизводительной. Земледельче-ские орудия чийшийцев очень обыкновенны, а потому и общеизвестны, кроме англо-болгар-ских плугов, которые не везде еще известны и число которых постепенно увеличивается в Чийшии.
Пшеницу, рожь, ячмень и другие хозяйственные произведения чийшийцы вывозят в Измаил, где часто продают по весьма низкой цене, благодаря стачке [сговору] тамошних куп-цов (из греков и евреев). Все дома, хотя валькованы и покрыты камышом, однако иные так щегольски выглядят, что каждый может принять их в гигиеническом отношении за образцовые дома. Но стоит лищь зайти в любой из них, чтобы убедиться в поразительном контрасте между внутренностью и внешностью: сырость, сквозняк, духота, отсутствие свежего воздуха и достаточного количества света, нестерпимая вонь – ясно говорят что хозяева этих домов не имеют ровно ни какого понятия об убийственном влиянии вредного воздуха на человеческий организм. Со многими чийшийцами мне случалось говорить о необходимости поддерживать чистоту в жилых комна-тах, а в особенности заботиться о том, чтобы в таких комнатах постоянно был свежий воздух; но мне отвечали на это, что они хотя и живут в домах с таким скверным воздухом, однако здоровее живущих в чистых комнатах. Действительно, чишийцы не имеют права жаловаться на свое здоровье, потому что все лето, большую часть осени и весны, проводят под открытым небом, питаясь свежим мясом курей, уток, ягнят (летом), свиней, а иногда мясом зайцев, ку ропаток и дроф, но еще здоровее они бы были, если бы придавали больше значения чистому воздуху в жилых комнатах.Так как предки чишийцев несколько сот лет находились под властью турок, то успели пе ренять многое у последних, в том числе и домашние обычаи, из которых иные и теперь еще соблюдаются. Вот, например, два таких обычая. Молодая девица выходит на улицу Чийшии не иначе, как только прикрыв головным платком лоб, нос и рот, оставив очень маленькое отверстие для глаз; невесты же совершенно закрывают себе лица перед отправлением венчаться и открывают их только на четвертый день после свадьбы. Обычай предлагать гостям не стулья или скамейки для сиденья, а подушки, угощать их не на столах, а на полу – тоже восточный, который и до сего времени находит себе приют у некоторых чийшийцев.
Из религиозных обычаев, на стороне которых турецкое иго имело меньше влияния, укажу на следующие. Накануне Св. Георгия (23 апреля) каждый чийшиец должен осветить свой хлев, сарай и весь двор восковыми свечами, а в сам день Св. Георгия – должен заколоть ягненка, изжарить и съесть его в церковной ограде – тоже самое делают и в день Успения Пресвятой Богородицы. Другой обычай. Сейчас же после венчания каждая бра-чующаяся чета дает обет ежегодно закалывать овцу в честь избранного святого, что действи-тельно и исполняет до гроба. Домовые, лешие, русалки и другие страшилища русского народа вовсе не пугают чийший-цев; зато не знаю, найдется ли во всей Чийшии человек, который не боялся бы так называе-мых «тылысымов». Чийшийцы твердо верят, что в их селе есть «тылысымы», которых можно видеть только ночью и при том тем только счастливцам, которые рождены в субботние дни. «Тылысыми», говорят чишийцы, выходят ночью из земли в виде белых собак, кошек, медве-дей, волов, коз и других животных, но, если их не дразнить, никому никакого вреда не причи-няют. Они верят также, что каждый «тылысым» состоит из золотых монет и что следует лишь ударить его непременно левой рукой, чтобы обратить его в кучу золота. Беда только в том, «что более смелым тылысым на глаза не показывается, а только трусам…».В дни воскресные и праздничные чийшийская молодежь сходится на сельской площади, где до самого вечера танцуют разные танцы болгарские и молдавские, сопровождаемые ши-каньем, дикими криками и разными кривляньями молодых парней. Музыка, веселящая моло-дежь, состоит из одной скрипки и барабана, а когда музыкантов нет, что случается довольно часто, тогда девицы заменяют их своими песнями. Все почти песни, известные в Чийшии, сложены сотни лет тому назад на Балканском полуострове. Вот, например, одна из несметного числа песен, известных в Чийшии:
"Не плачи, майко, не тъжи, Че станах азе хайдутин,Хайдутин, майко, бунтовник,Та тебе клето оставихЗа пярво чедо да жалиш!Но кялни, майко, проклинайТаз турска черна прокуда,Дето нас млади пропядиПо тази тежка чужбина – Да ходим, да са скитамеНемили, клети, недраги!Аз зная, майко, мил сям ти, Че може млад да загина,През тиха бела Дунава!Но кажи какво да права,Кат ме си, майко, родилаСяс сярце мяжко, юнашко,Та сярце, майко, не траеДа гледа турчин, че беснейНад бащино ми огнище:Там, дето аз сям пораснали пярво млеко засука;Там, дето баща и братя Черни чернеят за мене!...Ах, мале – майко юнашка!Простима и веч прощавай!Аз вече пушка нарамихИ на глас тичам народенСрещо врагт си безверни.Там аз за мило, за драго,За теб, за баща, за братя,За него ще ся залова,Пак... квото сабя показеИ честта, майко, юнашка!А ти `га чуеш, майнолне, Че куршум пропей над село,И мамци вече наскачат,Ти излез, майко – питай ги,Де ти е чедо остало?Ако ти кажат, че азеПаднал сям с куршум пронизан,И тогаз, майко, не плачи,Нито пак слушай хората,Дето ще кажат за мене«Не храни майка излезе»,Но иди, майко, у домаИ с сярце сичко разкажиНа мойте братя неврястни,
Да помнят и те да знаят, Че и те брат са имали,Но брат им падна, загина,За туй, че клетник не траяПред турци глава да скланя,Сюрмашко тегло да гледа!Кажи им, майко, да помнат,Да помнат, мене да тярсят:Бело ми месо по скали, Черни ми кряви в земята,В земята, майко, черната!Дружина тръгва, отива,Пятят е страшен, но славен:Аз може млад да загина.Но... стига ми тая награда – Да каже нявга народът:Умре сиромах за правда,За правда и за свобода".
Из этой песни видно, как один из ревнителей свободы болгарского народа прощается с своею матерью, отправляясь в горы и леса Балканского полуострова, чтобы оттуда, вместе с подобными себе молодыми «отвами» следить за турками и жестоко мстить за свое порабощение.