Тараклийский театр "Смешен петък"

+1
Голосов: 1

1290

Тараклийский театр "Смешен петък"


В сумбурное перестроечно-перестрелочное время в Тараклии образовался любительский театр «Смешен петък»,который на мой взгляд достоин того,чтобы подробнее описать его творческую деятельность.Прежде всего «Смешен петък» представлял собой своебразную квинтэссенцию того подспудного и порой неосознанного движения народного духа. Самое поразительное,что дух проявился не только у старших 30-летних участников, но и у младших 16-20 летних, для которых театр стал неповторимым культурным заведением. Молодые ребята знали массу народных песен от родителей,а некоторые из них посещая танцевальную студию хорошо знали народные танцы и с удовольствием обучали им новичков. Эти молодые тараклийцы были удивительно деликатны и тактичны в своих романтичных авантюрах и создали такую духовную атмосферу, в которой пошлость не могла иметь место,а театральный коллектив был открыт для всех. За пять лет существования «Смешен петък» выдал 18 супружеских пар.
Но главное значение театра было в том,что он явился идеологическим прорывом. Впервые за всю историю местного населения со сцены сельских клубов зазвучала родная, естественная речь. И не только в пределах постановки, но и официальных речах. В те времена театр гастролировал по всей Бесарабии, и каждое выступение превращалось в манифестации. Спектакли обычно заканчивались патриотическими болгарскими песнями, и жители богом забытых буджакских сел не могли понять откуда вдруг взялось это молодое поколение смело утверждающее,что « болгарин-это звучит гордо». Чаще всего зрители бывали в замешательстве и не верили,что мы бессарабцы. Иногда мы показывали паспорта или указывали родственников из ихних сел. Затем начинались угощения, хождения по гостям и трогательное прощание под утро.
Особенно поразила меня аудитория в селе Нагорное(Карагач).Почему-то на спектакль «Мързеливата булка» в клуб пришли много пожилых людей и заняли даже проходы, сгрудившись вплотную к авансценею Их лица освещались со сцены и потому запомнились. Нужно упомянуть, что «Мързеливата булка» была написана по мотивам притчи нашим бессарабским автором-Николаем Тодоровым , и игралась на тараклийском диалекте. И прижавшиеся к сцене бабушки и дедушки во-первых,впервые видели театр,хотя бы и самодеятельный, во-вторых на родном языке и на такую знакомую им тему. В течении всего спектакля они узумленно, словно завороженные, смотрели приоткрыв рот. Это была магия родной речи. Она была ключом к их сердцам, ведь на болгарском языке с клубной сцены им еще никто не врал.
И ,все же, не лишенные честолюбия, мы желали проверить себя в Болгарии.И это случилось. Мы показали комедию «Женско царство» на фестивале в родопском селе Широка Лъка. Аудитория была совсем иной-сплошь артистическая интеллигенция. Мы страшно волновались, зная,что играем на нашем диалекте,приблизительно следуя авторскому сюжету и основательно перекроив текст.
В течении целого часа зрители беспрерывно хохотали и приходилось делать искусственные паузы перед следующей репликой, вновь заглушаемой хохотом. Мы даже слегка растерялись от такой реакции и только после всего,что случилось, в своей речи кмет села сказал: « Все присутствующие на спектакле много раз бывали в театрах,некоторые и сами актеры, комедию «Женско царство» мы с детства видели не раз, но такой искренности в игре актеров никто никогда не ощущал. Эти молодые наши братья из Бесарабии окунули нас в эпоху болгарского Возрождения и околдовали нас своей, уже утерянной в Болгарии старой речью и ее интонациями…»
А другой артистичный человек из Болгарии,поставивший несколько спектаклей в Тараклии и набиравший труппу чуть ли не из прохожих изрек: « Этот дикий и талантливый бессарабский народ!»
Это означает,что люди подметили нерастраченную духовную энергию бессарабцев, столетия не имевшая своего выхода и применения. А тут объявили гласность и культурную автономию!
Тараклийские национал-патриоты бросили вызов советской культурной системе и ее учреждениям. «Смешен петък» ушел из городского Дома культуры в здание колхозного клуба, где вскоре открылось Читалище с болгарской библиотекойю Спектакли стали давать прямо на улицах Тараклии,организовывали хоро и проводили песенные фестивали.и изучением историей нашего края. Тараклийцы мгновенно откликнулись на затеи молодых патриотов. Смущаясь, пожилые люди вновь,спустя десятилетия возвращались к местам своей молодости. Те времена не вернуть, но все же… И вновь закружились хороводы.Даже молодежь в эти дни на танцы в клуб не ходила, Был момент,когда собралось около 2 тысяч человек и число хороводов в тот день достигло до десятка. Это был тараклийский вариант митингов.
Затем прижился и стал официальным праздник болгарской культуры и писменности. Задолго до утверждения праздника вина в Тараклии несколько лет праздновался Трифон Зарезан,а однажды неутомимый директор Читалища Иван Боримечков на Тодоров ден организовал и конные скачки.
Гордской Дом культуры больше никто не посещал и,вскоре он был закрыт. В школах ввели болгарский язык и появились юные тараклийцы бойко говорившие и на литературном болгарском языке ,а также учителя-родолюбцы. Уже никто не сомневался,что у Тараклии болгарское сердце.
Тараклийский театр "Смешен петък"
← Каково быть зятем Л.И. Брежнева ? Отверженные тараклийцы →

Комментарии