Социализм-как неотчуждение труда.

0
Голосов: 0

268

Социализм-как неотчуждение труда.

Причина социальной конфликтности развитого общества - это его разделение на богатых и бедных, влиятельных и бесправных. Первоначальная причина такого разделения общества - в устойчивых шаблонах мировоззрения и образа жизни. Богатые мало тратят и много инвестируют, бедные много тратят и мало инвестируют. Богатые инвестируют не только в проекты, приносящие в будущем новые доходы, но и в проекты, увеличивающие их влиятельность на принятие решений об устройстве общества (начиная с разделения содержания собственного образования и образования остальных сословий).
Именно этот факт является базисным нарушением социальной справедливости. Он не присущ конкретно капитализму, а характерен для любого общества с сословной властью в сфере культуры и образования. Причем управление этими сферами действительно требует высокой квалификации для здоровья общества, и корысть управленцев является лишь небольшим побочным эффектом их деятельности. Тем не менее, философы веками ищут модели общества, минимизирующие найденные недостатки.
А есть ли Маркс в неомарксизме (Алексей Бодяшкин)

Человек и общество

Советское учение «марксизм-ленинизм» было хотя и демагогическим по происхождению, но содержало элементы действительно глубокого проникновения в суть природы человека, и открытия реальности неантагонистических общественных отношений. Популярный в марксизме постулат первопричинности «формы собственности на средства производства» оказался неточным, обобществление не принесло трудящимся власти. Власть в таком случае получают номинальные управляющие и особенно - те органы, которые их назначают и снимают. Нужно искать иной фактор, способный предотвратить непреодолимое расслоение общества по отношению к влиятельным общественным институтам.
Есть смысл обратить внимание на еще один элемент марксизма-ленинизма, а именно - отчуждение.
«Маркс в серии заметок «Экономические и философские рукописи 1844 года» выделил четыре типа отчуждения, которые происходят с рабочим, работающим в условиях капиталистической системы промышленного производства. Это отчуждение работника от его продукта, от акта производства, от его человеческой сущности, и от других работников»
Как понимать эти типы отчуждения? Какими институтами предотвращать это отчуждение? Как обеспечить высокую производительность труда с такими институтами? Как может быть устроено общество, построенное на принципах неотчуждения? Эти вопросы надо разбирать с разных сторон.

Что такое человеческий труд? Чем он отличается от физкультуры или разгадывания кроссвордов?

С экономической точки зрения, труд полезен только тогда, когда создается полезный обществу продукт. Неважно - материальный или нет, важно чтобы у продукта был покупатель (заработавший на приобретение другим полезным трудом). Но с человеческой точки зрения всё сложнее. Например,ученый год бился над решением сложной задачи - и не добился. Фермер год развивал свою птицеферму, вкладывая душу и выручку в расширение производства - а куры внезапно сдохли от эпидемии. Общественной пользы нет (даже вред). А труд - есть. Потому что человек «вкладывал душу».

Правильное ли место он нашел для вложения, мог ли предусмотреть и предотвратить проблемы - это отдельный вопрос, вопрос опыта и квалификации. Суть труда - в том, что человек инвестирует свои душевные силы в предмет, объект и результат своего труда.

«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Евангелие, Мф. 6:21)»

Нельзя отнимать у человека то, во что вложена его душа - родных, друзей, планы, опыт, труд, творения. Если отнимать - он начинает болеть и превращаться в эмоционального инвалида. Если бедный перестанет продавать свою душу за кусок колбасы или новый автомобиль - то даже если он не станет богатым, то станет счастливым. А счастливым людям проще договариваться, объединяться, обучать своим ценностям окружающих, переделывать общество под себя.

Как же человеку устроить жизнь так, чтобы он не был принужден обстоятельствами менять свои вложения в труд на жизненно необходимые блага? И чем тут поможет теория социализма?
Первым делом нужно изменить привычное социальное мировоззрение. Между принципами «Я работаю, потому что мне платят» и «Мне платят, потому что я работаю» - колоссальная разница.
В первом случае рабочая сила человека куплена работодателем.
Во втором случае человек меняет отходы своей творческой деятельности на плату от покупателя этих отходов.
Новейшее открытие всплеска заболеваемости. Как остаться здоровым (Гундаров)

Человек и общество

В этих отходах нет вложенной души, но есть польза. Человек делает не одно и то же день за днем, а растит свою квалификацию (инвестирует в нее), чтобы далее выработка пользы могла быть больше. Либо чтобы накопить ресурсы на свой новый проект. Работодатели при этом бывают разные: те которые сами имеют такое же мировоззрение, охотно идут на сотрудничество, потому что качество работы таких людей выше, а отношения честнее. Бывают и другие, которым важна не польза, а именно растрата души своих подчиненных. Выжатым человеком проще управлять, он проще сопротивляется, и вообще такая власть - затягивающее наслаждение. Рабочему надо уметь выстроить отношения так, чтобы эти варвары и паразиты не отняли у него то, на что не имеют права.
Он им не слуга, а деловой партнер.Поэтому первым институтом социализма должна быть новая мораль. Основанная на том постулате, что тратить душу на бытовые расходы - грех. Даже если человек делает это по собственной воле. А вынуждать человека так делать - это грех десятикратный.
Но человек рождается с большой душой, и она еще растет всю его жизнь. Куда же её девать? Нельзя же копить только в своих мечтах, планах и вещах? Конечно нет. Первым делом человечек и человек общается и познает мир. То и другое потребляет много душевных сил, но при этом остается с человеком. Встречаясь с давними друзьями и родственниками, мы это чувствуем, взаимно. А если вдруг в отношениях образовалось предательство - мы тоже это чувствуем, даже не обладая малейшей информацией. Если не начинем себя обманывать, конечно.

Общество, пронизанное личными отношениями и способное излечиваться от межличностных проблем, имеет доверительную атмосферу, которая позволяет открыто обсуждать как трудности, так и планы. Устраивать мозговой штурм и находить решения. Выявлять как таланты и способности, так и лентяев и обманщиков. А та часть души, которая была вложена в миропознание и мировоззрение - тоже остается с человеком всю его жизнь. Уточняясь и развиваясь как вместе с его сознательными усилиями, так и самостоятельно, на бессознательном уровне. В результате растет интуиция и интеллектуальная мощь. Привычка к доверию и развитию, взаимопонимание и солидарность - ключевые конкурентные преимущества такого социализма, недоступные иным платформам производственных отношений.

Но как к этому прийти и закрепить, какими средствами можно реализовать макроструктуру общества - нужно еще думать и думать.

Подробнее на https://aurora.network/articles/136-chelovek-i-obshhestvo/105450-sotsializm-kak-ne-otchuzhdenie-trudjashhikhsja
← Умирание белой расы. А. Фурсов Молдавский соратник Столыпина →

Комментарии 2