По волнам родовой памяти

0
Голосов: 0

2223

По волнам родовой памяти

Основанием для написания этого очерка послужило назначение директором тараклийского Музея культурного наследия Некит Татьяны.
Кроме того, что Татьяна уже известная личность в Тараклии общественно значимыми проявлениями, она является потомком двух крупных тараклийских родов- Карамалак и Некит.
А даже отрывочное знакомство с историей этих родов способно поразить воображение любознательного тараклийца и, если у него есть склонность и время, свободное от житейской суеты, то может написать и увлекательнейший роман.
Посудите сами. Я привожу несколько отрывков из книг П. А. Кайряк « Родословные древа Тараклии».
…Дмитрий Карамалак ( Карайнюйти) унтер-офицер, участник Болгарского ополчения (1877-78гг). Награден орденами и медалями.
Лазар и Кирил Карамалак с сыновьями эмигрировали в 1924 году в Бразилию. Лазар был тонким знатоком народной болгарской песни и известный этнограф Н.С. Державин писал:
« Я слушал Георгия Горановского и Лазара Карамалак (40 лет)…оба наделены хорошей памятью, известным вкусом к пению и хорошими, приятными голосами…»
Лазар в Бразилии стал священником.
…Василий Гонев Карамалак после февральской революции в России вместе с П.М. Кайряк воглавил тараклийский Совет, а его родственник Николай(Кюрчуйти) погибает во время артиллерийского обстрела Тараклии румынскими оккупантами в 1918 году.
Михаил Фомич Карамалак заканчивает исторический факультет Кишиневского университета и в качестве дипломной работы пишет реферат об истории нашего селения.
Этот реферат мне показывал Петр Афанасьевич, когда мы с ним познакомились в 80- годах. Тогда этот, скромный по нынешним меркам , труд был единственным машинописным источником краеведения.

…Когда примар Иван Семиновски образовал в Тараклии свою разбойничью банду в 30-х годах, то в качестве кучера взял Танаса Карамалак, имеющего хороших лошадей. Эта банда ограбила кубейского инкассатора на сумму 360 000 леев.
… Архип Васильевич (Кюрчуйти) заведовал мельницей Пасларя. Эмигрировал в Бразилию, но возвращается в Тараклию. Однако в 1944 году репрессирован и умирает в Кагульской тюрьме.
…У Петра Тимофеевича (1855) четвре сына. Двое из них-Васил и Иван были мобилизованы в 1945 году в трудовую армию, Магнитогорск, где и остаются жить.
Степан Петрович со своими сыновьями переезжает в совхоз «Дойна» (Ахендорф), а Михаил Петрович – в село Верхняя Албота. Один из его сыновей -Пётр Карамалак оседает в Киеве, становится чемпионом Украины. А затем и тренером сборной Монголии. Он же, видимо и стал наставником другой известной тараклийской личности - Георгия Карамалака (Бондик).
…Вдова Янко Некита, Стояна после убийства мужа в одной из стычек с турками в 1818-29 гг решает переселиться в Бессарабию с тремя сыновьями, чтобы спастись от неминуемых репрессий со стороны возвращающихся османов. В Тараклии их потомки заселяют часть Тараклии, известную, как «некитовата махала».
…Это род наиболее пострадал от репрессий:
Пантелей Васильевич (1885) был грамотным, преприимчивым человеком, участник Первой мировой войны. После возвращения с фронта , приобретает еще одну усадьбу, покупает 10 гектаров земли у алуатского помещика, строит винные погреба,торгует вином, имеет ветряную мельницу. Однако в 1940 году совесткая власть всё конфискует и Пантелей Васильевич пропадает без вести в лагерях. Его сын Тимофей в 1944 году был арестован и без всякого суда расстрелян в Кагуле, а его жену с детьми депортировали на Алтай.
…Самый младший сын Василия Янкова Некита-Василий был самым образованным и служил в царской армии офицером, награжден медалями за участие в первой мировой войне. В 1941 году он избирается примаром Тараклии в условиях , когда « русские ушли, но румыны еще не установились». С прибытием советской власти Василий осужден, а семья депортирована в Сибирь, где умирает его сын Николай. После амнистии в Тараклии жить запретили и семья Василия селится в Светлом.
…Семью Ивана Лазаревича депортировали на Алтай:
«..Однажды утром приходит председатель поселкового Совета И. Ф. Крясков с солдатами и еще одним человеком в гражданском и говорит на «подниматься». Я подумала, что ивана снова забирают , начала плакать и кричать. Председатель говорит, что «поднимать» и уезжать придётся всем. Тогда я немного успокоилась и начала собирать в сундук одежду и другие вещи.Но сундук не разрешили брать и тогда мы кое-что сложили, в сшитый из простыни, мешок…Погрузили нас в подводу и повезли в центр села. Там погрузили на машину и повезли на железнодорожную станцию. В этот день всё время шёл дождь. Доехали до станции мокрые. А там нас погрузили в скотовозы. Ни присесть, ни прилечь. Народу-битком, дышать трудно…
После долгой дороги приехали в Умть-Каменский район Алтайского края с село Калманку. Там нас определили в колхоз «Новая жизнь»…»
Семья с шестью детьми возвратилась в Тараклию в 1957 году.
Средний сын Иван Иванович закончил Харьковский авиационный институт, работал инженером и директором в АТБ «Югводстрой», затем избирается примаром Тараклии , а сейчас Главный администратор свободной экономической зоны»
…Поскольку не хватает земли , в 1932 г. Василий Великович Некит переселяется в село Антоновка Леовского района, где уже обосновались другие тараклийские фамилии: Лисица, Паскарь. Карамалак, Кайряк. И там сложился большой род Некитов и там они были передовыми: Старший сын, Николай Васильевич был долгое время Председателем колхоза, его сын инженером , внук Василий бригадиром, у которого сын Георгий закончил Кишиневский госуниверситет, работал в партийных органах , Первым секретарем Тараклийского района. Позже возглавляи тараклийское отделение «Банкэ сочиалэ», а в настоящее-управляющий Международным инвестиционным молдо-болгарским банком».
В книге бразильского писателя Косикова упоминается о семье Некит, сумевшей утвердить себя в далёкой и чужой стране.
Одним словом « кръвта вода не става», и когда придёт время выбирать примара Тараклии, не надо выслушивать очередные обещания кандидатов, а надо просто сходить в Музей и навести справки.
Я здесь привел отрывки родословных изложений для двух родов, а их в книгах Петра Афанасьевича- восемьдесят. Имеется у его дочери собранный материал еще на несколько десятков тараклийских родов.
← Как е на български "партньор"? Дуба. Рассказ →

Комментарии 1