По местам других Тараклий

0
Голосов: 0

2349

По местам других Тараклий



Если вы случайно посмотрите на карту южной Молдавии, то с удивлением обнаружите 5 населенных пунктов с названием «Taraclia», расположенных в разных районах.
В советское время подробных карт не было, межрайонные контакты населения были минимальными. Кое-кто в МССР знал про Тараклию возле Каушан. Наша Шоп Тараклия была в Чадыр-лунгском районе и в полном забвении. Про неё знали только в соседних сёлах. Зато про Твардицу знал весь Советский Союз и Болгария.
Во время первого противостояния тараклийцев с кишиневскими управленцами в 1992 году, пожелавших вновь отправить наше замечательное селение в небытие, и лишить его статуса райцентра, делегация из молдавских министров задержалась с приездом в Шоп Тараклию на несколько часов. Оказалось, что министры ехали ставить на место взбунтовавшуюся Тараклию, но не знали, где она точно находится и очутились в каушанской Тараклии, где местные молдаване с недоумением лицезрели на прибытие роскошных авто с рассерженными министрами…
Шоп Тараклийская краеведческая группа «Тарпан» решила внести полную ясность по поводу тараклийцев и запланировала посещение этих селений-тёзок. Однако в последний момент большинство группы решило, что это не совсем интересный маршрут и лучше готовиться к бессарабскому собору в Болгарадском районе. Однако меньшинство рискнуло пройти по местам , где расположены Тараклии и не ошиблось. Маршрут во всех смыслах был замечательным. В спортивном: из 200 км только Вишневка- Кантемир (25км) имело место асфальтированное шоссе, на котором советский, харьковский «Турист» и германская шоссейная иномарка « Giant» могли местами порезвиться. Остальная часть маршрута – асфальт с ямами, латками, трещинами и «стиральными досками»; щебеночные , просёлочные дороги и даже целинные взгорья и перевалы через холмистые затяжные кряжи…

ТАРАКЛИЯ де Салчия

По местам других Тараклий

Она расположена по соседству в Кагульском районе и вывеску с этим названием мы регулярно видели на кагульской трассе. В контексте этнической соревновательности мы сразу отметили, что здание строящейся церкви содержит в себе иную архитектуру, как в запрутской Молдове (с трансильванским акцентом), в полях много частных огородов и даже обнаружили настоящую овощную градину с перцем. То, чем раньше славились болгары осталось только в маленьком молдавском селе. Кроме этого, по всей зеленой балке вдоль села паслись стада домашних коров. Нигде не видели кучи вываленного строймусора или пластиковых бутылок. С приятным настроением мы продолжили путь на север и попали в следующее село с простецким названием Цэранкуца.
По местам других Тараклий


Напротив обычной сельско-шиферной улицы села наш взгляд зафисксировал роскошное розовое здание с красной металочерепицей. Мы догадались, что это новое здание школы. В селе проходили выборы примара и по улице были видны люди, стайками передвигавшимися к школе. Чтобы завязать разговор с хозяином магазинчика, возле которого мы остановились, я в шутку предположил, что такую школу им мог построить только Филат и его партия. Оказалось это действительно так и возле школы, куда стекались голосующие дежурили два навороченных джипа с упитанными, габаритными дядьками. Они даже слегка занервничали, когда мы стали фотографироваться на фоне школы и обелиска со списком жителей, погибших во второй мировой войне. На обелиске ясно было написано «Отечественная война». Так, что пропагандисткие разговоры об этническом мировозренческом размежевании- фантазии кишиневских писак и блогеров. Пожилые люди вежливо здоровались с нами, незнакомыми во всех 25 сёлах, с интересом и любопытством. Им было явно приятно поговорить по-русски. Ведь, теперь всё поменялось местами: интимным, доверительным языком стал русский. На нём можно узнать правду и он стал паролем нашего поколения советских людей. И, тем более, нас привечали в кантемирских Тараклии и Викторовке, где живут болгары и ради которых мы и пробирались в эти заповедные места. В знак солидарности хозяин магазинчика в Цэранкуце подарил нам бутылку газировки, полотенце и угостил мороженным. Под прощальные жесты наших благожелательных и случайных собеседников мы поехали в сторону Баймаклии.

ТАРАКЛИЯ ( Комрат)

По местам других Тараклий


Это самое малоизвестное селение расположено в югозападном уголке Комратского района. Мы к нему решили пробираться через холмистые кряжи проселочной дорогой от села Акуй. Село это, как и все в Буджаке носит ногайское имя, а не молдавское «Чей?». Дорога по которой мы последовали проходила по полупустынной, холмистой местности с первобытной травой, алыми маками, тырлами…
По местам других Тараклий

Через некоторое время сложилось впечатление, что мы не в Центральной Европе, а где-то в центральной Азии: Баймаклы, Акуй, Тараклы, Капаклы, Садык, Еникьой…на пути протекала речка, заросшая камышом и без мостов. Умудрились из камыша соорудить «понтон» и двинуться дальше. Набрели на стадо коров с быками и пришлось тикать сквозь заросли в гору пока были силы. Затем еще один перевал и перед глазами возникло небольшое сельце. Это и есть Тараклия. Здесь живут молдаване и гагаузы. Школы нет. Магазина нет. Все имеется в селе Садык в восьми километрах. Немного пообщавшись с жителями этого заброшенного уголка, мы помчались в сторону Садыка. Проехали его и остановились на берегу большого водохранилища. Забросили рыбную снасть и одновременно стали готовить себе кашу. Тут же нагрянул рыбинспектор на джипе в надежде поймать браконьеров, а увидев в котелке манную кашу успокоился и даже пожелал нам что-нибудь поймать.

По местам других Тараклий

По местам других Тараклий


ТАРАКЛИЯ (Кантемир)

Из места нашего ночлега по живописной просёлочной дороге выбираемся на республиканскую трассу и мчимся по шоссе в сторону Кантемира и через пару часов мы уже перед развилкой с указателем «Тараклия 6 км».
По местам других Тараклий

По местам других Тараклий


Подъезжали с неясным волнением, словно в гости к забытым родственникам. Первый же дом, который мы увидели был чисто тараклийской архитектуры, а через сотню метров мы уже беседовали с единственной жительницей, попавшейся на наших глазах. Узнали, что действительно кантемирская Тараклия была основана шоп тараклийскими переселенцами, купившие в этих местах земли. Фамилии те же: Дериволковы, Горановские, Паничерские, Кара… Школы в селе тоже нет и входит село в коммуну Плопь. Набрав из колодца студеной водички, мы поехали в село Викторовка. Взобравшись по маршруту на высокий холм, мы могли видеть глазами Александра Сергеевича:
« …Где Прут, заветная река…семействами болгары тут в беспечной дикости живут…» Вдали синели холмы Румынии, куда мы поедем следующим летом. А пока мы ехали по полям в Викторовку. Село оказалось расположено в живописной холмистой местности, ухоженное и чем-то смахивало на Кортен и Твардицу. Почувствовали себя как дома. К нам подходили «наши хора» , рассказывали о своих родственниках в «болгарской автономии»…
Мало кто знает, что испытали наши сородичи во время известной устрашающей акции «волонтёров» в 1992 году. Получив отлуп в наших местах, разъяренные «волонтёры» отыгрались на болгарах Кантемирского района.
«Теперь начинается самая трагическая часть. СССР разрушается в 1990 году и богато спонсированный извне нацизм охватывает Молдову и Украину. В Молдове около 35 тысяч волонтёров (национальная гвардия) направляются на юг чтобы “изгнать чужаков из Молдовы“. Леонида Лари – одна из нацистких лидеров привозит волонтёров и делает им большой митинг в Кантемире (20 километров от моего села). Волонтёры останавливают прямо на улице людей и те кто плохо говорят по молдавски попадают под расправу. Тракторист неподалёку от села конгазчик прямо в поле насмерть забит ногами за свой сильно выраженный акцент. Болгары в панике и напряжении. Мужчины моего села (человек 200) самоорганизовались и вооружились кто чем смог. На каждом въезде в село у нас блок-пост. На колокольне дежурный. Мама со мной и братиком наготове. В случае попытки волонтёров войти в село колокол должен звонить и мы должны убежать в лес. Такова была реальность в которой я прожил несколько недель. Эти события не документированы. Ни одна газета, ни один музей, ни одна историческая книга не содержит ни одного напоминания об этом. В молдавской прессе эти события до сего дня табу. Большинство событий забыто.»

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1569368966644956&set=a.1392276691020852.1073741828.100007156031900&type=1&pnref=story

Этническая солидарность важный элемент в жизни людей, особенно в роковые времена, чтобы там не выдумывали либералы или коммунисты. Недаром говорится «Кръвта вода не става». Странно было видеть в болгарском селении объявления на румынском языке о наборе местных женщин для работы на плантациях в России и прохождением тестирования по русскому языку. Возникает риторический вопрос: А для чего надо отделяться от России и рушить Союз? На этот вопрос не сможет ответить даже Юрий Иванович Рошка, для которого здешние места до боли памятны. И , хотя он стремится исправить ошибки политической молодости, уже поздно. «Они» поставили на колоницкого Гарри Потера и уже на Ренато Усатого.
Наговорившись со своими сородичами, мы вышли на самую сложную часть маршрута- «переход через Альпы» в сторону села Дойна, а иначе надо будет делать огромный крюк через Баймаклию. Затяжной подьём был столь длинным и крутым, что казалось мы скоро умрем от усталости. Оказалось, что мы преодолели самый высокий хребет в Буджаке –около 300м над уровнем моря.

Немецкая колония Айхендорф
По местам других Тараклий

По местам других Тараклий


Отлежавшись после покорения хребта, наш путь пролегал в сторону села Дойна, бывшей немецкой колонии Айхендорф. Мчались мы сквозь местные кодры по хорошо укатанной дороге вдоль ЛЭП. Вообще, надо отметить, что в Кантемирском районе (а видели мы его целиком с высоты покоренного холма) много лесных насаждений, расположенных по склонам балок.
В селе Дойна мы догадались купить домашнего молока. Когда мы подошли к дому, где его продавали, то обнаружили большую группу детишек во дворе и на улице перед домом. Оказалось это внуки еще не старых хозяев. Пока мой товарищ вёл беседу с хозяевами, я с интересом наблюдал за детишками. Со своими внуками я встречаюсь только раз в году…Да и то - они городские. Однажды моя сестра привезла своего десятилетнего внука из России. Его отец – богатый банковский начальник. Его жена, моя племянница и его бывшая одноклассница оказалась невольной наложницей. Она нигде никогда не работала и занималась «воспитанием детей». Чему она могла их воспитать? Когда я предложил её сыну насобирать вишни в огороде, он с ужасом сквозь виноградник пробрался к вишне и робко протягивал ручонки, словно в ветвях роились змеи. Впервые в жизни он подержал в руках ножовку, нож и, главное, ими можно было резать и стругать. Впервые в жизни он «смастерил» своими руками меч и это был самый главный сувенир, который он повёз с собой. Его манеры, жесты и речь были чисто женскими, мамиными и он не знал, как можно отнять свой мяч у нахальных девочек с соседней улицы.
Эти же детишки были совсем иными- настоящими земными людьми…
Вдруг ко мне подбежал один из этих детей и сообщил мне, что соседка, старенькая бабушка, услышав разговор моего товарища с хозяевами коровы и узнав, что мы из Шоп Тараклии, желает мне что-то сообщить. Оказалось, что она в прошлом тараклийка, здесь вышла замуж и с 60-х годов не была у нас. Я тоже поинтересовался судьбой моего двоюродного брата Татарлы Дмитрия, в прошлом болгарского красавца и холостяка до 40 лет. Будучи агрономом, переехал в Дойну и здесь нашел свой късмет: женился, народил пятеро детей, но исчез из нашего родового поля зрения…К сожалению его уже никто не помнит и ему уже за 80.
Рядом с домом, где мы покупали молоко стоит каркас колокольни, сооруженной в 1914 году неким инженером Готтманом из колонистов.
Простившись с радушными хозяевами и детишками и проехав несколько километров, мы остановились на ночлег в чистой и травянистой дубраве.
Молоко, конечно же, оказалось столь вкусным, что нам было жалко использовать его для рисовой каши.
Утром нас разбудил лай овчарки, сопровождавшей отару овец мимо нашей палатки. Сегодня последний этап нашего путешествия. Быстро промчавшись сквозь село со странным названием «Хулубоая», а затем «Татарешть» мы выскочили на родную кагульскую трассу

Шоп Тараклия

Приближаясь к нашим местам, мы решили для интереса вообразить себя западными туристами (например итальянцами), которые двигаясь к известному Измаилу сбились с маршрута и с тревогой спешили на трассу Кишинев – Рени.
« Разбитое шоссе и бесконечные подъёмы со спусками, на которых надо было усиленно тормозить, чтобы не раздербанить велосипед об трещины и ямки в асфальте, окончательно нас измотали…Остановились отдохнуть перед очередным подъёмом возле Албота де Сус. Прийдя немного в себя мы с Франческо вновь потащились в гору . Ехать уже не было никаких сил. Но вот, наконец, ровный участок, поворот и о, мама мия, какой роскошный вид! Перед нами расстилалась непривычно обширная долина с огромным водохранилищем, а вдали на синеющем хребте словно сторожевые крепости возвышались ряд многоэтажек, словно охранявшие покой раскинувшихся в балке домов. Какой-то городок. Но желания лезть за картой не было, потому что безумно хотелось окунуться в воду и спастись от изнуряющей жары. Проскочив нужную нам трассу, мы рванули к водоёму, отметив, что он недалеко отстоит от шоссе, по которому нам придется ехать в сторону Измаила, где нас , наверное ожидает основная группа.
Но, как только мы переехали шоссе нас стало трясти, как в лихорадке. Нас предупреждали, что дороги здесь кошмарные, но это было из ряда вон. Пришлось ехать по обочине вплоть до пруда. Мы бросили велики возле первого же дерева и, не раздеваясь, плюхнулись в воду. Какое блаженство! Вода была прохладной и довольно чистой. Дно тоже не илистое. Благодать. К нам вернулись силы, мы с Франческо выбрались на берег, сняли с себя всё, выжали и расстелили сушиться. После этого стали разглядывать местность и карту. Видно было, что здесь проводят уикенд местные жители: везде валялись пластиковые бутылки, туалетная бумага, а местами даже кучки консервов и дерьма. Никаких туалетов видно не было. Городок на горе назывался «Тараклия» и это ни о чём нам не говорило, но Франческо отметил, что в него можно въехать с одной стороны и выехать затем с другой на эту же трассу. Зато, мол, посмотрим еще один молдавский населенный пункт. Я не стал возражать и мы поехали к Тараклии. На въезде нас озадачил большой монумент с итальянским триколором рядом с огромной каменной надписью: «Taraclia»…Чуть ниже надпись на кириллице…Но причем здесь Италия?
- Андриано! Знаешь, что здесь написано?- указывая на надпись воскликнул Франческо. Здесь написано « Центр болгар Молдовы»! Вот, видишь ! А ты говорил, что в Сардинии одни сепаратисты, только потому что мы хотим видеть надписи на сардском языке. А ведь сарды эмигранты с Балкан и значит братья болгарам…Ну всё! Франческо завёлся и из этой Тараклии неизвестно когда мы выберемся. Сначала он потребует нам отведать болгарской кухни, вина, кавърмы…потом потащит в музей, затем сувениры, фотосессия…и не дай бог встретим человека знающего итальянский…
Но слава богу ничего этого в Тараклии не оказалось. Единственная примечательность- православная церковь в русском стиле была обезображена каким-то заброшенным бетонным склепом, зачем-то возле неё громоздившимся. За такое в нашей стране разогнали бы всех руководителей коммуны…К моей великой радости и разочарованию Франческо мы покинули этот странный «центр болгар» и потряслись далее на юг к Измаилу.»
Нужно что-то делать с нашей «TARACLIA», чтобы её отличать от четырех ее тёзок: или вернуть древнее название ШОП ТАРАКЛИЯ, или писать по-закону правильно TARAKLIA. Кроме этого, чтобы не разочаровывать условного Франческо нужно исправить указанные замечания. Таково итоговое резюме нашего велопохода.
← Кулаците част 3 Э. Фромм Ты и жизнь →

Комментарии