Никола Тодоров как зеркало...

0
Голосов: 0

2181

Никола Тодоров как зеркало...


...Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящие святыни.
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без Божества.
А.С. Пушкин

Как зеркало, отражающее формирование и развитие болгарского национального Пробуждения в Бессарабии. Это Пробуждение никак не связано с Перестройкой, и она лишь создала простор для формирования, как общественных организаций, так коллективного сознания. Без коллективного сознания любая общность превращается в толпу, которая " есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету...Раcсуждение” по авторитету — интеллектуальное иждивенчество — главное качество толпы. В нём проявляется стремление толпы жить чужим умом и готовыми рецептами, которые раздают подсунутые ей авторитеты. Своим умом решать свои же проблемы — жить по-человечески — толпа не желает и, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать новых авторитетных вождей."
Формирование национального сознания, естественным образом, потребовало знания предистории бессарабских болгар, и далее уже только сведениями о переселении с Балкан в «Гетскую пустынь» не могло ограничиться. Насущно было важно узнать, что есть болгары , Болгария и их место на исторической доске Почёта, которую успели облепить «древние греки».
Ясно, что для такой исследовательской деятельности, уже просто пламенные краеведы-любители не годились, и нужен был представитель нашего населения и земляк, способный эту задачу в определенной мере решить.
Конечно, имеет место и академическая наука в Болгарии, но, как ни странно, она не может ответить на этот вопрос, а если кто-то и отвечает, то нам, бессарабцам, важно иметь своего человека, который « в теме», и можно ему доверять.
Вот такая роль и выпала на уроженца села Валя –Пержей Тараклийского национально- культурного района Николая Тодорова.
Но эта роль сложилась не случайно. Еще в глубоко советские времена 60-70-х годов в болгарской среде формировались молодые люди, не пуганные уже всевозможными репрессиями по поводу мыслей, отличных от идеологии строителей коммунизма и пролетарского интернационализма. Они себя осознавали конкретно болгарами, потому что впитали с младенчества весь колорит болгарской, патриархальной культуры, сохранившейся некоторое время благодаря консервации с помощью колхозов.
Душевное состояние молодых бессарабских болгар того времени нашло своё отражение в таком культурном феномене, как бессарабско - болгарская поэзия с десятком поэтов. Эта поэзия кардинально отлична от поэзии поэтов Болгарии, прежде всего своей искренностью, страстью и только нам близкими образами. Кроме этого, сказалось благотворное влияние русско-советской, литературной традиции.

Българийо, позна ли ме?
Потомка съм на твоето страдание.
Потомка съм на силно отчаяние.
Потомка съм на изход в безизходица,
изплашила, объркала народеца.
Българийо, разбра ли ме?
Да, другаде е пъпната ми връв.
Но твоята тече във мене кръв.
По-силна от раздели и от граници,
избила на затворените страници
.
(Татьяна Танасова-Тодорова)

Словно по наущению, эта плеяда бессарабских болгар, поступая в вузы СССР проходила один и тот же путь через походы в книжные магазины «Дружба», где продавались и болгарские книги. А до этого, мало кто видел, как выглядит болгарская письменность, знал, где точно расположена НР Болгария, и как звучит там болгарская речь. По мере усвоения литературного, печатного языка формировался и образ некой чудесной страны, где живут в основном гайдуки, революционеры-возрожденцы и мирные селяне среди планинских пейзажей. Захотелось также и самим писать на родном языке, хотя и читать еще некому было.
Никола Тодоров, кроме всего, еще и учится на филолога в МГУ по специальности «болгарский язык». Он один из первых среди болгарских нацпатриотов мог говорить на литературном языке и стал образцом для подражания.
С началом перестройки в СССР активность болгарских бессарабцев оформилась в виде двух дружеств: «Възраждане» (Кишинев) и « Кирил и Методий» (Болград). Первое возглавил, известный в Молдавии, И.Д. Забунов, а второе-Н. Тодоров. Характер деятельности дружеств во многом соответствовал личным качествам лидеров. Если кишиневское дружество предпочитало стиль «салонно- кръчмарской дипломатии», то болградское выглядело вполне бунтарским именно из-за непримиримости Н. Тодорова к поведению наших соплеменников из числа номенклатурных и партийных работников, которые весьма робко и даже временами враждебно относились к идее национально – культурной автономии. Они просто не понимали, для чего это надо. А теперь, когда всем стало ясно для чего, именно в украинской части Бессарабии создалась тревожная и драматичная ситуация. Тем не менее, активисты дружества «Кирилл и Методий» продолжают быть основными организаторами сопротивления безумным действиям украинских майданщиков.
Национальный дух явление иррациональное, подобно любви или вере .Есть немало людей, не верящих ни в любовь, ни в бога. Тем более они не понимают и осуждают национал-патриотизм, призывая к какому-то эфемерному, абстрактному «интернационализму».
Национальный дух, похоже, явление природное, не признает коньюктуры и связано, видимо, с инстинктом выживания определенной популяции. В предельных ситуациях национал-патриоты вполне осознанно жертвуют своей жизнью, а про бытовые драмы и говорить нечего. Такова их родовая роль и то, что случилос тридцать лет назад заслуживает более глубокого изучения, чем обывательские суждения о вечно недовольных и ненормальных чудаках.
Подробнее об этом периоде болгарского национального движения в Бессарабии 1980-90 – годах можно прочитать на
http://megdan.ru/blogs/pendzher-km-sveta/bolgarskoe-nacionalnoe-dvizhenie-v-bessa.html

Кишиневские активисты достигли значительных результатов в гуманитарной деятельности, связанной с просветительством, работой в Парламенте и большой организационной работой по утверждению Тараклийского университета.
Со стороны «Кирил и Методий» по научной стезе выдвинулись В. Петров, став ректором Измаильского университета , Н. Тодоров, который задался целью разобраться с историей Болгарии без посредников, Д. Гургуров, основательно приступивший к исследованию такой щепетильной для потомков балканских колонистов теме, как происхождение гагаузов и распутывание всего клубка геополитических нитей, опутавших гагаузов.
А в начале 90-х Н. Тодоров успел посотрудничать с Н. Стояновым в газете «Родно слово», затем выпускал вестник «Камбана» в Болграде, работал преподавателем болгарского языка в Измаильском университете, вёл бесплатные курсы.
Потом Н. Тодоров с семьей перебирается в Болгарию, и далее последовала преподавательская деятельность в университетах Румынии и Австрии.
Там он, бывая в местных, научных архивах обнаруживает факты умышленной подделки «исторических источников» и, будучи верным себе, выступает на различных собраниях, где стремиться привлечь внимание болгарской общественности к такому позорному явлению.
Обнаруженные подделки «исторических документов» заставляют Н. Тодорова провести ревизию тех источников, на которые всегда ссылаются авторы многочисленных исторических трактатов. В результате этого скрупулезного исследования явились еще более разоблачительные материалы.
И вот недавно выходит его статья «Топонимът Загора и етнонимът загорци…», которая и послужила поводом для написания этого очерка.
Несмотря на неброское и даже скучное название, эта статья представляет собой мину под фундамент не просто болгарской, а мировой истории.
Разумеется, мои слова вызовут скептическую усмешку : как это так ? Неизвестный бессарабец опровергает труды десятков тысяч историков всего мира. Это, мол, глупая шутка такого же бессарабского блогера.
Статья написана на болгарском языке, и я привожу ссылку на неё ниже, но заинтересованный русскоязычный читатель сможет в ней сориентироваться, а я лишь приведу резюме.
Исследуя труды, казалось бы, всем известных византийских, древнегреческих и латинских авторов Н. Тодоров обнаруживает удивительные явления. Авторы в своих писаниях описывают события, происходящие у них «под носом», сиречь в пределах Балканского полуострова, но посмотрите, какими названиями они оперируют, описывая местности и народы: Скифия(Скития),Сарматия Палестина, Азия, Африка, Мёртвое море, Каспийское море, Кавказ, Армен, Кападокия, арабы, Таврия, Влахия, романы, боспорцы, киммерийцы, Меотидское озеро, Персия…
тези текстове описват изключително балкански събития и
реалности, съответно всички (не част – а именно всички!) топоними, споменавани в тези текстове (включително и тези, които се тълкуват от късни коментатори като азиатски - в днешния смисъл на думата Азия, африкански - в днешния смисъл на името Африка), в действителност имат отношение само и само към Балканския полуостров, и най-вече към южната му и юго-западна част (днешна Албания, Епир, Тесалия, Македония, Тракия). Именно в тази част на Балканския полуостров античните и средновековни автори са локализирали земите, наричани от тях Скития, Сарматия, Арабия, Понта, Палестина, Сирия, Юдея и пр.
)

Как случилось, что эти региональные названия ныне разбросаны по всему глобусу? Ответ может быть только один: «историки», писавшие нам привычную картину прошлой жизни, просто списывали готовые названия у «древнегреческих» авторов и приспосабливали их для своих сочинений. Вот и получилась у них, что «Старая Великая Болгария» находилась в приазовских степях и Северном Кавказе, в то время, как у авторов Кавказ и Меотидское озеро это балканские объекты и значит «Старая Великая Болгария» была на своём, коронном месте и объединяла балканские племена в одно целое содружество.
Нужно было вновь бессарабскому болгарину– ополченцу пересечь Дунай, чтобы подключиться к освободительному движению соплеменников от самой большой лжи .
Гореизложените факти водят до неизбежно заключение, че според антични автори стара Скития, Кимерия (Кимерийския Босфор), Таврия, Кавказ, сочени като местонахождение на Стара Велика България не са се намирали на север и на изток от днешно Черно море, а в юго-източна Адриатика. Там ще е била и прародината на племето Българи, водителите на което още в древността са обединили всички славянобългарски (тракийски, илирийски и пр.) племена и са създали на Балканския полуостров голяма държава, наричана България и Загорие. Според византийски и древнобългарски източници тези Кимери са били предци на Българите.

Статья "Топонимът Загора..."http://www.otizvora.com/2017/09/9326
← Свещената дума-"мамо". Память о социализме в нашем языке. →

Комментарии 6