Народ загадочной и непростой судьбы

+1
Голосов: 1

1177

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В этом году исполняется 100 лет известному тараклийскому краеведу П.А Кайряк.Готовится к выходу книга "Тараклия и тараклийцы" (Н. Червенков И. Думиника)в которой собраны и статьи П.А Кайряк в разные годы публикуемые в тараклийской газете. Особенной чертой характера Петра Афанасьевича была его неподдельный интерес ко всем явлениям тараклийской жизни, а не только к нашему болгарскому прошлому. В качестве примера привожу его очерк:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На любом континенте, в любой стране можно встретить шумный
цыганский табор. А иногда увидишь людей с характерной
цыганской внешностью и в огромных городах, где они уже давно
забыли коневую жизнь и живут в современных квартирах или в
красивых собственных домах.
Родина цыган – Индия, откуда они начали расселяться по всем
континентам еще при Александре Македонском. Сначала они кочевали
по Малой Азии, затем, пути их миграции пролегли по Северной
Африке и юго-восточной Европе. Много цыган переселилось
в Европу в 13−15 веках, после войн, которые Турция вела с
европейскими государствами.
Численность цыган во всем мире – 10-12 миллионов. В СССР их
проживает около 200 тысяч. В Россию цыгане в прошлом проникли
двумя путями: через Балканы (15-16 вв.) и через Польшу (16−17 вв.).

Испокон веков цыгане занимались различными ремеслами.
Мужчины сохранили страсть к кузнечному делу. По видимому,
здесь до сих пор живет в них искусство древних индийских мастеров
булата. Издревле известна любовь цыган к лошадям. И в прошлом,
чаще всего, цыгане занимались барышничеством – куплей и
перепродажей лошадей. Женщины-цыганки и сейчас занимаются
попрошайничеством и гаданием. Талантлив этот народ в танцах и
музыке.
В России до революции цыгане вели кочующий образ жизни, а в
30-х годах ХIХ века они начинают, оседать в Москве и Петербурге
и организовывают кочующие театры при дворцах богатых людей.
В Бессарабии специальный указ 1839 года закреплял за цыганами
государственные земли.
В то время в Аккерманском уезде было создано два цыганских
села Фараоновка и Каиры, в которых проживало 994 человека.
Во время советской власти цыгане становятся участниками всех
новых событий, происходящих в обществе. Так в 1931 году в Москве
был создан цыганский государственный театр „Ромэн”.
Много горя и бед принесла цыганскому народу вторая мировая
война. Цыгане воюют с фашизмом и в рядах Советской Армии и в
партизанских отрядах.
Из тараклийских цыган в 1944 году были мобилизованы шестнадцать
человек: братья Букуры – Николай, Федор, Степан, Петре,
братья Радуканы – Афанасий, Дмитрий и Федор, Иван Брудар и
другие. Следует с горечью отметить, что с войны вернулись только
четверо из них.
В Тараклии цыгане стали селиться вместе с болгарским и колонистами
в 1809−1830 годах.
Некоторые до этого времени жили здесь среди татар. Они занимались
различными ремеслами: изготовляли тараки (дараки) –
гребни для обработки овечьей шерсти. Считается, что название нашего
поселка Тараклия, связано с гребнем.
Селились цыгане в северно-восточной части поселка. Там были
их усадьбы и знаменитый колодец, который до недавнего времени
жители Тараклии называли „циганского геранче”.

Следует однако напомнить, что в 1819 году при определении
пределов и земель села, цыган исключили из числа жителей и не наделили
ни землей, ни усадьбами. Таким образом, им пришлось жить
на квартирах, строить „бордейки” и мастерские кузницы на неудобных
землях возле реки, но и на это должно было быть разрешение
сельской общины. Многие цыгане покинули впоследствии село. Из
оседлых цыган, Тараклии считаются коренными Брудари, Букуры,
Радуканы – они занимались кузнечным ремеслом. Калдарари и Чеботари
занимались сапожничеством и барышничеством (промысел,
который заключался в посреднических торговых сделках).
После Октябрьской революции цыгане тоже получили право на
землю. Тогда только в Тараклии были наделены землей братья Калдарарь,
Букуры и другие.
Вспоминая рассказы своего отца, хочу напомнить, что в Тараклии
до революции учительствовал Еремия Петрович Андонов, по
национальности цыган. Он считался долгое время лучшим учителем
в селе. А в 1917−1918 годах он вместе с Гавриилом Петровичем
Беровым и другими революционно настроенными товарищами
возглавлял комитет крестьянских и солдатских депутатов Тараклии.
По документам 1935 года в то время в Тараклии проживали четырнадцать
цыганских семей: Брудар, Радукан, Калдарарь, Букур –
общей численностью 81 человек.
Многие помнят жителя Тараклии Федора Георгиевича Калдарарь,
который работал в колхозе имени Кирова, а потом – в „Родине”.
О его опрятности, красоте его коня и повозки ходили легенды.
Он с удовольствием возил детей на повозке в садик. Его трудолюбие
служило примером для других.
При выезде из Тараклии в сторону Алуата есть колодец, который
построен цыганской семьей в память о старинном цыганском
колодце в противоположной стороне Тараклии.
Представители самых разных народов живут в нашем поселке
бок о бок и делать его краше нам нужно вместе и дружно.
Свет Октября. Тараклия, 1989, 21 октября
← БУДЖАК: место схватки уже помечено! Земная жизнь человека →

Комментарии 3