Бесарабски гердан 2025

0
Голосов: 0

226

Бесарабски гердан 2025



CENTENÁRIO DA IMIGRAÇÃO BESSARABIANA, NO BRASIL, 1926 - 2026: SUA HISTÓRIA EM TRÊS TEMPOS – CONVITE

В Бразилии прошла презентации книги, посвященной столетию эмиграции бессарабцев в эту латиноамериканскую страну.
Авторы книги Ж. Косиков, Н. Волков и Н. Греков.
Удивляет следующее явление. Предки авторов прибывали в Бразилию с румынскими паспортами и в графе «национальность» значилось «румын». Прошло сто лет и что мы наблюдаем и читаем в приглашении на презентацию книги? «В Бразилии состоится содержательный прием в стиле болгарской традиции, который проведут члены Совета директоров Культурной ассоциации болгарского народа.»
В книге Ж. Косикова «Эмиграция в Бразилию» автор приводит список участников первого събора в 2012 г. потомков переселенцев из Бессарабии. Из любопытства я внимательно просмотрел список и с удивлением обнаружил двух женщин с нашей фамилией. Отец мне рассказывал, что к 1927 году на переселение в Бразилию подало документы почти всё население села Чийший, в том числе и наша фамилия, но по какой-то причине в этом году румынское правительство отменило это мероприятие. Но какие-то наши родственники всё же успели переехать и теперь в экзотичной Бразилии живут мои однофамильцы и многих других бессарабцев.
В этой же книге я прочитал, что мой двойной 72-летний тёзка умер в концлагере на одном острове, куда группу бессарабцев заточили, потому что они протестовали против наглого обмана. Никто им ничего не собирался «давать» и их просто «кинули» вербовщики. Иные семьи и отдельные наши земляки вернулись на родину, но большинство со временем приспособились к жизни в Бразилии и были вполне успешные семьи.
Когда в 60-х годах бразильцы стали приезжать в гости к своим бессарабским родственникам, то отметили своё материальное, физическое и ментальное превосходство перед нашими «колхозниками» и это утвердило их во мнении, что их «отважные предки» поступили правильно. Так же как и мы, полагая, что и наши «отважные предки» правильно сделали, покидая Восточную Болгарию, охваченную бандитским беспределом в разваливающейся империи.
Однако судьбы и чувства переселенцев невозможно узнать по лаконичным бумажным архивам и вся эта история с эмиграцией в Бразилию наших земляков могла остаться малоизвестным эпизодом, подобно трагическим переселениям на Кавказ, Сибирь и даже на Дальний Восток морем после Столыпинской реформы. И если плавание до Бразилии составляло один месяц, то до Уссирийского края полгода.
Но в Бразилии, в среде потомков эмигрантов явился такой замечательный человек, как Жорже Косиков (Кочков). По своему поведению он напоминает нам нашего, тараклийского краеведа Петра Афанасьевича Кайряк и столь же страстно ныне 90-летний человек пытается донести до третьего поколения «бразильских бессарабцев» откуда они появились на «том свете».
Помимо монографических трудов Ж. Косиков опубликовал много статей в периодической печати. Бразильский исследователь внес значительный вклад в организационное становление потомков болгарских переселенцев, являясь одним из инициаторов создания ≪Ассоциации болгарского народа в Бразилии≫. Он многое делает для увековечения памяти жертв, которые погибли на острове Иля дос Поркос. Они были высланы сюда из-за произошедшего бунта по причине несогласия с условиями их обустройства в Бразилии. За несколько месяцев от голода умерло множество людей (151 чел.). А моя знакомая бабушка из села Новосёловка Тараклийского района, из семьи, которая вернулась в Бессарабию, рассказывала, что бунтовавших на соседних плантациях, бесарабцев, согнали на баржу, вывезли в море и утопили. По его инициативе здесь создан музей в их честь. К 90-летию этой трагедии Ж. Косиков издал публицистическую работу ≪Остров смерти≫.
А другой 90-летний Стефан Кинчев в 1985 году пишет из Бразилии филологу из Бургаса: « Ощи идин пыт ви пиша с надежда да ще добия Вашия ответ конкретно относно перевода на моя труд (творба) "Страна идея на идин момак" и най много мое желание дорде сам жив да вида книгата ми напечана в мойти раце на былгарски язик?...»
Вот. Самое сокровенное желание старого человека – поделиться пережитым со своими соплеменниками и земляками из Гасан-Батыр. Книга в Болгарии была переведена и издана.
С нашей стороны большую встречную деятельность проявили историки Н. Червенков и С. Булгар, посетившие Бразилию и встречавшиеся с потомками наших земляков.
Не менее трогательно внимание потомков эмигрантов к нашему краю, ничем не выдающегося на фоне Румынии и Болгарии, но столь, оказывается важным, для родовой памяти отдельных бразильцев. А, наверное, многие молодые бразильцы, в том числе и мулаты с воодушевлением узнают, что у них не только африканские или индейские корни, но и болгарские и даже фамилии. Не все, конечно, как и у нас, но с теми, для кого это важно и интересно мы будем стараться поддерживать общение, хотя бы заочное и письменное. Постараемся и альманах подготовить к урочной дате.
Достойный научный и творческий посыл потомкам бесарабских переселенцев в Бразилии и ныне живущим в Бессарабии осуществляет известный историк Иван Грек, чьей обзорной статьёй и начинается наш раздел.
Но чтобы яснее представить себе историческую картину столетней давности, мы вкратце познакомим вас с предпосылками из истории Бразилии, имеющие отношение к миграции наших земляков в эту страну.

«С премахването на робството през 1888 г., големите фермери в Сао Пауло предусещат края на империята и през 1889 г. Бразилия става република.
Само че било трудно да освободят чернокожите роби от африкански произход и затова им предлагали ниска заплата, и къща с малко място за засаждане зад къщите, и тъй като фермите били толкова отдалечени, трудно е някой да отиде до най-близкия град за пазаруване, а фермерите пускат пазар близо до къщите, вътре в фермата, с налагане на обидни цени. В края на месеца мнозина дори бяха длъжници на собственика на пазара...
От там започнаха спекулациите, а правителството чрез "президента" на щата Сао Пауло, титла днес наречена губернатор, създаде дарение на земя за тези, които искаха да дойдат от Европа в Бразилия, за да "избели" населението, с по-добри думи, да има хора на кожа бял работещ на полето... Много италианци, японци, германци и дори ливанци са преселват в Бразилия, а Бразилия също имаше силна връзка с Виена, тъй като Бразилия подписва независимостта от Португалия от императрица Леополдина от Австрия, докато император Дом Педро I е на път за Сао Паулу, и научава седмица по-късно, вече в град Сао Паулу, където е даден за независимостта на Бразилия от Португалия, през 1822 г.
Едва през 1924 или 1925 г. тук говореха за просперитет, време, когато град Сао Пауло привлича хора от цял свят, а Аржентина, съседната страна, също е била много просперираща по това време.
А културата на кафето и памука е била на върха си в щата Сао Пауло, но не и за даряване на земя от правителството, което се е случило преди повече от 30 години и е получено предимно от италианци и японци. И когато пристигнали тук, имигрантите от цяла Източна Европа се виждали като бивши роби, работели във фермата и щяли да имат своето парче земя и дом, докато работят по него... И докато Румъния духаше, че населението на Бесарабия ще получи разрешение да отиде в просперираща Южна Америка, Букурещ имаше намерение да почисти "троянския кон", оставен в Молдова. Моят прадядо се е бил в първата война от името на Русия, и веднага щом Съветският съюз искал да нахлуе в Молдова, която се е интегрирала с Румъния, българите предимно не само няма да се бият за Румъния, но ще бъдат в полза на Русия или СССР на тяхна територия...
Така избираха тези, които могат или не могат да напуснат Бесарабия, да отидат във Виена и да ги отведат на пристанищата Ла Хавър във Франция или Триест в Италия, с изпарения, които идват в Бразилия, с разбрано обещание, но твърде късно. Не мога да кажа дали е имало грешка в Бразилия, Австрия или Румъния... това знам»
Макар причините за преселническите вълни и беженарството са много и различни, но за българския късмет много точно е отбелязано от двама поети: бесарабеца Нико Стоянов и световно известния Александр Пушкин:

Бих, може би, проклел отдавна,
и оня век, и оня ден,
когато прадядо ми бавно
повдигнал своя бял остен.
Когато тръгна, заскрибуца,
през буците от рът на рът,
с дечица пълната каруца -
печална песен - в дълъг път.
Проклел бих неговото име,
ако бях днес уверен аз,
че щеше инак да ме има,
да мога да говоря с вас.
Напуснал свидните Балкани
не за да търси лек живот,
а българин да си остане
и да опази своя род!

В степях зеленых Буджака,
Где Прут, заветная река,
Обходит русские владенья,
При бедном устье ручейка
Стоит безвестное селенье.
Семействами болгары тут
В беспечной дикости живут,
Храня родительские нравы,
Питаясь праведным трудом,
И не заботятся о том,
Как ратоборствуют державы
И грозно правят их судьбой.

Оглавление

Стихотворения

Таня Танасова Валя Пержей Защо? Размисъл
Ана Куртева Чушмелий Письмо к матери Абсурд
Давид Овадия Бургас Късна среща
Ана Константинова Чийший Там далеч-в Буджака Прошка
Петър Ризов Тараклий Орех Приходи Блюзовая
Ирина Карпинос Монино Проклятие
Ана Малешкова Валя Пержей Среща
Лидия Виткова Тараклий Старость Дорога к Богу
Павел Матев София Писмо да мама
Петър Баранов Н. Троян Раскаяние
Ангел Карадочев Силистра Кърска филия
Петър Донкин София Бащина къща
Марианна Чепразова Чийший Магнит Тирания Шизофрения
Ion Bâcu s.Barta,com.Reni Destăinuire Сolind pentru Basarabia
Олена Бахарева Рени Бабусина криниця
Надежда Наткина Рени На баба
Тамара Ткачук Рени Голубой Дунай Музыка
Олег Бишир Тараклий Мечтите
Лилия Олейник Рени Вiрши
Игнат Алаватски Тараклий О завтрашнем дне
Димитър Балтажи Твардица Пробуждане
Ана Войтович Тараклий Мечты
Нина Чепразова Чийший Цветята
Людмила Ужакова Таракдий Мираж Грусть
Димитър Боримечков Тараклий Лирични мигове

Автобиографична проза

Иван Серт Одеса Над пропастью в Ленинграде.
Димитър Балтажи Твардица Гостенин
Ана Малешкова Сливен Леля Мика Баба Герга
Иван Аловатски Тараклий Тараклийское детство
Галина Манолова Кайраклий Чешмичката
Леонид Добров Комрат Великая выдержка Гагаузии
Сергей Пармакли Твардица Студентски хляб

Художествена проза

Петър Люленов Кортен Самохвалко
Иван Динев Женкарът Глави от романа
Мишо Хаджийски Инзовка Кръчмата на Манзула
Николай Куртев Валя Пержей Байструк


Mudança para o Brasil
към 100-годишнината от преселването

Предговор от съставителите
Екатерина Туфенкчи Вайсал Фъф Америка да иди
Иван Грек Кишинев Причины эмиграции болгар и гагаузов
Сергей Бакаржи Тараклий Эмиграция тараклийцев в 20 годах
Celso Grecov Brasilia Ново място за българите
Victor Hugo Souza Lucelia Бессарабская колония Балиса
Marcos Vqazniac Lucelia Последний коммунист Жорже Кавлак
Георги Николов Бургас Непознатия българин Стефан Кинчев
Татьяна Соловьёва Мусаит Эмиграция гагаузов в Бразилию
Степан Булгар Комрат Дмитрий Дьяков

Бележитите ликове на Бразилия

Дилма Русева: валькирия бразильской революции
Жоржи Амаду: писательский талант, гуманизм и гражданская позиция

Художественные произведения бессарабских авторов об эмиграции

Пётр Давыдов Израиль Ностальгия
Мишо Хаджийски Инзовка Бежанци
Иван Аловатски Тараклий Провинция Тар
Димитър Балтажи Твардица Американец
Иван Динев Тараклий Поканата за рай

Драматургия

Иван Динев Тараклий Български късмет

Публицистика

Надя Уорендър Лидс Емиграцията
Скорцеску Марионелла Кишинев Мы, советские…
Иван Аловатски Тараклий Поэт в России…
Вячеслав Кунев Кишинев Об идее «самого себя»
Валентина Соловьёва Тирасполь Советский директор


Исторически очерки

Игорь Иваненко Тирасполь Создатель Большой Бессарабии
Стефан Цанев София Българско-турска империя
Сергей Иванов Пловдив Богомилы Болгарии
Бори Балкх София За българския късмет


Родознание и народоописание

Галина Манолова Кайраклия Овцете- отражение на мирогледа
Марина Кисилева Дилижан Национальная единица
Светлана Капанжи Чадыр-Лунга Жизнь и судьба Бучкова
Мария Кара «Стари думи» от Тараклий

Хумористична черга

Димитър Чорбаджийски Казанлък Критик
Иван Динев Тараклий Шоп Тараклия - городок чудес.
← Молдавская республика или Бесарабская? Л.Н. Толстой и българите. →

Комментарии