Румынский нацист о болгарах и гагаузах Бессарабии

  • Опубликовано:
  • Блог: Пенджер към света
  • Рубрика: История
  • Редактировалось: 4 раза — последний сегодня в 00:43
+1
Голосов: 1

3685

Румынский нацист о болгарах и гагаузах Бессарабии

Александру Куза был профессором политэкономии в Ясском университете. В 1895 г. вместе с историком Николаем Йоргой он становится инициатором создания Всемирного Антисемитского Альянса.Кузизм был расистской и ксенофобской идеологией и пропагандой. В идеях данного течения превалировали антисемитские взгляды, что было прямым влиянием германского нацизма и итальянского корпоративизма. Программа кузистов резко разграничивала христианские меньшинства и иудеев. Считалось, что со временем христианские меньшинства ассимилируются с румынами и их представители станут лояльными гражданами страны. В то же время, евреи обвинялись в подчинении христиан и в отсуствии патриотического чувства. Данная проблема, по мнению кузистов, требовала радикального решения через изгнание евреев из страны.

Приводим выписки из дневника А. Куза из книги "Болгария:Метрополия и диаспора". Автор Думиника Иван
«Болгары в Бессарабии обустраивали свои колонии по берегам рек. Их можно встретить в Кагуле на берегу Прута, в Измаиле, ниже Болграда между Ялпугом и Катапулгом (Катлабуг – И.Д.), а также в Четатя Албэ (Аккерман) между лиманами, в регионе Татар-Бунара. Они разбогатели, занимаясь рыболовством, огородничеством или земледелием. Со всем этим они ведут закрытую, упрямую и враждебную румыну жизнь… Болгары обосновались в Буджаке, придя из добруджанских земель. Здесь они построили свои дома. До настоящего времени они имеют большие поселения в жудеце Измаил. Болград носит их имя и является их столицей. В городе есть большая церковь, имеющая вид кафедрального собора, она была построена лишь трудом колонистов. Но злые языки говорят, что они трудились над ней больше от необходимости, чем от добровольного желания, так как их согнал на работу безжалостный кнут русского правительства в 1833 г. Таким образом, царизмом было забыто обещание обеспечить переселенцам убежище под русской короной и защитить указом, по которому болгары могли бы получить вотчины и значительные привилегии…
Через процесс колонизации Буджака русский царизм не преследовал цели денационализировать автохтонное румынского население, так как вместе с немцами, болгарами, гагаузами и швейцарцами сюда также в начале прошлого века было приведено большое количество румын. После 1812 г., когда Бессарабия была аннексирована Россией, они отошли на правый берег Прута, а теперь они имеют желание вернутся в свои родные места. Колонизация была инициирована по причине нужды провинции, особенно представляли интерес пустынные части Буджака, ставшие таковыми после перемещения оттуда татар и бегства молдаван…
Болгары были самым тяжелым народом для нас, так как они были подвержены большевизации, это объясняет то, что они являлись неусмиримыми врагами национализма. Здесь в Татар-Бунарах они восстали в 1924 г. против румынского государства, подталкиваемые советскими агентами. Курьезным остается тот факт, что советский бурьян пустил корни в основном среди славянских народов. Душевные болезни, как и телесные, обосновываются в определенных организмах. Славяне с их мистической натурой, склонной кзаблуждений. Болгары Буджака, по сравнению с немецким меньшинством, довольствовались лучшей судьбой. Царская политика, направленная на перезаселение провинции, поощряла ее заселение задунайскими беженцами. Рассеянными толпами в начале прошлого века под командованием генерала Инзова14, болгарина по происхождению, они вторглись в Буджак. Император Александр I, по просьбе их куратора, позволил им жить самовольно и наделил их многочисленными привилегиями. После русско-турецкой войны 1828 г. царь Николай I издал новый указ, наделявший правами новоприбывших болгар и разрешавший им селиться в местностях, покинутых татарами.
Но ни привилегии и постановления, полученные в период русского владычества, ни снисходительность со стороны румын ничему их не научили. Болгары забыли о царской благотворительности, став пособниками в антицаристском заговоре и перевороте. Тем же они отплатили хорошо известному молдавскому гостеприимству, став орудием в грязном кругу коммунизма против тех, кто их кормил и защищал. До сегодняшнего дня болгарин остался интриганом вечной жестокости, и это не является последствием его ненасытных требований, а такова у него кровь и природа – предательская. Одно говорит, другое делает. И поступок у него всегда проклятый. Между болгарами-рыболовами бытует высказывание: «Ела тука риба щука, вярва Бог нямам нож»15. Турки, знавшие об их возможностях, установили над ними иго дунайских пашей, которые часто испытывали на них остроту лезвия янычарских ятаганов, и это стало причиной бегства никчемных райятов.
В результате всего этого нам досталось «счастье» разбогатеть их плохим и враждебным семенем.
Больше всего мы заботились о товарищах, которые углубились в болото тьмы и беспорядков в болгарских колониях. Только нужда и определенная застенчивость заставляет румына идти туда, так как болгары ядовиты и враждебны...Царанисты18 пользовались полной поддержкой жидов и большевизированных болгар. С другой стороны, кузистское течение пользовалось популярностью среди румын и немецких колонистов. Либералы не имели популярности по причине длительного периода правления. Они понимали, что потерпят на выборах тяжелое поражение. Тщетные усилия местных властей не получили отзыва бессарабских национальностей.
... В Татар-Бунарах болгары и жиды, руководимые главой сектора царанистом шли рука об руку. Почти все они голосовали за царанистов, несколько – за либералов и очень мало – за нас. Найдя своих в огорченном состоянии, я призвал их к мужеству. Ничего страшного! Мы направим этих заблудших на путь истинный. Здесь не столько их вина, как наша, потому что мы никогда не ездили к ним…
Отсюда на большом расстоянии распростерты гагаузские колонии Тигины. Их здесь больше всего. Из 150 000 гагаузов Бессарабии более половины живет здесь. Они поселились на месте татарских аулов, так как татары по приказу царя оставили эти места в конце XVIII в. Благодаря упорному труду гагаузы увеличили свое хозяйство – женщины культивировали тутового шелкопряда, а мужчины работали на виноградниках, садах и пастбищах, где выращивали различный скот.
Гагаузы – это сдержанный народ, который живет легкой и щедрой жизнью. Они рады гостям и принимают даже представителей другой нации. Особенноособенно зимние, когда прекращается работа в поле и можно сидеть дома у печи. Тогда начинаются веселья, весть о которых доходит за семь холмов, если гагаузы сами не доходят туда. Передвигаясь от дома к дому, они обходят все села в округе. Большие шумные застолья являются важным элементом их традиций. Старики собираются вместе и шутят, пока в кувшине не закончится вино. Юноши прогуливаются со своими любимыми. А уже весной начинаются свадьбы. Оттуда же некоторые пьяные выходят с кровью на голове и сломанными ногами, так как гагауз кроме разговорчивости отличается еще и свирепым нравом. За кого он пролил кровь с таким куражом и стойкостью – останется на его совести.
Гагаузы отличаются от румын и внешним видом. Они имеют стройную осанку, сильные руки, короткие ноги и твердую походку. Лицо у них темное, даже тогда, когда у них каштановые или русые волосы, а в основном они смуглые, с черными глазами. Нос у них сплюснутый, рот большой и губы тонкие, лицо широкое. Голова у них круглая, как у турка, она большая и связана с сильными плечами короткой и толстой шеей. Как чужда была их массивная фигура тонкому и проворному телу румына, и как отличались черты их бородатых лиц от тонких, словно писанных акварелью, черт лица румына?!
О происхождении гагаузов до сегодняшнего дня существуют многочисленные дискуссии. Было написано много книг и предстоит написать другие, но научного решения данной проблемы еще не найдено. Откуда, когда и как пришли эти гагаузы – неизвестно, как не известна турецкая ветвь, откуда они ведут свой род.
Печенеги ли они или узы? Являются ли они древними остатками куманских следов или новым наследием турецкого присутствия? Прибыли ли они прямо с востока или через Балканы? И, в конце концов, это необычный народ или только конфессиональная группа? Вот сколько вопросов остается без ответа. Точно можно сказать лишь то, что они исповедуют христианство, а говорят на турецком языке, и что они имеют много общего с османами. И хотя они не были смешаны с нами через женитьбы и не прослеживается совпадение судеб, на второй день после объединения24 они поддержали румынские рвения и устремления. Это объясняется тем, что они верны своему хозяину так же, как и турок, на языке которого они говорят. Дисциплинированные солдаты, платя налоги, стараются, чтобы их восстания не причиняли вреда местной собственности. Как они вели себя в России, так же они ведут себя и в Румынии, – доказывая неопровержимую веру в государство, которое дает им защиту и право на жизнь.
Их типичным представителем является председатель нашей партии в жудеце Тигина, депутат Митя Топчу – Митиш на гагаузском.Как любой борец, Топчу имел своих врагов. Были такие, кто, принимая его честную работу, искали момента, чтобы очернить его и лишить доверия со стороны руководства. Со своей стороны, я никогда не обращал внимания на клевету, глубоко веря в нашего сподвижника. Из-за нашего близкого товарищества я научился ценить его качества и недостатки. Неслучайно гагаузы являются турецкой ветвью, и ведь не зря бытует поговорка: «Каков турок, таков и пистолет» – гагауз не только трудолюбив, он еще и щедр. В то же время он до такой степени мстителен, что это стоит выше всего, даже выше его чести.
Одно обижало Топчу – это когда его подозревали в том, что вера и чувства к стране у него приспособленные. Во время правления Национал-царанистов в Палате депутатов он был оскорблен министром финансов Вирджилом Маджару27, который высказался о его происхождении так:
− Это румынский язык?! Вот кто пытается говорить здесь о национальных интересах!... Какой-то гагауз?
На что Топчу ответил жалящей репликой:
− Я по-гагаузски, а вы по аромынски, каждый разговаривает как может.
Хотя его гагаузский язык был непонятнее, он имел чистые чувства в отношение к румынам и их языку.Комрат мне показался таким, каким я его себе представлял, без особых достопримечательностей. Между лачугами и магазинами массивно возвышались госпиталь и лицей. Центр городка населен болгарами и гагаузами, но и здесь можно встретить обосновавшихся жидов. Достигнув рынка, находившегося в самом сердце городка, я увидел развалины и мусор, что напомнило мне наши площади на периферии. Тот же восточный дух, те же городские проблемы. У тротуара растет лебеда. Запах падали, которая погибла от жары, распространялся по центральному району городка. Свиньи жевали первое попавшееся растение. Утки и гуси с гоготом купались в грязной канаве. Около всего этого расположены телеграфные столбы, выглядевшие как паруса в мертвом море.
Базар был безлюден. Даже торговые лавки жидов заперты тяжелыми ставнями. Время гешефта (спекуляция – И.Д.) приостановлено. У жупанов (князь или старшина у южных славян – И.Д.) профессора и политика Георгия Кузы, являвшегося представителем ультраправой национал-христианской партии, отражено его личное отношение к болгарам и гагаузам Бессарабии. Болгарских колонистов и евреев он воспринимал негативно, характеризуя их как народ, подверженный большевизации и не благодарный царским властям за то, что им было предоставлено убежище от османского ига. Причина такого отношения к болгарам кроется в том, что автор обвиняет их в Татар-Бунарском восстании 1924 г., подпортившем репутацию Румынии на международной арене. В то же время в описании отношения гагаузов прослеживается положительная оценка, что объясняется развитием партийных ячеек в Тигинском жудеце с центром в Комрате. Особую роль в формировании взглядов румынского политика имела дружба с гагаузом Дмитрием Топчу, который был депутатом в парламенте Румынии от Национал-христианской партии. Благодаря усилиям последнего, на парламентских выборах, состоявшихся 20 декабря 1937 г., национал-христиане набрали в Тингинском жудеце 6 983 голосов (19,97%)БЪЛГАРИЯ:
МЕТРОПОЛИЯ И ДИАСПОРА
Сборник по случай 65-годишнината
на д.и.н. Николай Червенков
← Чему научили молдаван гагаузы и болгары ? Маленькие бытовые хитрости советских людей →

Комментарии 2