Болгары и сербы: дружить нельзя ...

0
Голосов: 0

450

Болгары и сербы: дружить нельзя ...

Аэро­порт Ни­ко­ла Тес­ла, Бел­град. Пред­ста­ви­тель­ство AirSerbia. К окош­ку под­бе­га­ет за­пы­хав­ша­я­ся бол­гар­ка. Она на­чи­на­ет го­во­рить на чи­стом бол­гар­ском, взвол­но­ван­но объ­яс­няя про­бле­му, с ко­то­рой она столк­ну­лась при пе­ре­лё­те. Сер­бы её вполне по­ни­ма­ют, но от­ве­ча­ют ей на серб­ском – она схва­ты­ва­ет и про­дол­жа­ет на бол­гар­ском. И так да­лее.
Бол­гар­ский и серб­ский на ба­зо­вом уровне - вполне вза­и­мо­по­ни­ма­е­мые язы­ки. Бол­га­ры и сер­бы – пра­во­слав­ные сла­вян­ские на­ро­ды (хотя есть сер­бы-му­суль­мане в серб­ском Сан­джа­ке и бол­га­ры-му­суль­мане на юге Бол­га­рии). Итак, одна вера, брат­ская кровь, близ­кие язы­ки, вы­шед­шие из од­но­го ста­ро­сла­вян­ско­го. Но по­че­му-то серб­ские пат­ри­о­ты на­сто­ро­жен­но от­но­сят­ся к бол­га­рам, та­к­же и бол­га­ры. В от­но­ше­ни­ях на­ро­дов чув­ству­ет­ся лёг­кий хо­ло­док.

Недобра година

1885 год. Пер­вый ру­бец на сер­бо-бол­гар­ских от­но­ше­ни­ях. В ис­то­рию со­бы­тия 1885-1887 го­дов во­шли как «бол­гар­ский кри­зис». Бол­га­рия того вре­ме­ни - вас­саль­ное го­су­дар­ство Осман­ской им­пе­рии. Кро­ме соб­ствен­но Бол­гар­ско­го по­лу­не­за­ви­си­мо­го кня­же­ства су­ще­ству­ет Во­сточ­ная Ру­ме­лия – ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ство непо­сред­ствен­но в со­ста­ве Осман­ской Тур­ции.
Эти два го­су­дар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ния – на­сле­дие Бер­лин­ско­го мира по ито­гам рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877-78 гг.
Ло­гич­но, что на­род двух бол­гар­ских го­су­дарств хо­чет объ­еди­нить­ся. Того же же­ла­ет пар­тия дей­ствия при дво­ре бол­гар­ско­го кня­зя в Со­фии. Даже сам князь бол­гар­ский Алек­сандр Бат­тен­берг, хоть и немец­ких кро­вей, но сам тоже вы­сту­па­ет за вос­со­еди­не­ние бол­гар­ских зе­мель. И вот удач­ный мо­мент: сен­тябрь 1885 г. В Фи­лип­по­по­ле (Пло­в­див), сто­ли­це Во­сточ­ной Ру­ме­лии, в ходе ан­ти­ту­рец­ко­го на­род­но­го вос­ста­ния про­воз­гла­ше­но вос­со­еди­не­ние это­го ге­не­рал-гу­бер­на­тор­ства с кня­же­ством Бол­га­рия. Рос­сия вос­ста­ние про­гля­де­ла, а ко­гда всё быст­ро и успеш­но за­вер­ши­лось – за­ня­ла двой­ствен­ную по­зи­цию: с од­ной сто­ро­ны, надо под­дер­жать, с дру­гой – нель­зя это де­лать от­кры­то. Итог: вос­ста­ние не под­дер­жи­ва­ем, но тур­кам вво­дить вой­ска в Ру­ме­лию и по­дав­лять мя­теж всё-таки ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ща­ем.
Но здесь за­су­е­ти­лась Ав­ст­ро-Вен­грия: ведь сво­им ре­ше­ни­ем об объ­еди­не­нии двух Бол­га­рий Алек­сандр Бат­тен­берг на­но­сил пер­вый удар по ре­ше­ни­ям Бер­лин­ско­го кон­грес­са, т.е. на­чал­ся но­вый этап пе­ре­де­ла ев­ро­пей­ских вла­де­ний Осман­ской им­пе­рии. И при этом «про­рус­ская Бол­га­рия» рас­тёт как на дрож­жах, по­яв­ля­ет­ся но­вая круп­ная сила на Бал­ка­нах. Ну, это уже ав­ст­ро-вен­грам ни­как тер­петь нель­зя. Тут и Рос­сии до Ду­ная уже хва­та­ет…
А раз так – надо бы по­ссо­рить бал­кан­ских сла­вян друг с дру­гом. И вот, по­лу­чив обе­ща­ний в три ко­ро­ба от ав­ст­ро-вен­гров, серб­ский ко­роль Ми­лан Об­ре­но­вич 14 но­яб­ря 1885 года бро­сил пер­чат­ку на во­сток, не за­ду­мы­ва­ясь о по­след­стви­ях в бу­ду­щем во­ен­но­го про­ти­во­сто­я­ния с но­вым сла­вян­ским со­се­дом.

Зашто?

«Зá­што?» (“По­че­му?” - на серб­ском и бол­гар­ском) – спро­сят по­том­ки. Что надо было уже к тому вре­ме­ни пол­но­стью неза­ви­си­мо­му и при­знан­но­му в та­ко­вом ста­ту­се во всём мире Ко­ро­лев­ству Сер­бии от кня­же­ства, вас­саль­но­го от ту­рец­ко­го сул­та­на?

Причина 1: сам Берлинский конгресс и позиция России
Алек­сандр II, царь-осво­бо­ди­тель, ре­шил, что на­му­чив­ший­ся под «ту­рец­ким игом» бол­гар­ский на­род дол­жен на­ко­нец-то об­ре­сти пол­ную сво­бо­ду. Но в ка­ких гра­ни­цах? – всё про­сто: в Ру­ме­лий­ском эяле­те Осман­ской им­пе­рии су­ще­ство­вал Бол­гар­ский эк­зар­хат. По­это­му что ду­мать? – раз, эк­зар­хат на­зы­ва­ет­ся «бол­гар­ским», сле­до­ва­тель­но, это и есть за­кон­ная тер­ри­то­рия бол­гар­ско­го на­ро­да. В ито­ге: Сан-Сте­фан­ская кар­та неза­ви­си­мой по­сле­во­ен­ной Бол­га­рии чёт­ко со­от­вет­ству­ет гра­ни­цам Бол­гар­ско­го эк­зар­ха­та.
А гра­ни­цы там были до того раз­доль­ные, что бол­га­ры до сих пор боль­ше все­го обо­жа­ют взгля­нуть на кар­ту Сан-Сте­фан­ской Бол­га­рии: вот это Бол­га­рия так Бол­га­рия, не то что эта «ла­донь» с вы­хо­дом в одно море.
Од­на­ко Бол­гар­ский эк­зар­хат вклю­чал в себя и всю Ма­ке­до­нию. Но для сер­бов при­над­леж­ность Ма­ке­до­нии - спор­ный во­прос: раз­ве ма­ке­до­нец = бол­га­рин? - да по­чти вся Ма­ке­до­ния вхо­ди­ла в цар­ство Сте­фа­на Ду­ша­на XIV века! Бол­га­ры на это мог­ли от­ве­тить дер­жа­ва­ми ца­рей Си­мео­на I (кон. IX - нач. Х вв.) и Са­му­и­ла (кон. Х - нач. XI вв.), ко­гда Бол­га­рия была “на три мо­ре­та” (“на три моря”), а то и на че­ты­ре. Хотя при­во­дить в ка­че­стве ар­гу­мен­та в спо­ре меж­ду бал­кан­ски­ми на­ци­я­ми древ­ние бал­кан­ские им­пе­рии все­гда труд­но: Сте­фан Ду­шан ко­ро­но­вал­ся на цар­ство, как “царь сер­бов и гре­ков” (“ва­си­левс Сер­бии и Ро­ма­нии”), тем са­мым учи­ты­вая огром­ное чис­ло гре­ко­языч­но­го ро­мей­ско­го на­се­ле­ния сво­е­го цар­ства. То­гда как, на­при­мер, цар­ство Си­мео­на кро­ме бол­гар­ских зе­мель охва­ты­ва­ло пол­но­стью тер­ри­то­рии со­вре­мен­ных Ру­мы­нии, Мол­да­вии, Сер­бии и Ма­ке­до­нии, плюс к тому всю Во­сточ­ную Вен­грию до Пешта, се­вер Гре­ции, и боль­шую часть Ал­ба­нии. А сто­ли­цей дер­жа­вы Са­му­и­ла был го­род Охрид (юго-за­пад совр. респ. Ма­ке­до­нии), что даёт ос­но­ва­ние неко­то­рым ис­то­ри­кам, на­при­мер, рус­ско­му ви­зан­ти­ни­сту-эми­гран­ту Г. Остро­гор­ско­му счи­тать го­су­дар­ство Са­му­и­ла не бол­гар­ским, а ма­ке­дон­ским цар­ством (тем бо­лее в нём сер­бов и ма­ке­дон­ских сла­вян было боль­ше, чем са­мих бол­гар). Хотя най­ден­ные ар­хео­ло­га­ми над­пи­си вре­ме­ни царя Са­му­и­ла до­ка­зы­ва­ют, что он счи­тал себя имен­но "ца­рём бол­гар". И все эти цари под­ра­жа­ли ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­рам и мни­ли себя их идей­ны­ми на­след­ни­ка­ми. А им­пе­рии - дело тон­кое. Вы­хо­дит, у сер­бов есть за­кон­ные пра­ва на пол-Гре­ции и Ма­ке­до­нию, а у бол­гар - на всю Сер­бию. Поди-ка тут раз­бе­рись, что кому долж­но при­над­ле­жать.

[b]Причина 2: история и сербский характер
[/b]
В от­ли­чие от бол­гар, сер­бы счи­та­ют­ся бо­лее во­ин­ствен­ны­ми: где бол­га­рин дей­ству­ет хит­ро­стью - там серб пред­по­чи­та­ет ору­жие.
Серб­ские кня­зья и дес­по­ты про­дол­жа­ли борь­бу с тур­ка­ми-осма­на­ми и по­сле зна­ме­ни­той бит­вы на Ко­со­вом поле 1389 г. ещё пол­то­ра века, даже уже по­те­ряв свои де­дов­ские зем­ли и от­сту­пив на тер­ри­то­рию Вен­грии, они ак­тив­но участ­во­ва­ли в вен­ге­ро-ту­рец­ких вой­нах. Чер­но­гор­цы при­ня­ли вас­са­ли­тет ту­рец­ко­го сул­та­на лишь в 1499 г., но и по­сле это­го фак­ти­че­ски не под­чи­ня­лись тур­кам, от­ра­жая мно­гие ка­ра­тель­ные по­хо­ды про­тив них. Во вре­мя ав­ст­ро-ту­рец­кой вой­ны 1683 - 1699 гг., на­чав­шей­ся с раз­гро­ма оса­ждав­ших Вену ту­рок поль­ским ко­ро­лём Яном Со­бес­ским, сер­бы ак­тив­но под­дер­жа­ли вторг­ши­е­ся на Бал­ка­ны вой­ска Габс­бур­гов, как осво­бо­ди­те­лей. По­сле из­ме­не­ния си­ту­а­ции в поль­зу ту­рок на ру­бе­же 1680-90-х сер­бам при­ш­лось мас­со­во вый­ти из Осман­ской им­пе­рии на тер­ри­то­рию Мо­нар­хии Габс­бур­гов в 1690 г., опа­са­ясь джи­ха­да за их кол­ла­бо­ра­ци­о­низм. Всё это вре­мя окон­ча­тель­но по­ко­рён­ные ещё в кон­це XIV века бол­га­ры ак­тив­но не вос­ста­ва­ли, зато про­тив них не про­во­ди­лось ка­ра­тель­ных ак­ций. Кре­сто­вый по­ход поль­ско­го ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва III с це­лью осво­бож­де­ния Во­сто­ка Бал­кан и даже Кон­стан­ти­но­по­ля не удал­ся: его вой­ско по­тер­пе­ло по­ра­же­ние под Вар­ной в 1444 г.
Осо­бым был и XIX век. В 1804 г. из-за бес­чинств мя­теж­ных пред­во­ди­те­лей яны­чар - да­хий вспых­ну­ло Пер­вое серб­ское вос­ста­ние, ак­тив­но раз­рас­та­ясь с рос­сий­ской по­мо­щью, оно всё-таки было по­дав­ле­но в 1813 г., ко­гда эта по­мощь пре­кра­ти­лась. Но сра­зу по­сле раз­ра­зи­лось Вто­рое серб­ское вос­ста­ние 1815-1817 гг., по­сле ко­то­ро­го сул­та­ну при­ш­лось идти на уступ­ки, а в 1830 г. по­сле Ад­ри­а­но­поль­ско­го мира с Рос­си­ей даже при­знать ав­то­ном­ное Серб­ское кня­же­ство. О том, ка­ки­ми жерт­ва­ми да­лась эта ав­то­но­мия в ходе двух вос­ста­ний сви­де­тель­ству­ет Челе-кула (Ћеле-кула) - баш­ня из че­ре­пов пав­ших в бит­ве за Ниш в 1809 г. серб­ских во­и­нов, по­стро­ен­ная тур­ка­ми в на­зи­да­ние вос­став­шим при въез­де в го­род. При этом сер­бы ак­тив­но по­мо­га­ли и по­встан­цам-хри­сти­а­нам во вре­мя вос­ста­ния в Бос­нии и Гер­це­го­вине в 1875 г., та­к­же имен­но сер­бы яв­ля­лись ини­ци­а­то­ра­ми Бал­кан­ских со­ю­зов раз­ных мо­ди­фи­ка­ций для пол­но­го осво­бож­де­ния Бал­кан от осман­ско­го вла­ды­че­ства. Вспом­ним док­три­ну серб­ско­го по­ли­ти­ка Илии Га­ра­ша­ни­на "На­чер­та­ние", со­глас­но ко­то­рой пер­во­оче­ред­ной це­лью внеш­ней по­ли­ти­ки Сер­бии про­воз­гла­ша­лось объ­еди­не­ние всех серб­ских зе­мель Осман­ской им­пе­рии. Од­на­ко под серб­ски­ми зем­ля­ми по­ни­ма­лись все тер­ри­то­рии, вхо­див­шие в со­став цар­ства Сте­фа­на Ду­ша­на, и даже бол­гар­ские зем­ли. Га­ра­ша­нин пред­по­ла­гал тес­ную серб­ско-бол­гар­скую ин­те­гра­цию вплоть до ас­си­ми­ля­ции бол­гар­ско­го на­ро­да. На­при­мер, бол­гар­ский язык Га­ра­ша­нин вос­при­ни­мал как диа­лект серб­ско­го, в свя­зи с чем бол­га­ры долж­ны были пе­рей­ти на но­вое серб­ское пись­мо - ву­ко­ви­цу. Про­грам­мы про­ти­во­дей­ствия тур­кам серб­ских кня­зей Ми­ло­ша и Ми­ха­и­ла Об­ре­но­ви­чей, со­став­лен­ные Га­ра­ша­ни­ным, пред­по­ла­га­ли со­еди­не­ние сил чер­но­гор­цев, гре­ков и вла­хов (ру­мын) во гла­ве с сер­ба­ми и в со­ю­зе с по­встан­ца­ми Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны и Бол­гар­ских зе­мель.

Чем ответят болгары?

Бол­га­ры бе­рег­ли силы. Осо­бая осто­рож­ность бол­гар была вы­зва­на са­мим гео­гра­фи­че­ским по­ло­же­ни­ем их ро­ди­ны: вб­ли­зи от Кон­стан­ти­но­по­ля, т.е. в бли­жай­шем до­сту­пе сул­тан­ской ар­мии, на тер­ри­то­рии де­я­тель­но­сти ка­ра­те­лей-ба­ши­бузу­ков. Од­на­ко рус­ские сол­да­ты, про­ры­вав­ши­е­ся на Бал­ка­ны во вре­мя рус­ско-ту­рец­ких войн, все­гда на­хо­ди­ли ра­душ­ный при­ём в бол­гар­ских сё­лах и го­ро­дах.
Бол­гар­ское на­ци­о­наль­ное воз­рож­де­ние на­ча­лось в XVIII веке. К тому вре­ме­ни цен­тром непре­рыв­ной бол­гар­ской тра­ди­ции оста­вал­ся лишь бол­гар­ский мо­на­стырь Хи­лен­дар на Афоне. Па­и­сий Хи­лен­дар­ский, ав­тор "Сла­вя­но-бол­гар­ской ис­то­рии о на­ро­дах и ца­рях бол­гар­ских", по­вёл борь­бу за про­све­ще­ние сре­ди бол­гар, на­чав­ших пе­ре­хо­дить на ту­рец­кий язык и за­бы­вав­ших уже род­ной бол­гар­ский. Па­и­сий “раз­бу­дил” бол­гар, по­это­му XIX век стал пе­ри­о­дом бол­гар­ских бу­ди­те­лей. Пер­вым ша­гом в борь­бе с “ту­рец­ким игом” Па­и­сий ви­дел в со­зда­нии от­дель­ной бол­гар­ской Церк­ви, её обособ­ле­нии от Церк­ви Гре­че­ской. Ведь гре­че­ское ду­хо­вен­ство на­вя­зы­ва­ло бол­га­рам свой язык от бо­го­слу­же­ния до цер­ков­но-при­ход­ских школ, угне­тая даже цер­ков­но­сла­вян­ский. Афон не мог удо­вле­тво­рить все по­треб­но­сти в пе­чат­ных бол­гар­ских кни­гах, по­это­му прось­бы о ли­те­ра­ту­ре на­прав­ля­лись в един­ствен­ную сла­вян­скую ав­то­но­мию Осман­ской им­пе­рии - Серб­ское кня­же­ство. Серб­ский князь ре­гу­ляр­но по­лу­чал прось­бы от раз­лич­ных мо­на­сты­рей с тер­ри­то­рии Ма­ке­до­нии и Бол­гар­ских зе­мель о при­сыл­ке бо­го­слу­жеб­ной ли­те­ра­ту­ры и учеб­ни­ков для цер­ков­но-при­ход­ских школ на ки­рил­ли­це. И сер­бы по­мо­га­ли сво­им бра­тьям по вере и кро­ви чем мог­ли, даже при­сы­ла­ли учи­те­лей.
Неуди­ви­тель­но, что со­юз­ни­ков для на­ци­о­наль­но­го осво­бож­де­ния бол­га­ры ви­де­ли не толь­ко в Рос­сии и дру­гих ве­ли­ких си­лах, но и в близ­ком им серб­ском на­ро­де. Боль­шую роль в озна­ком­ле­нии сер­бов с по­ло­же­ни­ем бол­гар­ско­го на­ро­да сыг­рал Ге­ор­гий Стой­ков Ра­ков­ский, бол­гар­ский бу­ди­тель, ре­во­лю­ци­о­нер и ис­то­рик. Ра­ков­ский при­е­хал в то­гда ещё су­ще­ство­вав­шее Серб­ское Во­е­вод­ство Ав­стрий­ской им­пе­рии, где тоже жило нема­лое чис­ло бол­гар-эми­гран­тов. Там он со­шёл­ся во взгля­дах с ли­де­ром серб­ских про­вен­гер­ски ори­ен­ти­ро­ван­ных ли­бе­ра­лов С. Ми­ле­ти­чем, бла­го­да­ря чему на­чал со­труд­ни­чать в га­зе­те Ми­ле­ти­ча "Срб­ски днев­ник". За­тем смог вы­пу­стить 18 но­ме­ров сво­ей соб­ствен­ной га­зе­ты “Бъ­л­гар­ска днев­ни­ца” (или “Днев­ни­ца”). С по­мо­щью этих га­зет Ра­ков­ский зна­ко­мил чи­та­те­лей с си­ту­а­ци­ей в бол­гар­ских зем­лях и вы­сту­пал с кри­ти­кой осман­ско­го ре­жи­ма. В 1861-62 гг. он, на­де­ясь на ско­рое вос­ста­ние пра­во­слав­ной райи на Бал­ка­нах при под­держ­ке Гре­ции, а та­к­же кня­жеств Сер­бии и Ру­мы­нии, со­здал и воз­гла­вил Бол­гар­ский ле­ги­он (“Бу­гар­ска легија”) серб­ской ар­мии.
Сам Ра­ков­ски воз­гла­вил ор­га­ни­зо­ван­ное им Вре­мен­ное бол­гар­ское управ­ле­ние. С это­го вре­ме­ни на тер­ри­то­рии вас­саль­ных кня­жеств Сер­бия и Ру­мы­ния Ра­ков­ский го­то­вит бол­гар­ских и ма­ке­дон­ских чет­ни­ков для ве­де­ния пар­ти­зан­ской вой­ны про­тив ту­рок неболь­ши­ми от­ря­да­ми - че­та­ми. Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Нови Саде Ра­ков­ски на­пи­сал ста­тью “Не су­ще­ству­ет ли мне­ния о со­зда­нии еди­но­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка у бол­гар, сер­бов, хор­ва­тов и сло­вен­цев?” Что же, план Га­ра­ша­ни­на и идеи хор­ва­то-серб­ских юго­сла­ви­стов мог­ли стать ре­аль­но­стью: еди­ный юж­но­сла­вян­ский язык, сле­до­ва­тель­но, и еди­ный на­род. В про­ти­во­по­лож­ность бу­ду­щим бол­гар­ским “апо­сто­лам сво­бо­ды” (Лев­ско­му, Бо­те­ву, Ка­ра­ве­ло­ву и др.), вы­брав­шим в ка­че­стве сво­ей базы Ру­мы­нию, Ра­ков­ский вы­сту­пал за тес­ный союз бол­гар с юж­ны­ми сла­вя­на­ми и Рос­си­ей. По­это­му в про­ти­во­вес Бол­гар­ско­му тай­но­му цен­траль­но­му ко­ми­те­ту, со­здан­но­му в Ру­мы­нии в 1866 г. и явив­ше­му­ся пред­ше­ствен­ни­ком Бол­гар­ско­го цен­траль­но­го ре­во­лю­ци­он­но­го ко­ми­те­та “апо­сто­лов сво­бо­ды” под ру­ко­вод­ством Лев­ско­го в 1870-е гг., Ра­ков­ский со­здал в 1867 г. из сво­их бли­жай­ших со­рат­ни­ков Доб­ро­де­тель­ную дру­жи­ну (или Ко­ми­тет ста­рых), вы­сту­пав­шую за со­зда­ние Бол­га­ро-Сер­бии или Сер­бо-Бол­га­рии под вла­стью ди­на­стии Об­ре­но­ви­чей.

А кто же любит Сербию?

Од­на­ко в ходе рус­ско-ту­рец­кая вой­на 1877-78 гг. сер­бы об­ре­ли неза­ви­си­мость, а бол­га­ры - вас­саль­ное кня­же­ство, под­няв­шись до уров­ня Серб­ско­го кня­же­ства до 1878 г. Ре­зуль­та­том Бер­лин­ско­го кон­грес­са были недо­воль­ны как бол­га­ры, так и сер­бы: бол­га­ры не по­лу­чи­ли всю тер­ри­то­рию Бол­гар­ско­го эк­зар­ха­та, а сер­бы мень­ше, чем хо­те­ли. Как-то по­сле под­пи­са­ния Сан-Сте­фан­ско­го мира Алек­сандр II си­дел в сво­ей став­ке, к нему при­е­хал пол­ков­ник серб­ской ар­мии. Серб, чуть не пла­ча, за­явил, что серб­ский князь Ми­лан Об­ре­но­вич го­тов объ­явить вой­ну Рос­сии. “Кому объ­явить вой­ну??” - уди­вил­ся царь-осво­бо­ди­тель. “Вам!” - от­ве­тил серб. Ока­за­лось, сер­бы тре­бу­ют пе­ре­дать имен­но им го­род Пи­рот, а не бол­га­рам. Алек­сандр II на­пра­вил­ся к кар­те: "Где этот го­род, по­ка­жи­те". Уви­дев неболь­шой Пи­рот­ский округ, царь-осво­бо­ди­тель оскла­бил­ся: “Да за­би­рай­те!” Дей­стви­тель­но, сер­бы счи­та­ли, что за­слу­жи­ва­ют тро­фе­ев боль­ше, чем бол­га­ры, т.к. ак­тив­нее бо­ро­лись про­тив ту­рок.
С тех пор у сер­бов есть одна по­го­вор­ка. “Сер­бия лю­бит Рос­сию, Рос­сия - Бол­га­рию, а Бол­га­рия - Гер­ма­нию. А кто же то­гда лю­бит Сер­бию?”
Вме­сто жиз­ни в еди­ном Сер­бо-бол­гар­ском го­су­дар­стве, как о том меч­та­ли юго­сла­ви­сты-мак­си­ма­ли­сты, сер­бо-бол­гар­ское по­гра­ни­чье и Ма­ке­до­ния пре­вра­ти­лись в аре­ну веч­ных спо­ров и пре­тен­зий, ко­гда ради но­вых за­хва­тов каж­дая из сто­рон была го­то­ва на от­кры­тые во­ен­ные дей­ствия.

Жизнь со стереотипами

http://srbin.info/wp-content/uploads/2014/07/Kako-je-Francuska-videla-Srbiju-u-prvom-svetskom-ratu-1.jpg
Итак, вой­на 1885 г. В 1912 г. сер­бы и бол­га­ры сно­ва бо­рют­ся вме­сте про­тив ту­рок, но в 1913 г. власть сул­та­на на Бал­ка­нах рух­ну­ла… и сер­бо-бол­гар­ские про­ти­во­ре­чия сра­зу обост­ри­лись. Меж­со­юз­ни­че­ская или Вто­рая Бал­кан­ская вой­на 1913 г.: Бал­кан­ский союз пра­во­слав­ных на­ро­дов раз­ва­лил­ся. Сер­бы за­ня­ли часть зе­мель, при­об­ре­тён­ных Бол­га­ри­ей. 14 ок­тяб­ря 1915 г. Бол­га­рия всту­па­ет в ми­ро­вую вой­ну на сто­роне Цен­траль­ных дер­жав, объ­явив вой­ну имен­но Сер­бии. Для сер­бов до сих пор это “удар в спи­ну” от бол­гар. В ходе на­ступ­ле­ния бол­гар­ской ар­мии серб­ская обо­ро­на рух­ну­ла, ав­ст­ро-вен­грам уда­лось за­нять как Сер­бию, так и Чер­но­го­рию… Од­на­ко бол­га­ры по­ста­ви­ли не на тех. Ан­тан­та по­бе­ди­ла - Бол­га­рия ещё боль­ше по­те­ря­ла, а на за­па­де Бал­кан осу­ще­стви­лась меч­та юго­сла­ви­стов - об­ра­зо­ва­но Ко­ро­лев­ство сер­бов, хор­ва­тов и сло­вен­цев. В меж­во­ен­ный пе­ри­од Бол­га­рия не вхо­дит в Бал­кан­скую Ан­тан­ту, где клю­че­вой стра­ной была ко­ро­лев­ская Юго­сла­вия. Во вто­рую ми­ро­вую бол­гар­ский царь Бо­рис, хотя и от­ка­зал Гит­ле­ру в по­сыл­ке бол­гар­ских войск на Во­сточ­ный фронт, но и от­кры­то не вос­ста­вал про­тив дик­та­та в Ев­ро­пе на­цист­ской Гер­ма­нии.
И вот со­вет­ские вой­ска осво­бо­ди­ли Ев­ро­пу, а со­глас­но до­го­во­ру Ста­ли­на с Чер­чил­лем и Ру­звель­том, в стра­нах Во­сточ­ной Ев­ро­пы уста­нав­ли­ва­лись ре­жи­мы дру­же­ствен­ных СССР на­род­ных де­мо­кра­тий. В те­перь уже со­ци­а­ли­сти­че­ской Юго­сла­вии гла­ва ком­пар­тии - Иосиф Броз Тито, в Бол­га­рии - Ге­ор­гий Ди­мит­ров. И они по­пы­та­лись до­го­во­рить­ся: по­яви­лась идея Бал­кан­ской фе­де­ра­ции. Ста­лин был не про­тив вклю­че­ния в Юго­сла­вию Ал­ба­нии, но на объ­еди­не­ние Юго­сла­вии с Бол­га­ри­ей смот­рел уже с опас­кой. Боль­шой ва­ри­ант Ди­мит­ро­ва (Юго­сла­вия, Ал­ба­ния, Бол­га­рия, Ру­мы­ния и, в слу­чае при­хо­да к вла­сти ком­му­ни­стов, ещё и Гре­ция) Ста­ли­на не устра­и­вал во­все. Тито был не про­тив объ­еди­не­ния с Ал­ба­ни­ей и Бол­га­ри­ей. Наи­боль­шим успе­хом на­ча­той юго­сла­во­с­ко-бол­гар­ской ин­те­гра­ции ста­ло со­гла­ше­ние в ме­стеч­ке Блед (Сло­ве­ния, Аль­пы) 1947 г.
Блед­ское со­гла­ше­ние преду­смат­ри­ва­ло от­ме­ну виз меж­ду Юго­сла­ви­ей и Бол­га­ри­ей, со­зда­ние Та­мо­жен­но­го со­ю­за меж­ду стра­на­ми, а та­к­же вза­им­ные тер­ри­то­ри­аль­ные уступ­ки. Но в сле­ду­ю­щем, 1948 г., про­изо­шёл раз­рыв Ста­лин - Тито. Гла­ва Юго­сла­вии был объ­яв­лен неру­ко­по­жат­ным оп­пор­ту­ни­стом. В 1949 г. умер Ди­мит­ров, на сме­ну ему при­шёл То­дор Жив­ков. Бол­га­рия оста­лась вер­ным со­юз­ни­ком СССР, то­гда как Юго­сла­вия по­шла по пути аль­тер­на­тив­но­го "са­мо­управ­ля­ю­ще­го­ся со­ци­а­лиз­ма".
По­сле рас­па­да со­ци­а­ли­сти­че­ской Юго­сла­вии в на­ча­ле 1990-х впер­вые неза­ви­си­мость об­ре­ло го­су­дар­ство Ма­ке­до­ния (БЮРМ - Быв­шая юго­слав­ская рес­пуб­ли­ка Ма­ке­до­ния). Со­вре­мен­ные ма­ке­дон­цы в боль­шин­стве обо­жа­ют Тито за со­зда­ние Ма­ке­дон­ской рес­пуб­ли­ки, а к сер­бам от­но­сят­ся луч­ше, чем к бол­га­рам, в Ма­ке­до­нии до сих пор очень по­пу­ля­рен серб­ский язык. Толь­ко ма­ке­дон­ская кон­сер­ва­тив­ная хри­сти­ан­ско-де­мо­кра­ти­че­ская пар­тия ВМРО-ДПМНЕ сто­ит на про­бо­лгар­ских по­зи­ци­ях. Тем вре­ме­нем у Бол­га­рии до сих пор есть ам­би­ции на Ма­ке­до­нию и “За­пад­ные тер­ри­то­рии” (юго-во­сточ­ные тер­ри­то­рии Сер­бии, где есть бол­гар­ское на­се­ле­ние). Опять во­прос при­над­леж­но­сти того са­мо­го Пи­ро­та.
Но 1999. Бом­бар­ди­ров­ки Юго­сла­вии. Ал­бан­ский фак­тор. Ко­со­во. Еди­но­вер­ные сер­бам бол­га­ры под­дер­жи­ва­ют сер­бов в их стрем­ле­нии от­сто­ять Ко­со­во и Ме­то­хию. На­при­мер, уль­трас-фа­на­ты Со­фий­ско­го “Лев­ско­го” ино­гда устра­и­ва­ют пер­фор­манс "Ко­со­во е Сър­бия". Но это на­род. А что по­ли­ти­ка? Вот, Рос­сия от­ка­за­лась от "Юж­но­го по­то­ка", об­ви­нив в сры­ве про­ек­та Бол­га­рию. Но недо­воль­ству­ет и Сер­бия: “Юж­ный по­ток” мог по­мочь Сер­бии с по­мо­щью га­зо­вой тру­бы сно­ва вер­нуть ли­ди­ру­ю­щее по­ло­же­ние на про­стран­стве быв­шей Юго­сла­вии…

Post Scriptum

Если бы не все эти пе­ри­пе­тии ис­то­рии кон­ца XIX - на­ча­ла ХХ века, два бал­кан­ских на­ро­да, бол­га­ры и сер­бы, по сво­ей сути са­мые близ­кие. Кро­ме пра­во­слав­ной веры и язы­ка у них ещё и празд­ни­ки по­хо­жи: рож­де­ствен­ский Со­чель­ник - это тоже свое­об­раз­ный празд­ник Бад­няк (Бадњак/Бъд­ник). Празд­ник по­лу­чил на­зва­ние по по­ле­ну (либо бу­кет из хво­ро­ста), ко­то­рое нуж­но сжечь в Со­чель­ник. Та­к­же по­хо­жи и на­род­ные тан­цы: серб­ское коло и бол­гар­ское хоро (кру­го­вой та­нец типа наш хо­ро­вод). На­де­юсь, ко­гда-ни­будь, за­быв все про­ти­во­ре­чия и раз­до­ры, эти юж­но­сла­вян­ские на­ро­ды сыг­ра­ют (бол­га­ры и сер­бы го­во­рят "иг­рать та­нец", а не “тан­це­вать”) еди­ный кру­го­вой та­нец.
Источник: https://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43886415246/SERBYI-I-BOLGARYI.-LYUBOV-I-NENAVIST
← Хаджилъкът на баба Доца. Д. Караулан Чушмелий- луковото село. Т. Ковтун →

Комментарии