Беседа о войне.
- Опубликовано:
- Блог: Пенджер към света
- Рубрика: публицистика
- Редактировалось: 1 раз — 12 мая 2023
0
Голосов: 0
975
В Парканах чтут память героев, о которых можно много рассказывать интересного. В этом большом, красивом, благоустроенном селе проживает около 10 тысяч человек разных национальностей, все они соседствуют дружно, уважительно, в согласии. Каждый приходится друг другу родственником, соседом, товарищем, и почти все знают друг друга.
В канун 75-летия Великой Победы мне вспомнилась встреча с участницей Великой Отечественной войны Римской Тамарой Степановной…
…Тот день выдался солнечным и тёплым. Лёгкий ветер лениво гнал пару облаков на лазурном небе. Медленно, шаркая ногами, под тень ореха на лавочку перед входом в школу села знакомая мне старушка. Это была Римская Тамара Степановна. Из рассказов я знал, что в далеком 1944 году после освобождения наших земель от немецко-румынской оккупации русский народ помогал восстанавливать разрушенное хозяйство, строить новые заводы и фабрики. Сюда из России направлялись высококвалифицированные специалисты из разных отраслей. Так и Тамара Степановна была направлена в наше село учителем.
…Глаза старушки внимательно следили за детьми и взрослыми. Рядом с клумбой симпатичная девочка подкармливала собачку. Прямо из входных дверей бежал мужчина, жадно вдыхая воздух и теряя по пути бумаги. А вот и в школьном дворе показалось красочное пятно: юноши и девушки со светлыми и тёмными макушками, с бледной и темной кожей, узкими и большими глазами совершенно разных цветов и оттенков отправлялись на очередной урок.
Времени было достаточно. Был конец учебной недели… Я, поздоровавшись, присел рядом со старушкой. Она внимательно посмотрела на меня.
–Как тебя зовут?
–Саша, – ответил я.
–Кто твои родители? Знаешь ли ты интересные истории о своих родных? А защитники Родины есть в твоей семье? – посыпались вопросы.
Я кивнул. Старушка села поудобней и с нескрываемым любопытством посмотрела на меня. Ее умудренный взгляд как будто говорил: «Ну, рассказывай, я жду».
Я начал свой рассказ, который она слушала с большим удовольствием.
– Моя прабабушка – Пенчева Текуса Ивановна, участник Великой Отечественной войны. Она родилась в деревне Савинской Городецкого района Вологодской области России. Родители назвали её Таисией, но раньше вместо документов были справки, которые носились в нагрудном кармане. Со временем от долгого использования документ пришёл в негодность, и при его восстановлении были изменены некоторые буквы. И так из Таисии она «превратилась» в Текусу. Но мы все звали её «баба Тася». Росла она в большой семье, в которой было семеро детей. Мать умерла рано и поэтому они воспитывались мачехой. Жили очень бедно. В школе прабабушка окончила шесть классов. До войны она работала телефонисткой…
…У меня перед глазами стали всплывать незабываемые семейные вечера десятилетней давности. Я как будто вернулся в то время, когда моя бабушка Тася была еще жива…
…Прабабушка, седая от переживаний, сидит за столом и пьет чай из красивой старинной чашки. Она одета в домашний махровый халат, на ногах разноцветные, уютные, мягкие тапочки, и по ее внешности никак нельзя предположить, что за ее спиной такая тяжелая жизнь. Исхудавшие пальцы держат кружку: глаза, полные опыта, мудрости, надежды и какой-то усталой горечи, смотрят на правнуков, которые играют «в войну». Юлька, моя старшая сестра, с детской непосредственностью спрашивает:
–Бабушка, а как там было на войне?... Глаза старушки вмиг наполнились слезами, и она дрожащим голосом сказала: – Мала ты еще, Юлька!... Война – это страшно...
–Когда наша прабабушка слышала слово "война", у неё на глазах появлялись слёзы, - продолжал я. Нам становилось грустно. Её выцветшие глаза смотрели далеко вдаль, и на лице был отпечаток тяжёлых воспоминаний. В те тяжелые дни Родина звала всех, в ком есть мужество, подняться для противостояния гитлеровским армиям, для отпора немецкому фашизму. Вчерашние охотники становились снайперами, трактористы и шофёры-танкистами и лётчиками, а врачи – полевыми хирургами. Баба Тася , 20-летняя хрупкая девушка, стала защитником Родины – прожектористкой.
…В тот вечер мы думали, что так и не узнаем про войну, о которой все говорили с таким нежеланием и болью, но бабушка принесла свой сундучок. Наша игра тут же прекратилась. Мы его сразу узнали. Там ЕЕ медали! Очень бережно, дрожащими руками бабушка приподняла крышку и начала рассказ.
...Нашему поколению досталось трудное время. Годы первых пятилеток, и самое страшное – Отечественная война. Во время блокады Ленинграда я находилась в городе и участвовала в боях. Фашисты каждую ночь бомбили город, ну а наш дивизион отражал эти налеты заградительным огнем зенитных орудий, не давая врагу разрушить дорогу на фронт. Наша задача была сбить их и не дать вернуться им на базы с новыми сведениями для следующей бомбардировки.
–Я вспоминаю тихие, проникшие через сердце и душу, навсегда запомнившиеся мне слова моей бабушки Таси. Мы с трепетом вынимали ее награды, прикрепляли к нашим разноцветным рубашечкам, красовались перед зеркалом. Прабабушка процитировала слова Ольги Бернгольц: «…Я до тебя тогда коснусь руками, медаль моя, солдатская медаль…» Свою «солдатскую медаль» «За оборону Ленинграда» бабушка получила в августе 1943 года.
Держа в руках удостоверение, датированное далеким 1943 годом, о чем она тогда думала, еле сдерживая слезы, моя милая бабуля? Может о том, что во время блокады все жители окруженного Ленинграда пытались сделать все, чтобы поддержать едва теплившуюся в городе жизнь. Помню так же, как тогда во время ее рассказа, я побежал на кухню, положил на свою ладонь кусочек хлеба размером чуть больше спичечного коробка. Трудно поверить, но этот кусочек, в буквальном смысле, продлевал жизнь людям, задыхающимся от блокады. Это была единственная надежда и вера в спасение. Я подумал: как могла хрупкая юная девушка пережить такое и не сломаться?
…Коробка с медалями – целый клад. Мы, перебирая награды, опускались вглубь и вот на самом дне увидели большой старый конверт–это дневник моей героической прабабушки... Бабушка подала его Юльке, т.к. я тогда еще совсем не умел читать и сказала: « Читай, Юляша, вслух, потому что дальше рассказывать я не могу»… Со смятением, любопытством и долей радости сестра распечатала пакет, и оттуда выпала пухлая пачка исписанных листов. На желтоватых от старости страницах прыгали непослушные буквы, старательно выведенные дрожащей рукой.
Кое-где буквы были размыты, это были бабушкины слезы. «Жили в землянках, условия одинаковые для всех, а нам, девчонкам, конечно, труднее, чем мужчинам. Война вообще страшное дело. Сколько я видела дотла сгоревших городов, сел… …дальше были Эстония, Прибалтика. Так и двигались, охраняя от вражеской авиации мосты, переправы, аэродромы. В начале 1945 года наш дивизион стоял в Польше. На реке Висла охраняли большой железнодорожный мост. Там и встретили Победу – день 9 Мая. Жуть было смотреть – плывут по реке трупы убитых солдат, все вместе – и наши, и враги. Вода была тогда красная от крови…» Дочитав, Юля свернула пожелтевшие листочки и положила их в конверт, на котором было несколько десятков маленьких клякс – ее слез...
Медаль Жукова, медаль «За оборону Ленинграда», орден «Отечественной войны 2-й степени», медаль «За победу над Германией»…– тихонько читая надписи, правнуки аккуратно складывали медали и ордена на свое место в сундучок.
–После войны она жила в Первоуральске, – рассказывал я, – трудилась на Уральском металлургическом заводе. В Парканы приехала в 70-е годы, будучи пенсионеркой. Вместе с прадедушкой вырастила двух дочерей. У неё трое внуков и пятеро правнуков. Сундучок с медалями и удостоверениями бережно хранится в моей семье. Младший братишка, Тимошка, как и мы с Юлей когда – то, просит посмотреть медали и обязательно прикрепить их к его мужской рубашке.
– Я знала твою прабабушку, – вдруг прервала меня Тамара Степановна. Можешь с гордостью сказать, что свой вклад в Великую Победу внесла и она. Ее боевые награды говорят сами за себя. Гордись ею и помни ее!
–Тамара Степановна, если Вы не устали, то я могу рассказать Вам еще про одного защитника Родины в моей семье. Хотите? – спросил я.
–Да, конечно, мой юный друг, с огромным удовольствием, – улыбнувшись, ответила она.
–Михаил Батарлыков – мой дедушка, – с гордостью начал я. – Приходится он мне дедушкой по материной линии. Он для меня важен не только как старший родственник из моей семьи, но и как друг и наставник. Мой дедушка Миша– самый замечательный и добрый дед! Мы с ним часто проводим время вместе. Вечерами дедушка рассказывает разные истории из своей жизни...
Дедушка много рассказывает о своей молодости в России, о том, как он весело проводил время со своими друзьями в городе Первоуральск Свердловской области. Еще он рассказывает о своих впечатлениях, о службе в армии в далекой Монголии и смешные истории, которые приключались с ним и его сослуживцами.
Очень нравится мне история о том, как, встретив на хоккейном матче в «Первомайке» симпатичную девушку-вратаря, он носил ей вечерами цветы и конфеты «Кара-кум». Теперь эта девушка – моя бабушка Люба, хранительница очага. Она стояла у истоков зарождения женского забастовочного движения, ставшего на защиту приднестровской государственности. Будучи активисткой женского забастовочного движения Приднестровья, всегда находилась и в первых рядах защитников ПМР, и в пикетах на границе ПМР весной 2006 года. Тамара Степановна многозначительно посмотрела на меня, улыбнулась и проговорила : «Хорошо знаю твою бабушку. Она женщина-патриот, с активной жизненной позицией, огромным опытом и творческим подходом к делу.»
– Мои бабушка и дедушка заботятся друг о друге. Дедушка и бабушка 45 лет вместе. Они очень дружные, добрые и приветливые люди, их уважают односельчане. Но есть история, о которой дедушка говорит и грустью в глазах, - проговорил я.
Трагические 90-е…Народный фронт Молдовы начал разжигать национальную вражду против русскоязычного населения. Для защиты прав народа левобережья возникла необходимость в создании ополчения. Мой дедушка в числе первых встал в ряды защитников молодой Приднестровской республики. В ополчении его назначили командиром взвода. Он, как и многие другие, отстаивал независимость республики. С оружием в руках на передовой, делал все возможное, а порой и невозможное, чтобы отстоять свободу Приднестровья. За вклад в дело образования и становления ПМР, за активную жизненную позицию он награжден медалями и орденом «Защитник Отечества». Мой дедушка образец для подражания, он многому меня научил. Он очень любит всех нас – бабушку Любу, мою маму, меня и мою сестренку Юльку, всегда помогает решать проблемы и радуется, когда у нас все получается. Надеюсь, что и мне получится стать таким же хорошим человеком, как и мой дед.
–Да, интересные истории, хорошо что ты знаешь их, – сказала Тамара Степановна и потрепала рукой мою макушку.
–А в Вашей семье тоже есть защитники Родины? – вдруг спросил я.
– В истории нашей семьи есть три героя, – начала рассказ Тамара Степановна. Сразу три героя в семье: отец и два сына! – подумал я. Легко сказать – стали героями, но как трудно ими стать!
С.К. Римский был в годы немецко-румынской оккупации членом подпольной комсомольской организации, входившей в состав партизанского отряда имени Г.И.Котовского. Тамара Степановна задумчиво смотрела куда-то вдаль. В уголках ее глаз, также как и моей прабабушки блестели слезы. Чудом уцелевшие пять парканских подпольщиков, в том числе и С. К. Римский, вместе с остальными односельчанами, приняли боевое крещение на Варницком и Кицканском плацдарме в Ясско-Кишиневской операции. Все трое родственников Тамары Степановны получили ранения. Встретились отец со старшим сыном в Венгрии, на озере Балатон. В который раз днём и ночью ходили они в атаку, бились с врагом упорно, не жалея себя, отец – минометчик, сын – зенитчик. Сергей нашел отца в госпитале, куда отец попал из-за ранения в бедро. Сыну об этом рассказал один из его сослуживцев, ранее выписавшийся из госпиталя. Сергей Кириллович сумел убедить своего командира зачислить своего отца в его зенитный расчет. С тех пор они стали служить в одном зенитном экипаже: отец и старший сын. За исключительное мужество, проявленное при освобождении Венгрии, сержант Сергей Римский был награжден орденом Отечественной войны I степени. Именно там, в Венгрии, был тяжело ранен Иван. Его, без признаков жизни, нашли санитары в траншее. В роте пехоты, где он служил, его посчитали убитым, отправили домой матери похоронку. Но он попал в госпиталь и выжил всем смертям назло. Контузия была тяжелая, он потерял дар речи. Полгода лечения дали свой результат: он вылечился и направился в свою часть. Вот тут-то, на станции, перед самой отправкой, его и нашел старший брат, предложил ему служить в своей зенитной роте. Теперь это был настоящий семейный зенитный экипаж: отец и двое сыновей! Так и воевали семьёй до конца войны.
Я замолчал, как будто «переваривал» рассказ. Какие тяжелые испытания легли на их плечи, думал я, как трудно и страшно им было на войне, но они с достоинством и честью прошли через все трудности. Что же помогло им выжить, выстоять, вернуться живыми и с наградами за свой воинский подвиг? Я уверен, что им помогало сознание, что они – члены одной семьи, что дома их ждут, верят в них,
любят. Именно она, любовь к Родине, матери, жене, придавала им силы, вселяла оптимизм и веру в победу. Да, героями не рождаются. Внутри меня метрономом звучали слова, которые я когда то слышал на уроках литературы.
…Мы не знакомы, нас роднит одно: за вашей партой мы сидели после…
Всесильно время, но не смогло оно из памяти вас вырвать и забросить в небытие…
Ваш подвиг величав и мы у вас учились эти годы
Чтобы в пути, врага вдруг повстречав, стоять, как Вы, и не свернуть с дороги!
– По окончании войны все трое вернулись к мирной жизни, – тихим голосом сказала Тамара Степановна. – Младший сын Иван, вернулся в родные Парканы, работал колхозным бригадиром, был директором Дома Культуры, водителем скорой помощи, затем работал в воинской части. И где бы он ни работал, всюду пользовался уважением своих односельчан. А старшему же сыну Сергею пришлось ещё немного повоевать, отыскивая власовцев в Альпах, и только потом он вернулся, поступил в Одесский мединститут, закончил его с отличием и много лет проработал врачом-гинекологом в Бендерском роддоме.
– Бабушка Люба рассказывала мне, что С.К.Римский был живой легендой, одним из лучших врачей Молдавской ССР. Он помог появиться на свет моей маме, –сказал я. – Почти родственники, – засмеялась Тамара Степановна и обняла меня. – А кем ты хочешь стать? – Не знаю пока, кем я стану, осознаю только, что должен стать хорошим человеком, порядочным гражданином.
Я очень благодарен своей прабабушке и всем тем, кто прошел эту страшную войну на фронте и в тылу. Если бы они тогда не смогли выстоять, то, возможно, нас бы сейчас не было на свете... Мы бы не видели цветов, не вдыхали бы свежий воздух, не жмурились бы от яркого солнышка. Низкий им поклон! Мы всегда будем помнить, тех, кто пал в бою, защищая свое и наше право на жизнь.
… Тот день в селе вышел солнечным и тёплым. Лёгких ветер лениво гнал пару облаков на лазурном небе, под тенью ореха на лавочке сидела старушка. На голове блестела седина. На усталом, пережившем многое лице виднелась россыпь мелких морщинок. И лишь в светлых глазах, которые так тщательно следили за прохожими, сверкали яркие искорки. Это были слезы радости женщины, матери, фронтовика, слезы надежды, что все в ее жизни было не зря.
Александр Тимофеев 10 кл.