КАК ПОДМЕНИЛИ ФЛАГ МОЛДОВЫ ?

КАК  ПОДМЕНИЛИ ФЛАГ МОЛДОВЫ ?

 

 

 

 

 

 

 

 Мы сознательные и вдумчивые, как бы граждане, вроде независимого, как бы государства Молдова пребываем в полном недоумении по поводу государственной символики. Кроме того, что она срисована с  полуживой Румынии, орел  на гербе подается в коричневом цвете, что по правилам геральдики означает зависимость, подчинение золотистому орлу на румынском гербе. Как же случилось такое позорное явление?

                                                                          

 

 
Накануне Дня независимости и "Лимба ноастрэ" темой нашей беседы с замечательным художником, фалеристом Семеном Елизаровичем Одайником стало принятие государственной символики. 

В начале 90-х годов Семен Елизарович принимал активное участие в событиях, связанных с разработкой и утверждением герба и флага новой, независимой Молдовы 

— Семен Елизарович, как принимались государственные символы нашей страны? 
— Все происходило в спешке. Почти сразу после объявления независимости Молдовы по инициативе руководства страны был объявлен международный конкурс новой государственной символики. В нем приняли участие местные и иностранные специалисты, художники. 
Была создана специальная комиссия с участием деятелей культуры, представителей Академии наук для оценки работ претендентов. Работали очень быстро: эту сложную работу нужно было выполнить в течение двух недель. 

— Есть мнение, что триколор в качестве национального флага был принят согласно установке сверху. Соответствует ли это действительности или были альтернативные варианты национального флага? 
— В то время альтернативы не было. В обществе доминировала идея объединения с Румынией. И вопрос стоял так: зачем разрабатывать национальный флаг, когда объединение произойдет в ближайшее время. 
Поэтому все участники были предупреждены о том, что за основу следует брать румынский триколор. Но следовало решить — горизонтально или вертикально размещать полосы. Кроме того, необходимо было учитывать, что многие страны имеют подобные трехцветные флаги.
В результате дискуссий было принято решение отказаться от цвета ультрамарин, который присутствует на румынском флаге, в пользу изумрудно-голубого, используемого на росписях Воронецкого монастыря, а также поместить на флаге герб, сделав государственный стяг декоративнее и легче запоминающимся. 

— Получается, что из-за спешки и доминирования идей объединения с соседним государством был за основу взят румынский национальный флаг? 
— Да. Понимаете, такой был период, почти все склонялись к Румынии. Если быть объективным, то флаг МССР тоже был принят согласно указу сверху и нисколько не отражал особенности Молдавии. 

— Герб тоже был принят по указанию? 
— В истории с гербом мы с самого начала опирались на то, что его основой должен быть герб Стефана Великого, крупнейшего правителя Молдавского государства. В ходе работы над ним наша группа собрала очень много материалов, рукописей, печатей. Нам очень помогли румынские коллеги. 
Вариантов герба было представлено много. Первые два тура закончились безрезультатно. Победителем третьего стал вариант, представленный нашей группой, — молдавский средневековый герб в обрамлении дубовых ветвей, увенчанный короной из шести колосьев с крестом. 

— Но у нас совсем другой герб?! 
— К большому сожалению, вышел казус. По случаю принятия новой молдавской символики в президентском дворце был устроен торжественный прием. Приглашено было все руководство страны. 
В центре зала выставили большое панно с нашим гербом. Президент Мирча Снегур и председатель парламента Петр Лучинский официально поздравили меня и моих коллег с победой в конкурсе. Однако активисты Народного фронта внесли через черный ход другой вариант герба, выполненный Георгием Врабие и отклоненный комиссией трижды. Его установили рядом с нашим. По предложению депутата Дабижи принятие герба отложили. 

— И все? Как отреагировали депутаты? 
— Никак. Одни хотели поскорее разойтись, другие — присоединиться к собравшимся на улице. Народ ждал, с пустыми руками выходить было нельзя. Утвердили только флаг. 

— Четвертый тур состоялся? Вы участвовали в нем? 
— Мне предложили участвовать, но я отказался. Включение в состав комиссии мне казалось неэтичным. Да и четвертого тура, можно сказать, не было. Для формальности взяли несколько старых вариантов и проголосовали за вариант Врабие с условием, что он будет доработан. 
Специально для этого из Бухареста была приглашена Мария Догару, специалист высокого уровня, профессор, академик, большой знаток молдавской истории. Она и подсказала Врабие поменять австро-венгерского орла (как на румынском гербе) на римского. 
— Сейчас идет процесс объединения страны, обсуждается новая ее Конституция. Есть ли альтернатива молдавской символике, в первую очередь флагу и гербу? 
— Я видел один из вариантов нового флага в вашей газете. Я не думаю, что это удачный вариант. В основе герба стоит сохранить средневековую традицию. Мне кажется, что необходим закон или указ президента, который установит нормы и правила использования и обращения с символами государственной власти. 
Я видел трактора, на которых красовалось изображение триколора, троллейбусы и даже туалеты. Это оскорбление флага. Если мы говорим об идее государственности, то граждане должны уважать и ценить национальный флаг. 

— Говорят, что автор нашего герба в глаз орла поместил инициалы возлюбленной. "G" — это что, Георгий и Жоржета? Допустима ли подобная самодеятельность? 
— Это вопрос к автору. Хочу лишь отметить, что на большом изображении государственного герба эта буква видна даже невооруженным взглядом. 

— Расскажите, как принимались флаг и герб Кишинева. 
— Без одобрения комиссии по геральдике столичные власти механически приняли флаг и герб, предложенные Врабие. Повторюсь, комиссия не одобрила эти варианты. 
На заседании комиссии мы спрашивали, что означает тот или иной элемент символов городской власти, но не получили исчерпывающих ответов. А Георгий, тонко чувствующий конъюнктуру, пришел на заседание с уже вышитым флагом. 
Городские власти торопились, так как близился День города, флаг нужен был срочно. Специально для мэра столицы я со своими коллегами изготовил тогда кулон — символ облачения властью кишиневского градоначальника. Он передается от мэра к мэру. Кстати, он был одобрен комиссией по геральдике. 
Для изготовления кулона были приобретены серебряные ложки, которые были переплавлены, рубины, фианиты. Забавный случай с этим кулоном произошел, когда мы хотели в День города вручить его Серафиму Урекяну. Я попросил моего друга, тогда официального фотографа президента Бориса Харченко, пригласить мэра. 
Тот объяснил примару, в чем дело, но Урекян дипломатически отказался, так как у президента Петра Лучинского подобного кулона еще не было. Вскоре кулон был изготовлен и для президента, но это уже совсем другая история.
 
1988 просмотров

Рейтинг: +1 Голосов: 1

Комментарии 2