В. Мошков как "первооткрыватель гагаузского народа".

0
Голосов: 0

12824

В. Мошков как "первооткрыватель гагаузского народа".

25 марта (6апреля) 2022г В. Мошкову исполнилось бы 170 лет со Дня его рождения. По случаю этой даты в Гагаузии планировалось провести Международную научно - практическую конференцию «Валентин Александрович Мошков - учёный, переживший своё время. 170 лет основоположнику научного гагаузоведения», но по целому ряду причин она не состоялась. Организаторы обещали издать сборник докладов. Было проведено видео-интервью с профессором В. Степановым, и на страницах гагаузских идеологов в Фейсбуке была представлена информация НИЦ Гагаузии, в отношении которых я бы хотел высказать своё мнение.
НИЦ и В.Степанов отмечают, что В.А.Мошков- основоположник научного гагаузоведения, первооткрыватель гагаузского народа и гагаузского языка. Как известно, В. Мошков поддержал версию о тюркском происхождении гагаузов, выдвинутую В. Григоровичем и закрепленную чешским ученым Иричеком, с которой согласились и сотрудники Научного центра истории Гагаузии.
Прежде чем высказать своё мнение о В. Мошкове и его деятельности, о суждениях НИЦ и В. Степанова, отмечу наиболее важные моменты в истории современного гагаузского населения, чьи предки были вынуждены в 1806-1812 гг.переселиться в Буджак из соседней Добруджи - колыбели Болгарского средневекового государства.
Итак, в период переселения и в последующие десятилетия прадедов современных гагаузов причисляли к болгарам. И это фиксировали не случайные люди, а известные полководцы и государственные мужи: Кутузов, Багратион, Инзов, Ришелье, Каменский, Красномилошевич и другие, а также интеллигенция: Пушкин, Венелин, чиновники: Юшневский, Защук, Иванов и другие. А основной причиной фиксации именно такой идентичности являлось то, что переселенцы сами себя считали болгарами и не мыслили себя другими, а слово «гагауз» было прозвищем. Об этом сообщали как переселенцы, так и академик Кёппен, главный попечитель задунайских переселенцев И. Иванов, священник Д.Чекир и многие другие.
Поэтому предъявлять недовольство со стороны Мошкова о том, что официально гагаузов не признают народом и причисляют к болгарам - не честно и не корректно. Спрашивается, как иначе могли их называть, если они сами считали и называли себя болгарами, а слово «гагауз» для них было прозвищем. Но В.Мошков «не видит» прямых свидетельств болгар-гагаузов о том, что они чистые болгары, которые языково отуречены. Прямые свидетельства болгар – гагаузов о том, что они чистые болгары, по его мнению, «это теория, и что болгарская теория происхождения гагаузов «не имеет ни исторических, ни филологических, ни других данных, а потому она умирает при одном упоминании о ней». На мой взгляд, это высочайший цинизм, так как предки современных гагаузов сами считали себя болгарами и не мыслили себя другими, а «гагауз» признавали прозвищем. А при том факте, что османы проводили политику отуречивания, и болгары об этом все еще помнили, сомневаться в циничности заявления В.Мошкова не приходится. Удивляет, что ни один болгарист Молдовы не подверг критике эти безумные высказывания Мошкова. Мошков также писал, что отуречивание было невозможно, так как турок на Балканах было меньше, чем других народов (его поддерживала и Л. Покровская и др.), но это мнение ошибочное, так как на сев.-востоке Болгарии было 4 крепости – Варна, Шумен, Русе и Селистра, в которых находилось большое количество военных, и которые создали языковую среду. Турки-османы превалировали над болгарами.
Становится ясно, что заявления Мошкова были политико-пропагандисткими, а не объективными.
К счастью, мне удалось раскрыть прозвище «гагауз», как трансформированное «гагасыз», которое связано с отуречиванием болгар Добруджи, и которое подтверждает вышесказанное мною. Итак, к чему восходит прозвище « гагауз»?
В 16 в. в Османской империи начался кризис, который в 18 в. достиг своей вершины, чем воспользовались соседние империи: Австрийская и Российская империи, а также Великобритания, желающие установить свой контроль над балканскими территориями. У Российской империи вообще существовал «проект» захвата Проливов и Цариграда. Чтобы противостоять российской экспансии на Балканах и продвижению России к Проливам, османские правители во 2-й половине 18в. решают создать в Добрудже тюркоязычную этническую буферную зону для того, чтобы иметь аргумент в неизбежном и предстоящем разделении болгарских земель.
Для этой цели османы использовали, как мы выше заметили, наличие в Добрудже большого скопления турецких военнослужащих в местных гарнизонах и городского населения Варны, Шумена, Русе, Селистры.
Кроме этого, в Добруджу было переселено татарское население вследствии войн с Россией из Северного Причерноморья и Кавказа. Таким образом, к концу 18 века в Добрудже сложились благоприятные условия по созданию этнического буфера для турок-осман. Более того, османы стали применять насильственные методы по насаждению турецкого языка во все сферы жизни местного населения. Болгарам - прадедам гагаузов запретили говорить на болгарском языке на улице, базаре, площадях. Кто не выполнял приказы, им отрезали языки, сжигали дома для наведения страха, и повсюду это контролировалось, и только жилище болгарина оставалось без контроля. Чтобы вытравить болгарский язык из жилища болгарина, турки пошли на коварство: стали выпытывать у несмышленых детей, говорят ли они дома на болгарском. Если говорили дома на болгарском, то жилище сжигалось. В ответ взрослые болгары стали повелевать детям: « Гагата»( рооот, рот на замок), и поэтому дети уже молчали, когда турки-османы их спрашивали, после чего последние стали обзывать детей «гагасыз»( безротый). Такое же явление наблюдалось в Родопах, где помаков обзывали «дилисыз» (безязычный). В дальнейшем прозвище «гагасыз» стало закрепляться за отуреченными болгарами, а также стало распадаться на « гага сы ыз» или «гага сы вуз», после выпадения «сы» приобретает окончательную, рациональную форму «гагауз» или «гагавуз» по сей день используемую в некоторых сёлах Буджака.
Такова история происхождения прозвища «гагауз», и спасибо старожилам, от которых мне удалось во время этнографических исследований в Буджаке в 70 -80-х годах узнать полную картину языкового отуречивания. И очень жаль, что многие их потомки предпочитают не знать горькую истину и трагедию, постигшую предков, и согласны верить мифам об узах, печенегах, куманах.
Тем не менее эти домыслы стали предметом «научных» теорий происхождения. Для современных гагаузов исковерканный турецкий язык, наполненный татарской лексикой и остатками болгарского языка, стал родным, и тут ничего не изменишь. И. как справедливо заметил один из советских поэтов, «любой язык по своему велик».
Но что заставило российского военнослужащего заинтересоваться происхождением одной из групп балканских переселенцев? Почему предметом пристального изучения стали не трансильванские молдаване-моканы или албанцы, а именно тюркоязычные колонисты? Ведь по геополитической логике российские службы должны были создать условия, при которых признаки османизма в Бессарабии должны бы исчезнуть, а не выделять из балканских беженцев болгар – гагаузов в отдельный этнос, которые все еше чувствовали себя болгарами.у
На мой взгляд, причиной для такого рода деятельности явились следующие обстоятельства. В 1885г.сразу же после своевольного объединения Болгарского княжества с Восточной Румелией (Южная Болгария) царская российская власть разрывает дипломатические отношения с Болгарией по той простой причине, что тогдашние, соперничавшие империи не желали видеть на Балканах крупное, самодостаточное государство. Не хотела видеть большой Болгарии и Россия. В одной дипломатической депеше российский дипломат восклицает: « Одна мощная Болгария на Балканах есть геополитический кошмар для России…». В другом случае: « Мы должны болгар придушить в зародыше, потому что одна Великая Болгария, союзница Германии стала бы достаточно сильной, чтобы отрезать нас от Среднеземноморья». И.А. Аксаков в вестнике «Русь» (№24,1885г.) пишет, что всякое торжество на Балканах есть смерть для России… А российский дипломат Татищев в 1890г. вообще предложил « …после того, как Россия уверилась в предательстве и измене болгар, она должна относиться к ним, как к врагам…Всё. что сделала Россия для Болгарии должно быть разрушено. Целью наших усилий должна быть не целая Болгария, а разделённая между соседями-румынами, сербами, греками, за исключением широкой полосы вдоль Чёрного моря, которую оставим себе. С ней надо поступить так же, как с Польшей, т.е стереть с лица земли в назидание другим народам». Таким образом, мы видим, что главной целью царского самодержавия было расчленение Болгарии, а также разделение, раздробление и ослабление всего болгарского народа как в Болгарии, так и за ее пределами, в том числе и в Российской империи.
Поэтому в 1885г. после объединения княжетва Болгарии с Восточной Румелией (Южная Болгария) отправляют бессарабского болгарина П.Драганова в Македонию в г. Солоники преподавать славянский язык и пропагандировать македонизм в среде болгар. Более того, он вербует болгарких юношей для учебы в Петербург. Всем им насаждали идею, что болгары в Македонии не болгары, а македонцы. Среди них известный К.Мисерков, который вскоре догадался о проводимой антиболгарской политике и переселился в Бессарабию, где стал бороться за болгаро - гагаузскую автономию, но румынские власти в 1918г. выдворили его после присоединения Бессарабии к Румынии. Если П.Драганов работал по Македонии, то В.Мошков работал по Бессарабии. Именно поэтому во время Первой Всероссийской переписи в 1897г. В.Мошков настаивает на разделение болгар по языковому признаку – на болгар и гагаузов вопреки тому, что они называли себя болгарами и чувствовали себя болгарами. Необходимость в разделении усиливалась и тем, что бывшее Болгарское водворение в Буджаке (Южная Бессарабия) было на пути к Проливам, как и сама Болгария. и неоднократные выступления лидеров колонисткого сообщества с идеей автономного, территориального устройства создавало реальную угрозу для российского плацдарма на берегах Дуная. Поэтому болгарский элемент и его влияние в Бессарабии должен быть уничтожен, и известный принцип «разделяй и властвуй» был приведён в действие.
Заметим, что еще академик Кеппен в 1853г. писал, что язык, который используется в доме, не всегда является определяющим для данной народности. И доказательством являются местные болгары…, при котором одна часть говорит на болгарском, другая на турецком. Так что, языковый признак, на основании которого были разделены болгары Буджака, был на самом деле политическим. Теперь можно утверждать, что в Добрудже жили и живут тюркоязычные гагаузы, а не болгары, и эти земли можно захватывать, как обещал С. Татищев.
А вот что писал Мошков после посещения Болгарии : « Вполне гагаузской областью можно считать местную террасу к северу от г. Варна, а центром этого народа является портовый город Балчик, где до 1830 года не было ни одного болгарского дома, а также Каварна…Далее сильно оболгаренные гагаузы живут в северной части Провадийского округа, где молодое поколение уже совершенно оболгарилось…». И мне приходится заявить еще об одном цинизме со стороны В.Мошкова. По его мнению, болгары в условиях невыносимого ада, созданного турками - османами, смогли «оболгарить» гагаузов, а турки – османы, владевшие Болгарией и создавшие с помощью военных условия для языкового отуречивания, не смогли отуречить болгар. «Супер- логика», уважаемый читатель. Но что поделаешь, Мошков давал присягу царю, Российской империи и служил ее интересам. Потому не удивительно, что В.Мошкова за «честность и объективность» и за «глубокое, научное исследование» ИРГО награждает в царское время золотой медалью. Более того, и в настоящее время его прославляют: ему поставили памятник в Чадыр-Лунге, лицей носит его имя, проводились Мошковские чтения и т.д. Кстати, и П.Драганов также был награжден золотой медалью, а в настоящее время библиотека в Комрате носит его имя. Людям, которые закрепили разделение, раздробление болгар, ставят памятники, награждают медалями, увековечивают их память, а истинных патриотов, как Дм. Чакир (не путать с М. Чакир), И. Иванов и других, игнорируют. Такова горькая истина. Замечу, что разделению болгар способствовала и официальная болгарская историография, заложенная чужеземцем Иречеком, приписывающия тюркское происхождение болгарскому населению Балкан.
Так что В. Мошков никакой не первооткрыватель гагаузов, а агент спецслужб Российской империи, выполнявший задание по разделению и раздроблению болгарского народа, который и без этого был раздавлен, размазан, растоптан турками-османами. Бедным болгарам османского ига было мало, а Российская империя их «жалела».
Совсем не случайно советский учёный А. Худяков в докладе «Великодержавный шовинизм в российской этнографии» в 1932 г.раскритиковал нечестную этнографическую деятельность В. Мошкова. Однако, по сообщению профессора В.Степанова, российский академик Решетов в 2002г. заявил, что время расставило все по своим местам, т.е. Мошков « фактически был прав». И потому на критику Худякова как бы можно не обращать внимания.
Но академику Решетову следовало бы знать, что кроме жителей Буджака есть еще и потомки балканских переселенцев, которые живут в Приазовье, на Северном Кавказе, Казахстане, а также в Болгарии..., и они не согласны с такими «исследованиями» и попытками гагаузоведов переименовывать их предков и их самих в гагаузов. О таком имени они никогда не слышали. К тому же приветствовать разделение болгарского народа и любого другого народа – это преступление.
В 1989г. я посетил село Сухотское в Северной Осетии, и слышал от местных старожилов, что их родители, деды, прибывшие из Копчака, Чадыр-Лунги всегда считали себя болгарами и о гагаузском названии никогда не слышали. То же самое подтвердили жители села Болгарка в Казахстане и в других местах. Поэтому заявления, которые сделал Решетов, циничные и аморальные.
Невозможно не удивляться поведению болгаристов Молдовы, которые приняли версию В. Мошкова за научную истину и в своих публикациях пишут: «болгары и гагаузы», когда на самом деле правильнее писать: «болгары – туканы», « болгары – гагаузы». И это принципиальная ошибка у болгаристов. Я согласен с Бертольдом Брехтом, который писал: «Дурак тот, кто не знает правды, а тот, кто ее знает, но молчит или отрицает, тот преступник».
Хочу заметить, что критикуя царский режим, в том числе и Мошкова, я никаких претензий к русскому народу, в т.ч. турецкому и другим народам, не имею. В большинстве своем и в нашем конкретном случае виноваты были правители Османской и Российской империй. Они терзали наш многострадальный народ и при этом называли предателями, изменниками. К сожалению, в основе человеческих отношений доминирует эгоизм, ложь и насилие, а хотелось бы, чтобы было добро, любовь, мир… Прав поэт, написавший: «Говорят, нет правды на земле…». И трагичная история болгар и Болгарии, и современная действительность в мире тому подтверждение. Интересно, народы мира, человечество освободятся когда-нибудь от эгоизма, лжи, подлости?!
Сколько можно терзать наш общий дом - нашу Землю, делить ее на части, поджигать ее, бомбить ее, уродовать ее. Земля – это единый организм, и расчленение ее – это большое бедствие для нее. Наша Земля – это мельчайшая песчинка в космосе. Ее надо беречь, как зеницу ока. Правители мира, соберитесь все вместе и ночью взгляните на звездное небо.Представьте себе, что одна из светящихся пылинок – это наша Земля. Она на фоне звезрыздного неба ничто, а если это ничто, то спрашивается: имеем ли право так с ней поступать- взрывать, расчленять, сжигать…,но именно это мы делаем. Полнейшее безумие! У Земли есть достаточно врагов: космос, радиация, метеориты, и если на ней происходит подобное безумие, то космос может в любой момент ее уничтожить. Давайте все вместе подумаем об этом!
Что касается В.Мошкова, то он был проводником российской политики по разделению бессарабских болгар на гагаузов и болгар. Бог ему судья!
Д. Гургуров.
← Болгарские страсти. В. Кирьязов Как заработать большие деньги? Б. Березовский →

Комментарии 2