Чупички-ботиночки. В. Стафидов

0
Голосов: 0

1199

Чупички-ботиночки.  В. Стафидов


Раннее утро. Дед Афанасий с бабушкой Иванкой уже на ногах. Куры, гуси,
утки, овцы, свиньи, виноградник, сад, огород без их рук не обойдутся. Труд ежедневный и ежечасный, а есть ещё внуки, за которыми глаз да глаз нужен,
пока их родители на заработках, где-нибудь в городах и весях.
Старший Савва уже пошёл в школу. После школы он конечно помогает уже по хозяйству не мало, но в свободное время может напроказничать. Но особенного
внимания требует младшенькая всеобщая любимица Маня. Все её любят и балуют, она может доставить хлопот. И как человек давно уже самостоятельный принимает решения не подозревая, что надо советоваться со взрослыми. То взберётся на крышу дома и прохаживается по коньку к ужасу брата Саввы, то усядется сзади каруцы не замеченная ездоком и доезжает до магазина, где меняет два яйца (благо их за день бывало больше сотни) на одну большую конфетку. Каждый день с ней происходило что-нибудь новое. Слава Богу всё заканчивалось благополучно.
Как бы ни хотелось досматривать сон, а вставать надо.
- Што-то ты, моя дорогая, Иванка сегодня утром не так громко кряхтела. Вчера было погромче. Неужели не все работы поделала? - строго заметил дед.
-Да всё я переделала и кряхтела громче чем вчера это просто ты состарился
за ночь и стал хуже слышать….
Так подначивая друг друга всю жизнь они вели беседы. И там где мы падали со смеху дед только поправлял шапку. Некогда ему было расслабляться. Бабушка та могла улыбнуться, но только когда дед уже отвернулся. Ей тоже рассиживаться некогда. Через три часа внука надо отправить в школу, а ещё через час проснётся Манечка. Вот за три часа надо успеть подоить 12 коз и 20 овечек, накормить полтысячи птиц и собрать завтрак. В годы, когда не было голода это не было проблемой. В бурдейке у хорошего хозяина всегда было пол тоны кавармы (болгарская тушёнка из баранины), брынзы не меньше, вина пару тонн. Соления и маринады учёту не поддавались. Их было - сколько хочешь. Голодные годы лучше не вспоминать. А история которую мы хотим вам рассказать из лет военных. Бессарабия принадлежит Румынии. В школах, и во всех официальных заведениях звучит румынская речь.
Румынизация, потом русификация это естественные процессы и ничего в этом необычного нет. Все государства себя так ведут. Болгарский этнос в Украине случай особый. Самая активная часть болгарского народа пришла в эти земли. Люди которые не смогли смириться с турецким игом уехали из Болгарии. Не мало надо было иметь мужества, чтоб
решиться на этот путь сюда к братьям-единоверцам. Любовь к своей культуре не позволила болгарам ассимилироваться. Румынизация тоже не произошла по этой причине, но румынский наши деды выучили, как и русский и украинский. Но до этих языков ещё дожить надо. Вот бабка с дедом, внуками, овцами и ждут этого времени. Они уверены, что оно придёт. Оно действительно придёт, но чуть попозже, а пока надо работать.
Внука бабушка покормила, в школу его собрала и попросила ведёрко кукурузы урдечкам (уткам) по пути подбросить.
- Ты покушал, а урдечки ещё не покушали. Кановчица (ведёрко) оставишь возле колодца.
- Ама зако не даваш на урдечки сиринциту? Нали й то хубаву. (А почему не дашь овечкам брынзы, она ведь вкусная? Пару фраз я дам болгарским, не знаю почему, но мне хочется, чтоб вы услышали как звучит болгарская речь).
- Сиринци едат хора ( брынзу едят люди), - отвечала бабушка.
- И питки урдечки едат. Аз знам тва, (и булочки утки едят. Я знаю это) - вставила проснувшаяся ни свет ни заря Манечка.
-Утде знаваш? (откуда ты знаешь?) – удивилась бабушка.
- Я им давала, из тех. что остывали после печки
- Что все? – забеспокоилась бабушка.
- Ние - една чинийка малкичка. (Нет только маленькую тарелочку)
-Да ни казваш на дяду. Чули? (не говори дедушке, слышишь) – перекрестилась бабушка.
- Ми зако? (Но почему?)
- Да ни са кара. (чтоб он не ругался)
- Добре. (хорошо)
- Ко става с теви питки, за които аз не трябва да знам, (что случилось с этими булочками, о которых я не должен знать?) - строго спросил вдруг появившийся дед.
- Ей пита дитету а чи ядат урдечки питки, (да ребёнок спрашивает едят ли утки булочки) - попыталась урегулировать вопрос
Бабушка.
- Ми едет! Цяла тава ядет. И кучиту ги яде и прасенци. Сички ядет садял на хората ништу не остана, (едят конечно Целое корыто едят. И собака ест и поросёнок, для людей правда ничего не осталось) - покачал головой дед Афанасий.
В общем Манечка в своём репертуаре оказалась. Пока брат собирался в школу
она успела накормить питками домашних животных.
- Быстрей бы ты Манечка вырастала, а впрочем не торопись, - улыбнулась из-под тишка бабушка.
-Я уже и так взрослая. Больше веника, а в школу не хожу. Савва вон ходит, а я нет. Когда я уже пойду в школу, - захныкала Маня.
- Вот направят тебе чупички и пойдёшь, а в терлици в школу нельзя, малка ошти, - подначивал брат.
-Да шанаправят на тебе чупички и шаидиш, (вот сделают тебе ботиночки и пойдёшь) - потвердила бабушка.
Вроде бы Маня успокоилась, но спустя пару минут спросила,
- Ми га шанаправят чупички? (А когда мне сделаю ботиночки?)
- Тва един чичу Думитр знай,(Это только Дядя Митя знает) - ответил дед.
Дядя Митя был сапожником и жил через два дома по улице. Каждый день
Маня делала обход по своим дядьям, которые тоже жили на этой улице и было их пятеро. Везде она была желанным гостем. Рассказывала стишок «Дой бабоче» (Два цыплёнка на румынском)) заданный брату Савве. И ещё один стишок она выучила и его расскажет. Покажет им как рисовать букву «О» получит за это конфетки или монетку. Причем требовала только беленькую монетку, как научила её бабушка.
Бабушка хотя писать и читать неумела, но считала не хуже чем учёный на счётах. И так по всем дядьям каждый день, любой пропуск для них это было «ЧП». И в конце она посещала чичо Думитара. В его обущтарне специально для неё был сделан маленький стульчик с сидением из полосок кожи. Она научилась даже сучить дратву. В общем помогала изо всех сил.
А в этот раз она зашла и глазам своим не поверила, на её стульчике лежали красные чупички.
- Чьи это чупички? - дрожащим голосом спросила она.
- Анну примерь их, - спокойно предложил чичо Думитр.
Маня одела эти красные чудо-чупички и надо думать, что после маминых
венчальных туфель и отцовских ботинок чупички выглядели совершенством.
- Нравятся?
- Очень, - отвечала Маня.
-Тогда прими от меня подарок и носи на здоровье, дорогая моя Манечка!
Вне себя от радости, но не забыв поцеловать чичо в колючую бороду с чупичками в руках она припустила домой.
На утро Мани нигде не было. Первым забил тревогу чичо Васил, к которому
она должна была зайти к первому. Но ни у чичо Тодора, ни у чичо Степана, ни у чичо Петара она не обнаружилась. Последний к кому пришли был чичо Думитр.
Но и у него её не оказалось.
- Вчера была. Я подарил ей чупички и она упорхнула, - говорил он.
- Она в школе! – облегчённо вздохнула бабушка.
А Маня действительно никого не поставив в известность одела чупички
и отправилась в школу. По дороге прицепилась сзади каруцы (телега), этот приём она освоила очень хорошо, не хуже чем брат Савва и до школы доехала.
В красных чупичках она чувствовала себя уверено и стала искать своих подруг
по разным классам. Наконец нашла и спокойно пройдя мимо учительницы
румынки Домны Каши присела за свободную парту. Парты она увидела впервые, но подруги ей рассказывали и по дороге сумела сообразить что это такое.
- Что это за ребёнок, - спросила, удивлённая, Домна Каша.
- Это Манечка Топал. Она хочет учиться и знает много поэзИи и умеет писать букву «О».
- Анну Манечка выходи к доске и покажи как ты умеешь писать букву «О». – попросила учительница.
Маня уже многое от своих подруг знала о школе. Слышала и о том что мелом пишут на доске буквы. И она уверено нарисовала колело. Потом попросила стульчик вылезла на него в тщательно помытых красных, но с разными оттенками чупичках и прочитала
все стихи, которые учил брат Савва, но так и не выучил. Ей дали листочек бумаги и карандаш. Она попробовала им что-нибудь нарисовать. Но у карандаша был сломан грифель. Как встревожилась она, как запереживала. Чуть не расплакалась. Хорошо иметь старшего брата в классе. Савва ей починил карандаш и впервые в жизни она им нарисовала на бумаге великую букву «О»!
Дома её ждал триумф и все дядья с женами и детьми. И она уже совсем большая
в красных чупичках пришла со школы. За два месяца она выучила то что все учили целый учебный год. Стала лучшим учеником и помогала отстающим. Взяла шефство над братом Саввой и таки его подтянула. Теперь все дядья вместе с ней заканчивали первый класс. Только Бабушка Иванка не могла, не было у неё времени. Ещё через месяц дома были непрекращающиеся слёзы.
- Я не хочу во второй класс, мне нравится в первом, - плакала Манечка.
Как могли её успокоили. Скорей всего бабушкина песня «Хубава си моя горо» (Красивый мой лес)которую очень любили Манечка и бабушка Иванка.
Жива, Слава Богу, ещё моя мамочка и я знаю эту историю из её уст и уст участников этих событий. История Ваньки Жукова повторяется, не может не повторятся. Правда, "болонская система" переворачивает всё с ног на голову и вполне возможно что не будет
уже Ваньки Жукова, зато буду родитель номер один и родитель номер два, а бабушек и дедушек отменят за ненадобностью. Слава Богу, что я ещё застал те времена, когда ближе и роднее их не было никого на свете.
← Бесарабски гердан. алманах 2018 част 2 Моите срещи с туканите. →

Комментарии