Бессарабская колония Балиса (Brazil) Victor Hugo
Трудовые мигранты
С отменой рабства в Бразилии в 1888 году вновь освобожденные рабы не стремились стать наемным трудом. Бразильское правительство, находящееся под влиянием социал-дарвинизма, считали, что Бразилия никогда не станет процветающей страной из-за высокого процента чернокожих, что помешало бы развитию страны. Оно озаботилось поисками рабочих для бразильских кофейных плантаций, так как в этот период кофе производство было основным источником народного хозяйства. Кроме этого правительство насаждало национальную политику отбеливания («branqueamento»), которая должна была создать благоприятные условия для иммиграции европейцев, надеясь на смешанные браки и также заменить рабов на кофейных плантациях. Свободные, наёмные европейские работники были гораздо заинтересованнее в трудовом процессе и обладали нужным опытом и технической подготовкой.
Благодаря контрактам с трансокеанскими судоходными компаниями были завербованы люди, покинувшие старый континент и «сделавшие Америку». Итальянцы, немцы, испанцы и португальцы тысячами эмигрировали, надеясь, что условия жизни в Америке было бы более благоприятным по сравнению с трудностями доступа к земле у себя на родине, а также в следствии разрухи после Первой и Второй мировых войн.
То же самое произошло и в Бессарабии, где реклама американских экзотических картинок и товаров стали новой надеждой для местного населения, особенно для представителей этнические меньшинств, такие как русские, украинцы, гагаузы, болгары, немцы и евреи, которые жили там и находились под властью Румынии.
В то время более 10 000 бессарабцев, в основном болгар и гагаузов,происхождения, иммигрировал в Бразилию. Именно в 1926 году 42 семьи покинули Кирютню (Кортен), покинув родину. 70 семьи покинули Хасан-Батара, почти 200 из Чийшии, 22 из Девлет-Агачи, 8 из Баурчи,7 от Пелинеи, 6 от Московей, 6 от Кахула и так далее ….Это лишь малая часть, поскольку в то время в Бразилию уехало 10 000 бессарабских болгар, в основном из бедных семей.
Их путь начался в родных городах, обычно на юге Бессарабии. Семьи добирались на телегах в столицу Румынии Бухарест, где государственные работники оформляли необходимые документы для эмиграции. Будущих иммигрантов осматривали медицинские работники и после этого, отправляли в Прагу, а затем в Германию, в порт Бремерхафен на Северном море,или через Гамбург.
Другая группа бессарабских иммигрантов, с уже оформленными документами покидали свои родные села и направлялись прямо в Кишинев, а оттуда в Вену, чтобы позже прибыть в порты Генуи или Триеста в Италии, где составлялись индивидуальные медицинские карты, обязательные для посадки. Для выдачи данной формы службой дезинфекции проводилась процедура, которая заключалась в купании, очистке головы и одежды, а также дезинфекция багажа, включая вакцинацию.
В целом корабли, выходящие из Генуи, имели и конечный пункт назначения порт Сантос в штате Сан-Паулу, где был расположен пункт приёма и расселения иммигрантов из Бессарабии.
Пройдя самые разнообразные маршруты и пробыв за границей более месяц в нечеловеческих условиях в трюмах и на палубах торговых пароходов, бессарабцы высадились в Сантосе. Оттуда они направлялись в основном в столицу штата Сан-Паулу, носящую то же имя. В этом городе располагался общежитие иммигрантов, где Эмигранты ждали фермеров или их представителей, чтобы дождаться возможности трудоустроиться на кофейных плантациях.Поощряемая правителями того времени, кофейная экспансия происходила параллельно с расширение железных дорог, обеспечивающих условия увеличения грузоперевозок и производства.
Фазенда Балиса
Географические условия благоприятствовали расширению штата Сан-Паулу на запад. породив множество городов. Один из них получил имя Луселии и его основатель Луис Феррас де Мескита начал с закладки фермы под названием «Фазенда Балиса». Для того, чтобы облегчить освоение этой территории, а также, чтобы увеличить свои доходы, он разделил свою землю на более мелкие участки, привлекая мелких инвесторов. Одна из предлагаемых услуг заключалась в оплате аренды только после первого урожая кофе, откладывая финансовые обязательства покупателя около трех лет. Это привлекло многих эмигрантов при посредничестве других, раннее прибывших, и уже освоил португальский язык. Один таким посредников был Николай Дафлов, русский по происхождению. Через него прошли сотни бессарабцев, следовавшие по месту назначения на крайнем западе штата Сан-Паулу, в юго-восточная часть территории Бразилии. Луселия, фермы Балиса, расположеной примерно в шестистах километрах от столица Сан-Паулу. До конечного пункта назначения бессарабцы прошли через другие места, как указано в заявлении одного из них Степан Повлюк, 79 лет: «К тому времени, когда я приехал в Хосе Теодоро в 1932 году, там уже была русская колония.место под названием Балиса, на другом берегу реки Пейше. Даже не думалось, что там будет город Луселия, основанный в 1939 году. Причина сбора многих русских в том месте объясняется тем, что там был бригадир фермы русского происхождения и он оповещал остальных, разбросанных по разным городам сельской местности Сан-Паулу...
Подписав договор купли-продажи, бессарабские семьи продолжили путешествие пока не достигли пределов, недавно приобретенной земли. Поскольку они были превосходными плотниками и каменщиками, они начали строительство первых жилищ Бессарабской колонии. Сначала, дома строились из ветвей, обмазанных глиной, но вскоре их заменили дощатыми домами, а затем каменной кладкой. Так начинается экзотический опыт Бессарабская колонизация на крайнем западе штата Сан-Паулу.
Культурное и историческое наследие в повседневной жизни колонии.
В региональном масштабе земельные наделы называются «участками», а их площадь составляет от десяти до двадцать пять гектаров. В колонии Балиса поселилось около пятидесяти семей. ".
Население колонии Балиса состояла в основном из бессарабских болгар. Было также русскоязычное население, и также гагаузы. Однако эти народы были знакомы с румынским языком после 1917 года, когда Бессарабия стала территорией Румыния, с итальянцами и немцами во время долгого эмиграционного пути, а также имели некоторые контакты с бразильцами в колонии Балиса, потому что даже несмотря на то, что колония была в географической изоляция, необходимо было продавать излишки продуктов, консультироваться с врачами, совершать покупки и другие действия, требующие общения с туземцами. Зачастую, когда не хватало припасов, матери отправляли своих детей на склады города, взяв небольшую пробу товара, чтобы торговец мог понять, что они хотели купить.
«Прибыв в колонию Балиса, принадлежавшую в то время Мартинополису, моя бабушка и дедушка и мой отец не говорили по-португальски, поэтому всякий раз, когда мне приходилось делать покупки, моя бабушка дала моему отцу сумму денег, которую она считала достаточной за покупку риса, бобов или какого-либо другого продукта, который она хотела, а также образцы некоторых продуктов, чтобы продавец мог определить, чего он хочет. Вот так они нашли способ общаться, так как они не говорили по-португальски» (Дирдже Повлюк Парра, 62 года, дочь )
После заселения этих участков поселенцы сделали регистрацию о своем месте жительства в ближайшем полицейском участке, как предписывал закон того времени. По документам, выданным румынским правительством, практически все иммигранты из Балисы были зарегистрированы на момент с румынским гражданством. Дома поселенцев в Балисе обычно имели четыре комнаты. Они были деревянными, с земляным полом, крыша раньше была покрыта керамической черепицей французского типа, двери и окна также были деревянными и обычно закрывались на задвижки, которые состоят из дверного замка с отверстием посередине, позволяющим ему вращаться. На кухне всегда была дровяная печь, на которой домохозяйки готовили еду.. Мебель в домах почти всегда была деревянной и изготовлена вручную самими иммигрантами, научившиеся столярному искусству у себя на родине. Ванная комната была построена снаружи и в задней части дома. Рядом с жилыми домами располагалось небольшое строение прямоугольной формы, также покрытое черепицей во французском стиле и предназначен для укрытия для повозок, повозок и волов. Телеги были основным средством передвижения для людей и и провоза товаровв 1920-е и 1950-е годы.
На заднем плане и возле дома традиционно строился небольшой деревянный сарай, где хранилась посуда, используемая в поле, столярные инструменты и многое другое. Рядом с участком бессарабцы возделывались небольшие сады, которые обычно находились под ответственностью женщин в сопровождении детей и подростков.Такие виды деятельности, как рубка дров для использования их в качестве топлива для плиты при приготовлении еды, были также часто приписывают женщинам. Матери и дочери были определены для ведения домашнего хозяйства, и других обязаностей и дел, такие как уход за детьми, доставка воды из ручья, приготовление еды, уборка и наведения порядка в доме, мытьё посуды и стирка одежды, кормление скота. Жители Балисы также были известны тем, что разводили свиней. Известный региональный писатель Хосе Карлос Дальтозо говорит, что, по сообщениям старожилов города, это было обычным явлением, когда поселенцы разгоняли своими «палками», стада свиней вдоль просёлочной дороги , которая соединяла сельский район с городом Мартинополис для посадки в городской железнодорожный вокзал.Поселенцы имели достаточное количество скота и из молока делали сыр, творог и масло, продукты, которые не только использовались для семейного потребления, но и были продается в Луселии. Семья Пейли сажала сахарный тростник , а на небольшой местной фабрике производили коричневый сахар и патоку, продавая излишки продукции. другим нуждающимся. Домашний сектор был небольшим, но удовлетворял спрос местного населения. Сообщество. Балиса даже владело пятью торговыми заведениями.
В течение короткого времени они производили кофе, но предпочитали другие зерновые, такие как кукуруза, рис. и фасоль. Они также выращивали хлопок и местные фрукты. В период, Второй мировой войны почти вся колония перешла к выращиванию мяты . Мяту продали американцам, которые использовали масло, добытое из растения, в качестве целебное средство в госпиталях. В колонии даже был винокуренный завод, что повышало цен уже обработанного продукта.
В колонии даже существовал клуб отдыха, досуга и спорта «Атлетик».. Среди любимых видов спорта жителей сельской местности в районе был футбол, на который оказали влияние бразильские друзья, проживающие в городе и за пределами. колония.Рядом с сельским микрорайоном было построено кладбище, что свидетельствует о демографическом увеличение колонии. Похоронены бессарабцы и бразильцы, проживающие в колония. В этот период уровень детской смертности был высоким и, особенно между 1930-х и 1950-х годах произошла крупная вспышка желтой лихорадки. Пока тело было накрыто в доме покойного, друг семьи или даже сам глава семьи, обычно отец копал могилу на кладбище возле Агуа Ручей Гранде. Могила имела уникальную особенность колонии: помимо сначала яму копали вертикально на протяжении примерно одного метра, а затем поселенцы копали вбок, куда и вкладывали гроб.После смерти тело заворачивалось в несколько белых тканей и простыней, а концы были привязаны к двум деревянные палки, которые носят четверо мужчин, обычно самых старших в семье.
Через сорок дней после смерти члена семьи православные в своем дома совершают религиозный обряд в память об умершем под руководством попа. На церемонии молитву произносил обычно старший член общины. В конце после церемонии молящийся получил несколько подарков от семьи за совершение обряда: мыло, полотенца, салфетки, курица, сало и многое другое.
«Баба», термин, также используемый для обозначения акушерок, также играла важную роль в повседневной жизни колонии, учитывая слабое наличие системы здравоохранения. Эти женщины, часто вдовы, обученные еще в Бессарабии навыкам, необходимым для оказания помощи при родах. «Бабы» оставались в доме беременной женщины неделю и более для оказания помощи не только в родах, но и при первом уходе за новорожденным. Матери, которых сопровождала акушерка, устроивали праздник в честь «бабы» В ночь на тридцать первое октября они пойдут в дома к своим «бабам», принося курицу, банки с салом, сосиски, куски свинины, ткань, одежда, вино, куаска (пиво, сваренное в результате брожения сока сахарного тростника) и другие деликатесы. В этот вечер группа матерей праздновала день няни-акушерки. Женщины провели ночь, танцуя, пели и пили до рассвета, чтобы поблагодарив старуху за ее услуги, а также за угощение женщин, которые, при патриархальной организации у них было мало возможностей для досуга и отдыха.Во время вечеринки в доме акушерки мужчины вообще не могли присутствовать, иначе они могли быть изгнаны, а иногда и подвергнуты нападению со стороны женщин, присутствовавших на торжестве, поскольку их злые намерения всегда воспринимались участниками этого праздничного дань, которая вскоре попыталась вызволить незваного гостя. Хотя все поселенцы из Балисы были выходцами из одного и того же региона Восточной Европы, Бессарабия, колония была разделена по религиозному признаку. Значительное количество иммигранты исповедовали христианско-православную религию и появился православный священник два раза в год по железной дороге Сорокабана, чтобы отпраздновать мессы, свадьбы и крещения. У православных в первые годы колонии не было храма, обряды праздновались в доме одного из поселенцев, но с годами был построен храм на территории иммигранта Иеремии Последника. Трудности исполнения религиозных обычаев, расстояние от крупных колоний и местное влияние способствовали ослаблению первоначальной религии. Многие иммигранты обратились в католицизм и протестантизм .В колонии существовала также баптистская церковь, которая с самого начала приобрела много приверженцев, особенно тех, кто был протестантом со времен Бессарабии. Деревянная Церковь располагалась на месте родового имения Палий Иммигранты, следовавшие по кофейному маршруту и железным дорогам
возможно, было одной из причин разбавления колоний. Небольшое единство группы не позволило сформировать местных лидеров, что приводит к небольшому представительству в муниципалитете. В Балисе на португальском языке, национальном языке, почти не говорили, потому что географическая изоляция и большое количество соотечественников позволили поселенцам поддерживать свой родной язык, даже обучая ему своих детей и внуков, как в случай Жоау Коломиец, который научился у своих родителей, бабушек и дедушек русскому и болгарскому языкам.
Община сохранила многие черты царской России: патриархальность в быту и домоводстве, постоянное пьянство и ненормативная лексика, а также угрозы, раздоры, оскорбления и разобщенность. Другой преобладающей чертой была неграмотность, даже с созданием первая школа в колонии в 1940 году .Часто иммигранты собирались вместе, чтобы разыграть Первую мировую войну в виде пьес, в которых некоторые из них дрались. Подражая своему оружию, они использовали мотыги или метлы и ручки. Они были очень эмоциональны и даже плакали, вспоминая свое прошлое, оставленную родину на другом континенте , своих родственники, оставленных там, а также тех, кто погиб на войне. Таким образом поселенцы стремились воссоздать на бразильской земле реальность, оставшейся по другую сторону Атлантического окаеана .Хотя колония Балиса и была примером процветания и развития между 1930-е и 1960-е годы, географическая изоляция, протестантско-православные религиозные бунты и частые контакты с коренными бразильцами постепенно привели к тому, что колония утратила свою идентичность и их население растворилось среди окружающих городов. В настоящее время в этом районе остались следы бессарабской иммиграции, особенно болгарская кухня, язык, обычаи и фамилии с суффиксом «ов». Часть потомков проживает в городе Луселия и в соседних городах, другие мигрировали в более крупные города штата Сан-Паулу и другие промышленно развитые города.