"Потёмкинская деревня" в турецкой колонии Терновка.

0
Голосов: 0

711

"Потёмкинская деревня" в турецкой колонии Терновка.


Наш краткий рассказ о турках, которые в XVIII в. отказались уезжать из Северного При-
черноморья, отошедшего от Оттоманской империи в состав Российской империи. Потомки «турецких невозвращенцев» поныне проживают у нас на юге, но об этом явлении редко пишут. Хотя, по правде, это ведь «исчезающий пейзаж». Да только ли одни турки...
Если прочитать Кючук-Кайнарджийский мирный договор, обнаружим, что в нем перечисляются десятки народностей, проживавших в конце средневековья и в начале нового времени на землях будущей Новороссии, — племена и конвиксии пёстро населяли Степь от Южного Буга да Дуная.
Постепенно многие народности исчезли. Одни племена откатились в Крым, другие на Балканы к Османам — и там, и там растворились в исламе, то есть потеряли свою индивидуальность. Ногайцы из Бессарабии передвинулись в Калмыкскую степь, где распылились под напором суховеев бурных столетий, и, как утверждает наука, в геногеографическом и геногенеалогическом аспектах почти слились с калмыками, караногайцами и крымскими татарами их языки взяты в ЮНЕСКО под охрану, как исчезаю-
щие.
Но все же, Северное Причерноморье по сей день является пестрым анклавом, в котором проживает более ста народностей: одни «понаехали», другие живут тут исстари. Например, турки. Оказывается, Россия вовсе не стремилась в XVIII веке вытеснить их за Дунай, у
империи и без того была проблема с заселением новых приобретений. Царское правительство решило пригласить иностранцев, пристрастных к земледелию. С конца XVIII- начала XIX вв. проходил активный процесс колонизации. В наш край переселились
болгары, немцы, албанцы, сербы, менониты, шведы и другие — об этом более-менее известно. И на этом фоне интересно рассмотреть случай с турками — оказалось, не все они уехали за Дунай. На окраине областного центра Николаев есть болгарское село Терновка.
Интересно, что село в голой степи создали не сами болгарские колонисты, его построил Светлейший князь Потемкин, внимание! — для размещения пленных турок, которых фаворит Екатерины решил привлечь для строительства кораблей. Желающих подробнее ознакомиться с историей «Потемкинской деревни», возникшей неподалеку от Николаева, отсылаем на https:// islam.in.ua/ru/istoriya/tureckaya-koloniya-v-nikolaeve-v-konce-xviii-veka-chto-otkuda-pochemu
Во управление пленных турок Георгий Александрович Потемкин нашел «генерала» над ними. Светлейший писал Екатерине, что у него есть надежный «турок Салих-ага, бывший кегая (помощник везиря), сераскир (главнокомандующий) войск, от Валахии собранных. Он остался навсегда в России, чтобы житьпри мне».
Екатерина отвечала Светлейшему (своему тайному супругу): «Христа ради, остерегись своего турка». Потемкин уверял царицу, что среди подданных султана в ближайшее время «явятся охотники остаться в подданстве вашего императорского величества», при этом испрашивал высочайшего повеления определить бригадира Салих-агу «для лучшего управления» пленными турками.
Екатерина II в 1792 году разрешила поселение «особой слободой» осман, возжелавших остаться в стране, с отведением в этих целях земли в предместии Николаева. Также она дозволила «богослужение отправлять свободное», и обязала соответствующие структуры
представить план и смету для строительства мечети: «заводится колония турецкая при Николаеве», к которой определены «имам и помощник его с жалованием, коим и приказано зависеть от муфтия Таврического».
Некоторые турки Терновки приняли православие, но большинство оставались магомеданами. Вскоре мама сераскира Салиха — Гюлья Халил попросилась в Крым к единоверным крымским татарам. За ней потянулись остальные жители села. Вся эта история описана в книге профессора Владимира Ильича Гамзы «Терновка», автор живет в Николаеве, родом из Терновки.
Когда турки переселились в Крым, село осталось безлюдным, и Салих-Ага продал все дома Министерству государственного имущества, которое в 1802 году разместило в селе болгар, в том числе, туда перебрались колонисты из Малого Буялыка (Свердлово, сейчас Иваново), где земли для новых беженаров уже не хватало.Сейчас Николаев, разрастаясь, подошел к селу, Терновка фактически поглощена областным центром.
Есть еще одно турецкое село, оно находится в Ивановском районе Одесской области и называется Малиновка (тут, кстати, снимался фильм «Свадьба в Малиновке»). Тут до сих пор говорят на турецком языке. Ребята- старшеклассники ходят в школу в соседнее село Яновка (принадлежало отцу Троцкого), и директор школы говорит: «Мне бы хотелось, чтобы все ученики были такими прилежными, как ребята из Малиновки». Очень симпатичные и очень цепкие ребята, болгарские спонсоры пригласили их в Одессу, устроили экскурсию. Так один старшеклассник из Малиновки (турецкий юноша) успел в одесском офисе даже исправить зависший ноутбук.
Жаль, молодежь из Малиновки тоже уезжает в город, судьба этого турецкого села типичная. Кстати, помнят ли старожилы Малиновки, как называлось их село изначально. В Терновке не помнят...
Конечно, читатель вправе потребовать, чтобы в заголовке слово «подарили» было взято в кавычки, мол, от турок подарков не дождешься. Возможно, оно и так.
Но, с другой стороны, ведь болгары в самом деле получили готовое село, и им не пришлось рыть землянки по типу блиндажей, как это понадобилось делать колонистам Большого Буялыка. Разве не подарок? Да, турку Салиху казна отвалила приличную сумму. Но чего только в те поры не делала и казна, и другие правительственные ведомства для колонистов.
Когда этот материал был уже заверстан, в редакцию поступил альманах «Бесарабски гер-
дан»-2021. Мы поприветствовали наших коллег из Молдавии с успешным выпуском сборника, в котором они собрали хорошие произведения авторов из болгарской диаспоры.
А заодно направили им небольшую справку. Дело в том, что на стр. 333 «Гердана» помещена следующая информация: «За диалекта на Терновка изследователката му доц. З.
Барболова установи, че една от основните групи на българите, участвала в основаването на селището, е както от югоизточна, така и от югозападна България (вж. З.Барболова «Българският говор в Николаевската Терновка», Одеса 2013, с.251).»
Не беремся судить про науку о диалектах, и без того известно происхождение колонистов, поселившихся в Терновке. Но уважаемая ученая дама, как видим, не поинтересовалась историей Терновки. Иначе она учла бы, что это село не основывали болгары. Его построил Светлейший князь Георгий Потемкин для пленных турок, которых он намеревался использовать в качестве корабелов на Николаевской судоверфи. И только после исхода турок из Терновки туда заселились болгары из сел Голям Буялък и Малък Буялък.
И те и другие из Странджи, конкретно из сел с теми же названиями. В Болгарии эти населенные пункты и сегодня есть — неподалеку от города Ямбол.
Причиной нереализации идеи создания в Николаеве торгово-земледельческой фактории краевед В. Гамза видит в неуспешности турок в торговых делах, что чиновниками объяснялось незнанием «новоявленными слобожанами русского языка», а также особенностями здешней жизни. Не стали «вчерашние солдаты и крепкими земледельцами»: неурожай 1794 года и засушливый климат юга Украины «посеяли среди турецких колонистов неуверенность в собственных силах и развеяли их надежды на скорое хозяйственное обустройство». К сказанным неурядицам прибавились и демографические. Мужчины-мусульмане, «привыкшие к женскому окружению», столкнулись с ситуацией, когда в общине из 130 человек было всего 19 женщин (высшие чины планировали поселить в Терновке около 600 человек). Это также «подтолкнуло колонистов к соединению с более многочисленными общинами соплеменников, проживающих в Крыму».

Валентин Кирязов г. Одесса
← Български свещенчески родове Киранови и Чекир. Н. Иванова Българският хляб. А. Мерет →

Комментарии 1