Тараклия и Света Гора.

  • Опубликовано:
  • Блог: Пенджер към света
  • Редактировалось: 10 раз — последний вчера в 09:21
0
Голосов: 0

412

Тараклия и Света Гора.

Недавно группа тараклийцев совершила хаджилък в Света Гора на Афоне. Там наши земляки посетили знаменитый Зографский монастырь, в котором обитают монахи болгарского происхождения.
В средние века именно Зографский монастырь был центром паломничества и почитания со стороны православных княжеств и Российской империи, и правители которых приносили монастырю солидные дарения. Благодаря этому казна Зографского монастыря была сопоставима с казной отдельных княжеств и позволяла поддерживать обучения в университетах Европы студентов из подневольной Болгарии.
Для нас, тараклийцев, Зографский монастырь представляет большой интерес по двум важным причинам: над ним покровительствовал сам Штефан чел Маре, с чьим именем связана страна, в которой мы ныне живем , а в 19 веке в монастыре заселяется группа тараклийцев. Один из этих тараклийцев дослуживается до звания "эконом", что равнозначно министру финансов тогдашней Молдовы. Кроме этого, родственный потомок этого эконома в наши дни является заметным священослужителем в Варне и, видимо, он и поспособствовал прибытию тараклийской делегации в такое, сакральное для православных христиан, место. По словам тараклийского журналиста Д. Боримечкова их в монастыре приняли очень радушно и состоялось символическое восстановление духовное связи между Тараклией и Зографским монастырем.
Также, совсем неслучайно, неделей раньше Зографский монастырь посетил Президент Молдавии И. Н. Додон. Как известно, чтобы обладать реальной властью надо получить благословение от тех, кто олицетворяет волю Господа.Такой поступок со стороны молдавского президента должен закрепить нашу надежду в состоятельности молдавского государства
.

Тараклия и Света Гора.

А какова была связь Тараклии с знаменитым монастырем раньше рассказывает наш замечательный краевед- П. А. Кайряк.

О Тараклийских паломниках

Хочу познакомить наших читателей с одной из интересных
страниц из истории нашей Тараклии.
Расскажу, насколько позволяют знания, о движении паломни­ков в нашем поселке. Сейчас нет в Тараклии людей, которые быва­ли или стремятся побывать в святых для христианина местах. А внедалеком прошлом такие люди были среди тараклийцев и пользо­вались большим уважением окружающих. Они носили почетный
титул „хаджи”. Это слово арабского происхождения и присваива­ется человеку, который совершил „хадж” – путешествие к религи­озным святыням. Для мусульман – это Мекка, а для христиан – этосвятые места Иерусалима.
В русском языке людей, совершивших путешествие в Иеруса­лим, называли „паломниками”, потому что они возвращались из
Иерусалима с пальмовой ветвью в руках. В болгарской среде па­ломников принято было называть арабским словом „хаджи”. Это был почетный титул, которого человек удостаивался пожизненно.
В Тараклии это звание носили люди из более чем семи фами­лий. Все они посвятили свою жизнь Богу и приняли монашество.
Первым тараклийцем, принявшим монашеский постриг, был сын
Хаджи-Цоно – Николай. Он родился в 1838 году и с юношеского
возраста стал монахом.
Затем Николай уехал в Грецию и служил в болгарском монасты­ре „Зограф”, который находился на Афонской горе. Вслед за ним в
монастырь приезжает на служение из Тараклии сын Лазаря-Янко
Бакаржиева – Николаи. В монастыре он взял имя Натанаил. Когда
отец Натанаила овдовел, он тоже перебрался в монастырь „Зограф”
к сыну. В монастыре он принял имя Леонтий. На публикуемой фо­тографии отец Леонтий, будучи игуменом монастыря, находится в центре снимка. ( Снимок в книге "Тараклия и тараклийцы")
Служа в монастыре, отец Леонтий приглашал туда
болгарских юношей из Бессарабии. На снимке справа и слева от
отца Леонтия сфотографированы его племянники – сыновья се­
стры отца Леонтия – Марии, которая была замужем за Михаилом
Симоновским.
Во втором ряду стоят тоже выходцы из Бессарабии – тараклиец
Димитрий Минчев Кайряк и юноша из села Исерлия, имя которо­
го, к сожалению, мне установить не удалось.
Почетный титул „хаджи” в Тараклии носили три брата фамилии
Дериволков – Хаджи Иван и Захария, потомки Хаджи-Цено из фа­милии Бакаржиевых. Из фамилии Татарлы – Хаджи-Иван Минчев,
из фамилии Плаговых – Василий Нинов и его внук – Василий Ни­колаев, который умер в 1994 гооу. Это был последний из тараклий­ских хаджи. Кроме вышеназванных, были: Бырлуф-Хаджия Тодор Раевски, Лазарь Семенов Чебан, Хаджи Гено-Кочев.
Кроме мужчин, в Тараклии были и женщины, которые носили
почетный титул „хаджи” – баба Оля Пунчева, баба Петровича Гай­
даржи. Их называли „баба-хаджиинка”.
Последние из тараклийских жителей, посетивших Иерусалим в
1914 году, были Плагов, Татарлы и Чебан.
Кстати, надо напомнить, что в прошлом существовало учрежде­ние, занимавшееся набором и отправкой паломников в Палестину.
Ежегодно из царской России посещали святые места 20−30 тысяч
человек. Сейчас тоже можно при желaнии совершить хадж, но для
этого нужно заплатить 5 тысяч долларов за одного человека.
И в заключение расскажу об одном интересном эпизоде: однаж­ды отца Натанаила Бакаржиева посетил в монастыре „Зограф” братХаджи-Динко. Отец Натанаил вручил ему значительную сумму де­
нег, чтобы он передал своим братьям, но Хаджи-Динко присвоил
эти деньги и вложил их в строительство механической мельницы.
Когда брат Хаджи-Динко – Иван узнал об этом, он проклял мель­
ницу. И надо сказать, мельница вскоре разрушилась!
А сам Иван решил построить в Тараклии колодец. Выбрали хо­роший источник, что по улице Чапаева, вблизи усадьбы Деривол­кова Тихона. Этот колодец носит название „Ботуф геран”. И слу­жит он с 1902 года.
Бот такие истории, которые, я надеюсь, небезынтересны тара­клийцам.
Свет. Тараклия, 1995, 25 марта.
Теги: афон
← Младший брат Олимпия Панова История Тараклии в лицах. →

Комментарии 1