Прощай Тараклия! О миграции.

0
Голосов: 0

1659

Прощай Тараклия! О миграции.


До 80-х годов 19 века, крестьяне, желающие переселиться, встречали определенные трудности в связи с отсутствием каких либо регламентирующих правил. Ситуация изменилсь после выхода Закона «О миграции сельского населения и мелкой буржуазии..».
Тараклийцев направляли в основном в Амурскую и Южно-Уссурийскую губернии.
Те, кто решился переселиться, не знали какие трудности и нужды их ожидают в дороге. Многие мигранты из-за резкой смены климата и недоедания в пути заболевали и умирали. В Амурскую область тараклийцы переселялись только сухопутным путём, без предварительной посылкой ходоков. В Приморскую область и Южно-Уссурийский край-только морем.
Так например, семья Федора Николаевича Стоянова, отправилась со станции «Тараклия» в 1900 году и через Елисаветград, Харьков до города Канск (Енисейская губерния), затем по рекам и грунтовыи дорогам до Владивостока. Другая семья- Ивана Славова Кайряк тем же путем до города Благовещенск
Переселенцы должны были сами оплачивать все расходы во время путешествия до места прибытия. Только, прибыв в Владивосток, семье Стояновым выдали заем на 33 года и освобождение от уплаты займа на певые 5 лет.
До поездки семья проходила медицинский осмотр и выдавалась необходимая документация. В Южно-Уссурийском крае каждая семья получала 100 десятин земли и облегчение налога на 20 лет и на 3 года освобождалась от всех налогов.
Часто местные власти не были готовы к приему мигрантов, а выделяемый госкредит был недостаточен для постройки дома и покупки инвентаря.
Первое прошение о переселении тараклийцев было подано 15 апреля 1895 года. Под ним подписалось 296 человек. Они просились на земли Сибири и Казахстана.. Причина- безземелье.
Наряду с законным переселением имело место и стихийные. В 1898 году Иван Тихонов
Дарманчев, Иван Русев Георгиев, Дмитрий Желев Кирков поехали в Терскую область(Владикавказ). Уже через год оттуда прибыли назад в Бессарабию гонцы и объявили, что набирают желающих переселяться и что, мол, всё там устроено: рядом станция, православное население, земля такая же.
То же самое было предложено чийшийцам (П. Курдогло, С.Алаватский, В. Хинев, в. Мильчев) , жителям Българийки ( Кайряков. Арабаджи)
Когда же переселенцы прибыли на место, то обнаружили, что земля для хлебопашества неудобна-гористая, песчаная или глинистая. Урожай скудный. Вблизи обитают кавказские татарские разбойники, дороги никудышние. Но самое главное, земли данные им в аренду на 30 лет не все принадлежали местным хозяевам и дело дошло до суда. Чийшийские переселенцы вернулись в Бессарабию и подали в суд на тараклийцев, которые их обманули. А многие не вернулись, потому что дома земли нет, а денег тоже не осталось.
Но это не остановило желающих покинуть Тараклию, ставшей им хуже тюрьмы.
В Южно-Уссурийский край подали заявку две группы тараклийцев по 15 семей: Илия Димитриев Баклажанский с сыном, З. Делизлатанов, Г. Касса, С. Беров, И. Кирнев, Д. Косев, потом таких групп стало четыре. У желающих покинуть Тараклию не было денег и они просят их переселить за государственный счёт и с марта, потому что уже не засеяли землю. Другие просили отправить их в Приморский край, к уже осевшим там семьям тараклийцев. Однако все эти ходатайства были отклонены, потому что в Приморский край можно было переселяться лишь за свой счёт. Однако уже через месяц 70 семей тараклийцев вновь подают заявления на переселение. Разрешили 29 семьям. Однако в апреле уже 149 глав семей Тараклии снова подают прошения. Это уже было похоже на массовый психоз. 65 семей получили разрешение следовать в Приморский край…морем. Нужно ли доказывать, что сталинская «депортация» на Алтай в 1949 году по сравнению с этим «добровольным» бегством из родных пределов на край света, более похожа на гуманную миграцию, чем царская.
Иван Кайряк (1886 г.р) продаёт дом, имущество, оставляет землю братьям Василию и Николаю. Но их группу, доехавшей до Байкала возвращают из-за начавшейся с Японией войны. Желание покинуть Тараклию выказывали также и почётные, духовные жители: Гицеларь, Димитриевы, но не успели. По какой-то причине вышел указ прекратить переселение. Но тараклийцев это не остановило и они продолжают писать прошения и самовольно покидать селение. Создается впечатление, что если бы разрешалось, то Тараклия опустела бы еще в конце 19 века.
Семье Федора Николов Стоянова удалось добраться до Южно-Уссурийского края в 1900 году и селятся в селе Шипухинское. Сыновья : Емануил(1876) Алексей (1885) Иван (1888) Семен (1892).

Столыпинская реформа

Это судьбоносное мероприятие еще более ускорило миграционные процессы, но наряду с миграцией на Восток, появилась возможность покупать земли в соседних, бессарабских районах.. Для этого тараклийцы создали два сельскохозяйственных товарищества, которые при содействии Крестьянского поземельного банка ( ссуда 10% годовых на 55 лет) покупали у землевладельцев или у банка , приобретенные им у разорившихся помещиков.
В это же период был издан декрет о свободной миграции всех категорий крестьян и даже поощрение переселений в восточные регионы России.
В Павлодарском уезде Семипалатинской области возник посёлок Тараклийский.
Около 50 семей тараклийцев выехали в Тургай (северный Казахстан) и в Амурскую область. Город Комсомольск-на –Амуре был построен на месте селения Пермское, основанное в 1860 году бессрабскими болгарами, среди которых были и тараклийцы.
Официально только в 1895 году Тараклию покинуло 300 человек, в 1898- 10 семей, 1899- 90 семей.
Но возвращались в Тараклию тоже. Степан Танов:
« В 1908 году отец продал дом, землю, рассчитался с долгами, и мы семьей из 5 человек выехали на Амур, где по рассказам было много плодородных земель. Но уже по дороге нам встретились земляки, возвращающиеся назад: климат суровый, урожаи низкие.
Некстати разболелся отец и мы, доехав до Канска, вернулись назад. Похоронили отца, затем мать и я в 16 лет стал кормильцем семьи, в которой были младшие брат с сестрой. Пришлось идти в батраки и лишь через 6 лет сколотил небольшое хозяйство.»

…а я хочу в Бразилию, Бразилию

В 1922-26 годах в Тараклии проживало около 10 322 жителя, но уже в 1926 году- 6 322. Это было связвно с новой волной эмиграции- в Бразилию и в другие сёла Бессарабии. По воспоминаниям моего отца в Бразилию записалось практически всё село Чийшия, и лишь отмена разрешений на выезд остановила исход жителей.
В этот период переселение пропагандировали различные пароходные компании, которые искали средства легкой наживы. Также крестьян склоняли к переселению бывшие эмигранты, вернувшиеся на родину. Они до 1925 года переселялись посредством Еврейских банков и сионистких организаций в Канаду и Бразилию. Пропаганда была широкой:везде висели плакаты с призывами ухать в новый свет, где полная свобода и дают по 25 га земли, что там хлеб растет на деревьях и земной рай.
Переезд в Бразилию стало главной темой разговоров и вновь наше селение охватил массовый психоз. «Все сёла юга Бессарабии полгы мыслями об эмиграции»-сообщали полицейские чины. Находились и такие тараклийцы, которые осуждали земляков за предательство и предупредали об обмане. Их никто не слушал и как это похоже на сегодняшний день. Старшее поколение сопротивлялось переезду, но молодежь рвалась на волю.
Поготовка к эмиграции проходила по следующей схеме: семья отсылала делегата в Бухарест для переговоров с эмиграционным бюро. Там инструктировали и давали документы на оформление паспортов. Обещали бесплатный переезд в Сан Пауло и привилегии колонистам в Бразилии: дом с огородом, скот, инвентарь.
Проходили медосмотр и затем рейс: Прага-Берлин-Бремен-Лиссабон- Бразилия.
Путешествие было сложным, а в Бразилии суровые испытания. Всё что обещали пропагандисты оказалось банальным блефом. Работали бессарабцы в тяжелых условиях на плантациях. Стали болеть и умирать дети и женщины. Больше всего страдали от укусов ядовитых мух, змей и скорпионов. Пользуясь неграмотностью переселенцев, местные власти их «кидали» и «разводили». Бессарабцы стали искать возможности вернуться домой, но это удавалось немногим.
Про тараклийцев в Бразилии http://megdan.ru/blogs/pendzher-km-sveta/tarakliiskie-semi-v-brazilii.html
Из-за отсутствия земли тараклийцы и в румынское время переселялись в другие места: Антоновка Леовского района: Лисица, Паскарь, Карамалак, Кайряк. Здесь сложился большой род Некитов, а в Серацика –Воински, Лопэцика, Цыганка, Дойна…
Страдая от безземелья, многие и особенно молодежь выезжали на сезонную работу в Добруджу , где имелись плантации болгарских фермеров и города Румынии.
Друга причина, вынуждающая тараклийцев выезжать на работу в Румынию-налоги. Имели место 52 налога и 150 различныъ податей.
С установлением «советской» власти новое несчастье обрушилось на тараклийцев: мобилизация в трудовые армии на Урал, затем принудительные депортации на Алтай, раскулачивание, коллективизация.
Только выросло одно советское поколение непуганых, как началась «перестройка». Половина населения Тараклии поумирало и разъехалось по чужим странам.
Что еще нам предстоит пережить?

Прощавай Тараклиьо !

Сънувам често старите другари,
Баирите със цъфналия салкъм,
Комшийски лаф до топлите дувари,
И бащин двор със белия кълдъръм.

И, когато вятъра обрули
Късна есен мокрите листа,
Виното душата ще разбули,
Ще направи път на песента.

На чужбината живота ме притиска,
Упира ме в студената стена,
Затварям аз очи и само искам
В съня да вида родната страна.

Там курликат жеравите тъжно
Над извора с най-бистрата вода,
Там гълчи сърцето ми най-нежно,
Там е люлката на моята съдба.

Ти си, Тараклиьо, моя мъка.
Неразделена обич си дори.
Посягам да целувна твойта ръка,
Защото си единственна, нали?


По материалам книги «Тараклия 200»
← "Качендура Петър и кусура му ". Разкази Кулаците част 3 →

Комментарии