Первый порыв к свободе-читалище "О. Панов"

+1
Голосов: 1

794

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Этот очерк посвящается ДНЮ БЕССАРАБСКИХ БОЛГАР

Тараклийцам не ведома свобода. Ни нынешним, ни тем более нашим предкам. Всегда чужая воля гнула к земле и держит за горло. Но был момент, когда показалось, что на пороге возникла свобода. Это случилось , когда «парткомы ушли, а румыны еще не пришли»-в конце 80-х –начале 90-х годов. Но до этого момента уже была объявлена «гласность» и в результате стали возникать робкие опыты проявить тараклийскую самобытность, отрицающую всю идеологическую мишуру «развитого социализма» со всей его плакатностью и формализмом во всех сферах тогдашней официальной жизни и, особенно в духовной. Это сейчас нам уже дороги красные транспаранты, звезды и парады, но к тому моменту все это вызывало досаду. Особенно у молодежи. Хотелось против этого всего выступить. Но поскольку в арсенале были лишь память о народных болгарских обрядах это и взяли на вооружение. К этому времени в подвале РДК сформировался боевой коллектив театральной группы «Смешен петък». В основе любых значимых проявлений всегда стоит конкретная личность. В нашем случае таковым является И.И Боримечков. В те времена он, как и все вокруг него, были молодыми и задорными. Само собой сформулировалась идейная программа: в конкурентной борьбе вытеснить из Тараклии закостеневшие и чужеродные псевдокультурные шаблоны и клише клубной, заплесневелой «самодеятельности». И это случилось: отчасти потому что клубная советская система изжила себя, отчасти от напора молодых тараклийских энтузиастов под чутким руководством Ивана Ивановича. Сейчас я такое проявление со стороны тараклийской молодежи представить себе не могу. Драки возле барчиков они еще могут учинить. А, вот например, поднять на уши какую-нибудь Пандаклию или Нови пазар они не смогут. На 175-летие Тараклии силами «Смешен петък» на стадионе было устроено театральное представление со сценами из истории, в которых участвовали даже три пары каруц с волами! Это же надо было их где-то обнаружить и убедить колхозных товарищей, что каруцы с волами на стадионе-это очень зрелищно.
""

А однажды было устроено уличное хоро возле третьей школы, где собрался почти весь долния край и закрутилось одновременно 8 хороводов! В дни когда проводились хоро молодежь на танцы уже не ходила. А однажды И.И. Боримечков умудрился устроить даже конные скачки на Тодоровден. Клубные работники со своими методичками завяли. Чтобы окончательно победить, было решено всем коллективом «Смешен петък» и со своими фанами покинуть подвал РДК и переселиться в колхозный клуб, где к тому времени уже даже вывеска «клуб» выцвела. Этой идее во многом поспособствовал тогдашний и первый председатель колхоза-тараклиец К.П. Дарманчев. Появилась своя, свободная для самовыражения территория, а РДК заколотили досками на 7 лет. Вся культурно-просветительная, представительская, общественно-организационная и концертная деятельность перебралась в колхозный клуб. Он стал эпицентром тараклийской жизни. К этому времени контакты с Болгарией, опять же, благодаря братьям Боримечковым достигли такой интенсивности, что потребовалась некая форма организации деятельности колхозного клуба, отвечающая новым потребностям, не имеющих аналогов в советской клубной системе. Само собой возникла идея скопировать учреждения времен Возрождения Болгарии. Тогда читалища возникали против османской империалистической системы и создавались молодой болгарской буржуазией,интеллигенцией и послужили очагами для пробуждения болгарского самосознания и формирования будущей нации. Читалища руководились почетными учредителями и выбираемыми исполнителями и представляли собой самоуправляемые структуры. После советской клубной системы, где все регламентировалось читалищная форма была абсолютна созвучна идеям демократизации. И впервые за пределами Болгарии возникло читалище, носящее имя великого уроженца Тараклии, героя Болгарии- Олимпия Панова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Казалось, все складывалось удачно. Но только казалось. В отличии от возрожденских читалищ Болгарии, тараклийское читалище никакой поддержки от «молодой тараклийской буржуазии» не получило и даже, наоборот, «буржуи» хотели пустить его под барчик с ночным клубом. А тараклийские «пацаны» дважды грабили читалище, унося с трудом приобретенную аппаратуру. Также в духе перестройки была предпринята попытка зарабатыать деньги, предоставляя различные услуги культурного плана (праздники, концерты,но не успели зарегистрировать читалище в виде ООО, как тут же нарисовалась налоговая. Кем бы себя работники этой службы ни считали, но в контексте складывающейся в Молдове жизни, они есть служители репрессивной машины. Беспощадной и разрушительной. Кроме этого время шло и мы разбрелись в поисках работы и постепенно состарились. Пришлось читалищу «О. Панов» невольно вернуться к прежней клубной системе, но все-же, огонек энтузиазма в нем еще тлеет. И.И. Боримечков еще не теряет кураж, хотя и его однажды очередная тараклийская власть уволила с работы. Ей показалось, что нужны новые кадры. Но, как только «новые кадры» приступили к работе, читалище вновь приобрело вид колхозного клуба. Пришлось Ивана Ивановича реабилитировать и теперь читалище-культовое место Тараклии. Куда непременно привозят министров и президентов, чтобы доказывать, что в Тараклии есть что-то от болгар , а Ивана Ивановича регулярно награждают за преданность своему делу и народу. Он относится к тем людям, которые всегда при деле, всегда востребованы и хозяин своей судьбы.Честито! На нижним фото-самый крайний слева и есть И.И Боримечков. Он всегда предпочитает быть инкогнито.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
← "ОПУСТИТЬ БОЛГАРИНА"- лейтмотив евроисториков Ще е върна, мамо, в ранна есен... →

Комментарии