Парканская свадьба.

+1
Голосов: 1

873

Парканская свадьба.


СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ В СЕЛЕ ПАРКАНЫ.

Заселение Паркан болгарами относится к 1806 году. Эта дата известна из исторических документов, имеются даже фамилии первых жителей села.

Парканы- это прекрасное болгарское село, расположенное на левом берегу Днестра, огибающего западную его сторону. На востоке от Паркан находится Тирасполь, на западе через Днестр город Бендеры. Железная и автомобильная дороги, связывающие Кишинев с Москвой и Одессой проходят прямо по середине села, по правую сторону(кишиневское направление) живут гурлянцы ,по левую-шопи. Эти группы разного происхождения, шопская этнографическая группа широко известна в Болгарии, это в основном жители сел, сосредо-точенные вокруг столицы Болгарии-Софии. Гурляндская группа нигде не известна, только в Парканах. Есть только версии о происхождении этой группы, истина же имеет более глубокие исторические корни.

В прошлом, когда были живы традиционные устои, эти две этно-графические группы не смешивались, даже предпочитались эндогамные браки внутри группы, что характерно для всей болгар-ской диаспоры. Имелось отдельное хоро( хоровод) у шопов и у гур-ляндцев, взаимные посещения не приветствовались, если страсти накалялись, то нередко дело доходило до драк( чаще всего из-за девушек). Сегодня страсти более или менее улеглись, и имеется смешанный вариант языка и культуры с тем или иным тяготением. Но все же постоянно всплывают какие-то параллели как в обрядо-вой практике, так и в языке. Так, например, имеются два названия первого подарка жениха невесте, приносимого при сватовстве «лишан» и «сърман» .Второе более забытое, но встречается в обрядовых песнях, о чем свидетельствует, что это слово имело хождение на территории нашего села. Село Парканы единственное старинное болгарское село в республике Приднестровья. Многие жители села, с детства наблюдая за болгарским свадебным обрядом задают себе вопрос, что означают все эти свадебные действа. Корни же свадебного ритуала уходят вглубь веков и связаны с исторической родиной и историей села.

Болгарская народная свадьба одно из самых ярких, красочных, удивительных явлений в культуре Приднестровья. С каждым годом появляются все больше молодоженов , болгар. Желающих сыграть свадьбу по старинному обычаю, так как красота и самобытность болгарских ритуалов приносит в самый счастливый день молодых неповторимый аромат старины и

очарование. В течение двух веков Парканы сохранили национальную самобытность, несмотря на отдаленность от других болгарских сел, и в тоже время близость к городской цивилизации. Парканы- это неповторимый заповедный уголок, где сохранился древний болгарский язык со свойственным ему «македонским» диалектом, народными праздниками, обрядовыми действиями.

Болгарская свадьба-сокровище народного искусства. Это самый богатый и насыщенный разнообразными действиями древний народный обычай. Сегодня, когда свадьба лишилась многих звеньев обрядовой практики, люди верят, что чем больше обрядов на свадьбе, тем больше сбудутся пожелания счастья и долголетия, многодетности и т. д. Свадьбы в Парканах устраивались, как правило, осенью после сбора урожая или весной от Иванова дня до Великого поста перед Пасхой .Церемониал свадьбы очень длинный, начинается с помолвки, который по-болгарски называется «гудеш» в доме невесты и заканчивается первым семейным праздником в отцовском доме жениха уже после свадьбы и называется « пригуштаваны»

Гудеш-это один из первых ритуалов, происходящих в доме невесты. Аналогично такой ритуал называется помолвка. Предваритель-но жених делал предложение невесте и с ее родителями, обговаривали день встречи. В назначенный день, обычно вечером, жених взяв с собой родителей, ближайших родственников, своих друзей и обязательно музыку, приходил в дом к невесте. Родители жениха брали с собой национальные блюда, вино(накрывали стол поровну) и обязательно подарок для невесты, который назывался «лешан». Он представлял собой носовой платок с пригорошней пшеницы и в ней должно быть обязательно золото, чаще всего это золотой крестик с цепочкой. У невесты тоже готовят такой же « лешан» с тем же содержимым, но без золота. Пшеница, золото - это символ богатства, благополучия и добра.

После непродолжительного застолья родители подзывают молодых к столу и спрашивают, зачем они собрали родственников двух семей сегодня вместе. Молодые отвечают, что решили пожениться. Родители, как бы одобряя их решение, отдают им «лешаны» для обмена. С этого момента молодых называют «гуденики», т.е. помолвленные. После обмена «лешанами» гуденикам дарят деньги на будущую свадьбу, при этом приговаривая «Тебе косить, а ей деньги собирать». По болгарски звучит так « Ты да кусишь, тя –да сбира парити». Дальше разговор идет о праздновании самой свадьбы - выбор

дня, кумовей свадбы, количество приглашенных и одариваемых и т. д. Гуляют до утра. Гудеж бывает задолго до свадьбы, но с этого дня невеста должна носить крестик подаренный женихом на своей груди, в знак того, что она помолвлена, « гудена» по-болгарски. Между гудешем и свадьбой проходил иногда даже год (причины- смерть близкого родственника, служба в армии и т. д.). Поэтому на старых фотографиях, когда фотографировались молодые девушки, некоторые были с двумя крестиками на груди, что означало «она помолвлена», «гудена по болгарски». Интересна продолжение истории крестика- этим крестиком крестили в церкви первого младенца этой женщины и крестик приобретал своего нового хозяина. Сама свадьба начина-лась в субботу рано рано утром,когда еще не взошло солнце и обязательным условием является обряд исполнение болгарского напева «УГРЯЛУ ЯСНУ СЛЪНЦИ». Для исполнения этого обряда приглашаются обычно четыре сельские певуньи, которых поднимают на какую-нибудь высоту( крышу дома или пристройки, лестницу, дерево или холм –чтобы была отличная слышимость как можно дальше). Исполнение должно быть очень громким, как бы оповещает всю округу о предстоящем важном событии в этой семье и как бы приглашая утреннее ласковое солнце на свадьбу. Этот обряд исполняется до сих пор, его игнорирование не допускается парканской традицией, что обеспечивает сохранение этого прекрасного обряда на века ( текс не менялся уже два века).

Приглашение на свадьбу всем гостям осуществляли в субботу две незамужние девушки( чаще всего, родные или двоюродные сестры невесты или жениха) отправлялись приглашать на свадьбу( к этому обряду неженатые молодые парни не привлекались никогда) .В настоящее время этот обряд заменяют приглашением обычно родителями молодоженов, нанимающих для этой цели машину, но обязательно с графином вина, из которого в каждом приглашенном доме оставляют по 50 граммов напитка для приглашения.

В субботу вечером в отцовский дом невесты приходит жених со своими друзьями-молодыми людьми и девушками - все должны быть незамужние, даже одинокие разведенные не допускаются, по видимому для знакомств и появлению в будущем новых свадеб. Для этого вечера характерна обрядность- выкуп свадебных цветов, кража и выкуп невесты, кража и выкуп туфли невесты и т.д. Музыканты, которых нанимает и приводит жених, играют всю ночь и под утро уходят вместе с женихом и его друзьями.

В воскресенье предстоит самый знаменательный день свадеб- ной церемонии. В обеденное время жениха благославляют его роди-тели и он берет своих друзей и идут в дом к кумовьям. Кумовьями, как правило, становятся крестные жениха(что крестили его в церкви). На свадьбе куму и куме оказывают большой почет. Они остаются на всю жизнь близкими для новой семьи людьми и крестят всех появившихся в этой семье детей. В доме у кумовей накрыт уже стол и после угощения все вместе отправляются в дом к невесте.

Очень интересен обряд встречи жениха на пороге отцовского дома невесты. Свадебная процессия стоит перед порогом дома. Невеста выходит на порог дома, на жениха не смотрит. В руках держит сито, внутри которого находится новое зеркало, пшеница и самое красивое яблоко. Не глядя на жениха, а только в зеркало, невеста посевает крестообразно три раза пшеницей порог своего дома и бросает жениху яблоко , которое он обязан обязательно словить. Яблоко – это символ чистоты и целомудрия. Считается , если жених его поймает, то молодожены будут жить долго и счастливо. Это яблоко жених и невеста должны съесть вместе, как символ запретного плода , который нельзя вкусить до свадьбы(такой обряд встречается только у парканских болгар, у южных болгар он отсут-ствует, поэтому ему жить в веках- очень красивый обряд) .После небольшого застолья , после того как пришьют свадебный цветок жениху и родители невесты благославят новую семейную пару, молодые отправляются в церковь на венчание. На пороге дома будущая семейная пара появляется впервые после благославления родителей. И тут наступает обряд поздравления кумовей-они бросают через головы молодоженов –конфеты, печенья и очень много денег мелочью, которые с большим удовольствием собирает местная детвора.

Затем вся свадебная процессия направляется в церковь на венчание. Кумовья венчают молодых. После венчания идут в дом к жениху. Молодых у порога родители жениха с хлебом и солью- символом благополучия и процветания у славянских народов, только к хлебу в нашем селе добавляется еще красное вино. Все садятся за стол, взаимно одаривая друг друга подарками. В это время две женщины со стороны жениха вместе с молодыми друзьями( обязательно неженатыми) едут к невесте за приданным. Приданное осматривает и оценивает все село, затем под музыку его выносят. Привозят к жениху и, танцуя с возгласами, по 0болгарски «прувикувани», заносят в дом к жениху. Во время этого обряда звучит

специальный наигрыш.( Этот обряд с приданным можно сказать уже ушел в прошлое, очень редко встречается. Наблюдается еще такой вариант- так называемое приданное перевозят в так называемый чистый четверг перед самой свадьбой с таким расчетом, чтобы невеста уже в понедельник могла убрать одну комнату в доме жениха и показать какая она хозяйка).

После первого перерыва молодые не садятся за стол, а во главе стола сидят кумовья. Жених и невеста, « младата и младия» по болгарски обходят всех гостей с очень интересным обрядом, который называется «цалуваница рацеты»- дословный перевод-целование рук. Обряд состоит в том, что жених и невеста подходят к каждой паре гостей- сначала пожимает руку жених мужчине,затем женщине, затем невеста пожимает руки в такой-же последовательности-жених как бы представляет свою будущую жену своей родне, т.е. знакомит ее. Но самое интересное при рукопажатиии только невесте вкладывают символическую сумму в деньгах, как бы признавая за будущей женой право быть хозяйкой дома и распоряжаться семейными деньгами как ей заблагорассудиться, т. е. ей быть хранительницей домашнего очага

Угощения на праздничный стол подаются в определенной последовательности. Первый стол обычно холодные блюда, затем баница( знаменитое болгарское блюдо- это слоенный пирог рулет с творогом), картофель с мясом. Голубцы и последнее блюдо –лапша. Стол обычно обильный, пиршество длится10-12 часов. После подачи лапши наступает кульминация свадьбы. На стол кумовьям кладут большой поднос с кусочком хлеба с солью. Обычно эту миссию выполняет кум-он обходит всех гостей и с шутками и прибаутками приглашает гостей принять участие в строительстве новой семьи, принести свой вклад в материальное благосостояние молодоженов. Сбор называется « Съръ». Кум с кумой эти деньги раскладывают, считают и если получается нечетное число, кум должен еще одну купюру доложить, чтобы их количество было четным( чтобы семья всегда была в паре) и объявляют на всю свадьбу сколько денег было собрано.

После сбора денег наступает момент обряда, когда кума снимает фату с головы невесты. Невесту сажают на колени к жениху, звучит очень печальная музыка, фату снимает кума, надевает платок , фартук и невеста становится полноправной хозяйкой нового дома. Воскресный день заканчивается.

В понедельник к полудню, посаженные родители, по болгарскии «пумайчима и пубаштима» идут забирать кума. К этому моменту их ждут со

специально приготовленной баницей. Девер( первый друг жениха ) эту баницу ворует, вылезает на крышу дома у жениха во дворе и начинает торговаться с кумом пока тот свою баницу не выкупит. Только после выкупа все приглашенные гости садятся за стол и гуляют до утра.

Во вторник ближе к вечеру родители невесты готовят угощение , берут с собой ближайших родственников и идут в дом к жениху с невестой на «пригуштавани». Первый вопрос , который они задают дочери « не обижают л ее тут , в новом доме? Заканчивается вечер застольем.

Существует еще один очень интересный , с юмором обряд, когда на второй день свадьбы, родители, которые женили или выдали замуж всех своих детей , одевают в свадебный наряд, катают по улице, угощают всех вином и получают поздравления по случаю выполнения долга перед детьми.
← Моят комшия-Димитър Боримечков. История за преселването →

Комментарии 1