КРАСНЫЕ ЖЕНЩИНЫ РЕВОЛЮЦИИ

0
Голосов: 0

839

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Этой женщиной восхищались почти полвека. Блистательный оратор, пламенная революционерка, талантливый дипломат – такой видели Александру Коллонтай на протяжении ее долгой жизни. Но мало кто знал ее с другой стороны – Александра Михайловна, поистине, была роковой женщиной. Смертельному обаянию "валькирии революции" поддались десятки мужчин. Несколько из них – приняли его особенно близко к сердцу. Именно в сердце попала пуля 17-летнего Ивана Драгомирова, который стрелялся от любви к 16-летней Шурочке... Именно в сантиметре от сердца прошла пуля Павла Дыбенко, стрелявшегося из-за 52-летней Александры Михайловны Коллонтай. Между двумя этими выстрелами были еще жертвы – пожилой учитель литературы, старинный друг детства, и даже – муж и сын Александры Коллонтай. Последние двое, конечно, остались в живых, но она их просто оставила... И первый и второй мешали ее революционной деятельности, самообразованию, марксистским кружкам и ...мужчинам, которые с завидной регулярностью попадали в круг ее магического притяжения...

Возникновение международного женского дня прочно связано с именем Клары Цеткин – деятеля германского и международного рабочего движения. Большинство нынче ничего не знают о Кларе, либо представляют, что Клара Цеткин – этакая серая шинель коммунистического и рабочего движения, которой в жизни ничего кроме политической борьбы было не надо.

Клара Цеткин - основатель праздника 8 марта На самом деле Клара Цеткин была очень живой, интересный человек и привлекательная женщина. Родом из семьи учителя немецкой приходской школы, Клара Эйснер получила педагогическое образование и, как и заметная часть молодежи того времени, посещала разные политические кружки, где и познакомилась со своим будущим мужем Осипом Цеткиным. Германские власти выслали за неблагонадежность Осипа из страны, молодые перебрались в Париж, где поженились и Клара родила мужу двух сыновей - Максима и Константина. В Париже они продолжили свою революционную деятельность, Клара обучалась этому делу у Лауры Лафарг – дочери Карла Маркса и у других деятелей французского рабочего движения.

В Париже семья перебивалась случайными заработками, в 1889 году умер ее муж, а в 1990 Клара смогла вернуться в Германию, где вместе с Розой Люксембург представляла левое крыло германских социал-демократов.

Далее в жизни Клары происходит увлекательный поворот – она влюбилась и сошлась с молодым художником Георгом Цунделем, картины которого хорошо продавались и «молодые» смогли приобрести себе домик в живописном месте, и даже купили автомобиль! (В этом домике, как пишут источники, любил останавливаться В.И. Ленин.) Клара редактировала женскую газету «Равенство», средства на издание которой предоставил не кто-нибудь, а основатель электротехнического концерна Роберт Бош! Издание было очень популярным и содействовало тому, что Клара Цеткин стала одним из самых видных социалистов той поры в Германии.

Совершенно естественно, что она стала одним из делегатов Международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене.
На этом форуме Клара Цеткин поставила вопрос о том, чтобы выбрать определенный день в году, когда женщины всего мира будут привлекать внимание общества к своим проблемам в борьбе за социальное и экономическое равноправие и предложила ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. И назывался он сначала Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права.

Это официальная версия. Дата 8 марта была подведена под известное политическое событие – массовое выступление работающих женщин в Нью-Йорке 8 марта 1857 года. (Об это писано-переписано в официальных источниках, кому интересно, можете сами найти подробности.)

Эсфирь и КсерксСуществует вторая, менее известная версия празднования Женского дня именно 8 марта. Согласно этой версии, в намерения Цеткин входило связать историю женского социалистического движения с историей еврейского народа. Поясним, откуда растут ноги. Широко известна легенда, по которой возлюбленная персидского царя Ксеркса по имени Есфирь, воспользовавшись своими чарами на него, спасла народ иудеев от истребления. По легенде это произошло именно в день 13 Адара по еврейскому календарю, и этот день стал праздноваться как праздник Пурима. Дата празднования Пурима в иудейском религиозном календаре скользящая, но именно в 1910 году она выпадала на 8 марта.

Как бы там ни было, благодаря Кларе Цеткин день 8 марта обозначился, хоть не сразу, но все же прижился, и его начали отмечать более-менее регулярно с 1913 года.

А что же наша героиня? В 1914 году у супругов состоялся разрыв отношений, Клара была Клара Цеткин и Роза Люксембургкатегорически против войны, ее молодой супруг не менее решительно записался в добровольцы и ушел на войну. После войны Клара долгие годы (вплоть до 1933) была депутатом Рейхстага, продолжала свою борьбу на левом фланге, часто бывала в Советском Союзе, куда и переехала на ПМЖ после прихода Гитлера к власти.

Клара долго не давала супругу развод, сделала это только в 1928 году и «молодой» художник сразу женился на своей давней симпатии Пауле Бош, дочери основателя электротехнического концерна Роберта Боша, которой к моменту их официального бракосочетания уже давно перевалило за 30.

Сын Клары Цеткин Константин, 22 лет от роду, стал любовником Розы Люксембург, которой на тот момент было уже 36 лет. В результате между Розой Люксембург и Кларой Цеткин испортились отношения. Но на момент, когда молодой художник бросил Клару, Константин ушел от Розы и подруги снова подружились.

Клара Цеткин обаятельна даже в возрастеПоследний раз Клара Цеткин приехала в Германию в 1932 году на открытие вновь избранного Рейхстага. На первом заседании, председательствуя по старшинству, она выступила с воззванием противостоять нацизму всеми средствами. После своего политического выступления она, согласно протоколу, передала председательство представителю фракции, получившей на недавних выборах большинство голосов. Им был Герман Геринг.

Клара Цеткин скончалась в 20 июня 1933 года в Архангельском близ Москвы. После смерти была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР Международный женский день стал праздником и нерабочим днем. Постепенно в СССР праздник полностью потерял политическую окраску и привязку к борьбе женщин за свои права, стал просто Праздником 8 марта, к которому уже не нужны никакие пояснения!



Получила разностороннее домашнее образование. Владела несколькими иностранными языками (английский, немецкий, французский, шведский, норвежский, финский и другие), интересовалась литературой. В 1888 сдала экзамены за курс гимназии в 6-й мужской гимназии в Санкт-Петербурге. Посещала Школу поощрения художеств, брала частные уроки рисования. Была введена в великосветское общество. В круг юношеского общения Александры Домонтович входил её троюродный брат Игорь Северянин.

В 1913 году Александра Коллонтай опубликовала статью «Новая женщина», в которой развивала взгляды на женщину нового, передового общества. Новая женщина по Коллонтай стремится стать полноправным членом общества и поэтому руководствуется следующими принципами:
Победа над эмоциями, выработка самодисциплины.
Отказ от ревности, уважение свободы мужчины.
Требует от мужчины не материального обеспечения, а бережного отношения к своей личности.
Новая женщина — самостоятельная личность, её интересы не сводятся к дому, семье и любви.
Подчинение разуму любовных переживаний.
Отказ от фетиша «двойной морали» в любовных отношениях. Новая женщина не скрывает своей сексуальности.
Развитию концепции новой женщины Коллонтай посвятила также свою беллетристику, например повесть «Большая любовь». Повесть рассказывает о любви молодой незамужней революционерки Наташи и женатого революционера Семёна. Хотя Семён и марксист, он не может расстаться со старыми взглядами на женщину как лишь объект любовных утех, Наташа же ему подчиняется. В финале повести Наташа всё же сбрасывает с себя оковы такой связи и обретает свободу.
Далее Коллонтай развивала эти идеи в повести «Василиса Малыгина» (1923) и рассказе «Любовь трёх поколений» (1923), в которых она описывает раскрепощенных женщин, не желающих связывать себя семьёй.
Коллонтай относилась к семье крайне скептически, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. В статье «Отношения между полами и классовая мораль» она писала: «Для рабочего класса большая „текучесть“, меньшая закреплённость общения полов вполне совпадает и даже непосредственно вытекает из основных задач данного класса».
Подобные свободные взгляды Коллонтай привели к тому, что её объявили автором теории стакана воды. На самом деле, отношение Коллонтай к этой теории не установлено. В отличие от примитивных представлений этой теории, Коллонтай всё же писала о необходимости любви во взаимоотношении полов.
← ПАША ХРИСТОВА - ЕДНО БЪЛГАРСКО МОМИЧЕ ВАСИЛИЙ ЛУПУ- БОЛГАРСКИЙ ВОЕВОДА →

Комментарии