Язык поменяем, но веру сохраним!

0
Голосов: 0

815

Язык поменяем, но веру сохраним!


«Язык поменяем, но веру сохраним !» Дилимизи диштерджес, динимизи диштирмеджис –гагаузская поговорка
«Помните о днях древности, вникайте в дела родов минувших» Библия, Второзаконие 32.7


Вполне естественно, что каждый любознательный житель Буджака интересовался происхождением, столь языково экзотичных гагаузских земляков и, тем более, это было делом чести молодой, советско-бессарабской интеллигенции. Молодой учитель истории и географии Д. Гургуров просто обязан был в этом разобраться. Во-первых, потому что советское воспитание кадров внушало, что интеллигент в селе должен нести свет просвещения, а во-вторых, истории балканских переселенцев не существовало и кто кроме выходцев из этой среды может её написать? И кортенский учитель стал краеведом, а происхождение гагаузов стал одним из важных этапов этой деятельности. В отличие от кабинетных и книжных историков, выуживающих сведения их архивов и со ссылками на предыдущих коллег, а также вынужденных считаться с мнением «старших товарищей» по текущей идеологии и политической конъюнктуре, кортенский учитель начал своё изследование с массового опроса старожилов гагаузских сёл, т.е. с живой, народной памяти, не поддающейся цензуре и всевозможным хитроумным интерпретациям . Его респондентами были люди 80-90 летнего возраста, т.е внуками переселенцев. Стоит ли сомневаться, что такая информация самая достоверная, ценная и уже недоступная для «гагаузоведов».
Поскольку я знал о краеведческих изследованиях Д. Гургурова, то однажды пребывая в огромной очереди возле болгарского посольства в Кишиневе, я оказался в близости с пожилой женщиной, которая норовила со всеми говорить по-гагаузски и очень плохо по-русски. Я поинтересовался, что же её заставило обращаться в болгарское посольство. Женщина ответила, что у неё больная дочь и якобы в Болгарии есть целительница, а она хотела бы восстановить свою болгарскую идентичность. Уловив мой скептический и удивленный взгляд, женщина вытащила из сумки советский паспорт и раскрыла его перед моим носом. Там было написано, что её оба родители болгары. Далее, я размышлял про себя над тем, что же заставляло болгар становиться гагаузами и тем дольше я стоял в унизительной очереди в болгарское посольство, тем более ясным становился ответ: если бы я случайно родился и вырос в гагаузском селении, то скорее бы выбрал для себя гагаузскую национальность, чем болгарскую. Потому что гагаузской бюрократии, политиканства и чинодральства тогда еще не существовало.
С тех пор прошло уже тридцать лет. Дмитрий Гургуров на чистом энтузиазме создаёт музей в родном селе, пишет и издаёт три книги о гагаузах, тратив при этом свою учительскую зарплату-потому что истина не менее компас земной, как и надежда. Но гагаузы совершали подвиг, выступая против молдавско-румынских националистов, подстрекаемых мировыми душманами и тем самым из маргинальной, сельской массы оформились в организованную сообщность и стали гагаузским народом и лидером Буджака. Это стало общепризнанным фактом.
Но однажды в Чадыр-лунгской газете «Знамя»…
Далее мы приводим интервью с Д. Гургуровым, данное им по поводу публикации в этой газете.
"О НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКАХ, ПЕРЕСЕЛИВШИХСЯ в Казахстан в прошлом веке."

Наш внештатный корреспондент И. Динев беседует с директором историко - краеведческого музея с. Кортен Дмитрием Ивановичем Гургуровым, который десятки лет исследовал происхождение гагаузов
В Чадыр- Лунгской газете "Знамя" от 28 февраля 2020 г. была опубликована статья "О наших соотечественниках, переселившихся в Казахстан в прошлом веке" (ее автор Стамова- директор Чадыр- Лунгского музея)
В частности, в статье говорится, что в связи со Столыпинской аграрной реформой в 1908 году началось переселение гагаузов из Чадыр-Лунги в Казахстан.
Первыми переселенцами были Федор и Наталья Колтуклу из Чадыр- Лунги, Георгий и Меланья Кирчиогло из Копчака, которые прибыли в Каратаусай, где в двух км. от села основали свое селение, назвав его Болгарским. Сегодня село называется Болгарка.
Спустя некоторое время в это же село в поисках лучшей доли стали прибывать и другие переселенцы из Чадыр- Лунги (Баловы, Ворниковы, Димитровы, Кара, Железогло и др)
Далее в статье говорится об устройстве села, участниках I и II Мировых войнах, репрессиях и др.
А в конце статьи сообщается, что сегодня в с. Болгарка проживает 480 гагаузов. (И.Д,: Несмотря на то, что они называют себя болгарами).
На сайте "Единая Гагаузия" делается упрек в адрес болгарского профессора Ганчо Тодорова Ганчева за то, что он в 2019 г. записал всех жителей с. Болгарка- болгарами, а не гагаузами. Тут же, в комментарии объясняют, что это было сделано вероятно под давлением.
И на сайте ЭК (Экспресс К) приводят доктора исторических наук Грека И (Кишинев), заявившего :"Я полагаю, что село основали не болгары, а гагаузы".
В связи с вышеизложенным у меня вопрос
«ГОСПОДИН ГУРГУРОВ, ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ НА ПРОЧИТАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ, НА САМОВОЛЬНОЕ ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ С БОЛГАР НА ГАГАУЗОВ.

ГУРГУРОВА Д.И. Сразу скажу, что вопрос о гагаузах, о его происхождении очень деликатный, тонкий и болезненный. Не случайно, болгарский историк- османист, профессор С. Димитров отмечал, что "неразработанность происхождения гагаузов есть укор болгарской науке, и это одна из самых больных тем болгарской истории, этнографии и лингвистики".
Поэтому, учитывая болезненность этого вопроса я десятки лет молчу, хотя издал 3 книги и полностью раскрыл происхождение гагаузов.
Тот факт, что переселенцы из Чадыр- Лунги, Копчака и других сел в Казахстане назвали свое село Болгарка, а себя болгарами соответствует истине, и никто никому ничего не навязывал и обвинять болгарского профессора не в чем.
В этот период большинство жителей современных сел Буджака все еще называли себя болгарами и имели болгарское сознание. И об этом свидетельствовали многие видные деятели XIX- начала XX вв: академик Кёппен в 1853 г., болгарский революционер Г. Раковский в начале 60-х годов XIX в, главный попечитель задунайских переселенцев И. Иванов в 1870г, болгарский исследователь И. Титоров в начале XX в.
И даже тот же В. Мошков сообщает, что гагаузы, особенно духовенство, считают, что они болгары.
А житель Комраёта П. Драганов в начале ХХ в сообщает: что Гагаузы утверждают, что именно они болгары, а не туканы..."
Более того, есть свидетельства самих прадедов современных гагаузов, что они чистые болгары, и на это я акцентирую ваше внимание. Например, в своих Прошениях от 1815, 1816, 1817, 1819 гг. императору Александру I они именуют себя болгарами. И переселенка Михалица в середине XIXв, священник из Чадыр- Лунги Д. Чекир в 1892 г, житель с. Конгаз Занетов Г. в конце XIX начала ХХ в. и другие называют себя болгарами.
Да и все чиновники, интеллигенты, военные XIX в. по понятной причине называли их болгарами.
Таким образом, весь XIX в. и начало ХХ в. большинство прадедов гагаузов все еще называли себя болгарами и имели болгарское сознание. И, пожалуйста, помните об этом, чтобы вас не заводили в заблуждение разные фальсификаторы.
Не случайно Д.Чакир свидетельствует в конце 19 нач. 20 вв « К чести наших предков, при таких трудных обстоятельствах… они сохранили самое важное- веру православную, имя (болгарин) и происхождение (болгарское), и это дорогое наследие, благодаря Богу, и в настоящее время твердо и непоколебимо нашим потомством сохраняется…»
Что касается названия «гагауз», то все перечисленные информаторы и другие сообщали, что оно прозвище, тогда как в настоящее время оно выступает в роли самоназвания. Но в тот период оно все еще было прозвищем.
К счастью, мне удалось, благодаря старожилам Буджака, раскрыть происхождение названия «гагауз». И оно восходит к процессу отуречивания.
Итак, как появилось прозвище «гагауз»?
В 18 веке Османская империя в своем упадке достигла вершины, чем воспользовались соседние империи- Российская и Габсбургская. Они тут же стали захватывать ее территории.
Поэтому в связи с давлением соседних империй турки-османы для сохранения территорий стали проводить политику отуречивания болгар Добруджи и Северной Болгарии.
Также турки-османы хотели показать Европе, что турецкое население проживает вплоть до Дуная и его устья, а значит, захват этих территорий незаконен.
Болгарам запретили говорить на болгарском языке повсюду- на базарах, улицах, площадях и т.д. И всюду это контролировалось и только жилище болгар оставалось без контроля.
Поэтому османы поставили задачу вытравить болгарский язык из жилища болгарина, и они пошли на коварство- стали выпытывать у несмышленых детей, говорят ли они дома по – болгарски, подкупая их хлебом, яблоками и др. Дети по глупости выдавали своих родных, близких, после чего турки- османы уничтожали болгар, сжигали дома, многим отрезали языки для наведения страха. Тысяча и тысяча болгар- прадедов современных гагаузов погибли во время отуречивания.
Так турки- османы добрались до самого гнезда болгарина, но болгары не сдавались. Они стали повелевать своим детям: «гагата»- «рот», и «рот на замок», завидев турок- осман в чалмах.
Обо всем этом мне рассказывали старожилы Буджака, за что им огромное спасибо.
В ответ турки начали обзывать болгарских детей: «гагасыз»- безротый. («гага»- рот «сыз»- без – это турецкий словообразовательный аффикс.
Со временем «гагасыз» трансформировалось в «гагауз». Промежуточные формы «гага сы ыз» и «гага сы» уз» были найдены мною у 15- 20 сторожилов в гагаузских селах Буджака.
После выпадения «сы» оно стало «гагауз», которое со временем закрепилось за языково- отуреченными болгарами. Таким образом «гагауз» восходит к процессу отуречивания болгар, и оно не было самоназванием.
Поэтому нечестно и несправедливо переименовывать болгар с. Болгарка в Казахстане на гагаузов, так как они никогда себя так не называли, а назывались болгарами, у которых сохранилось болгарское сознание в отличии от тех, кто остался в Буджаке.
О подобном неэтичном поведении отмечал и болгарский профессор Боев Э, который писал, что в начале 90-х гг. ХХ в. некоторые гагаузские лидеры Молдовы приезжали в Болгарию и стали вывозить к себе национальную одежду и предметы быта.
Кроме этого пропагандировали, что болгары- поработители, националисты, советовали проводить службу в церквях на гагаузском языке, отправляли гагаузские газеты. И как видим это повторяется в настоящее время с болгарами Казахстана.
Все поставлено с ног на голову. Все стерлось из памяти.
Вот результат денационализаторской политики наших недругов. Более того, своими выдумками наши сонародники провоцируют турецких политиков заявлять о своем праве на болгарские земли – Варну, Бургас, Кырджали..
В связи с вышеуказанным хочу обратиться к Стамовой Ст., Греку И. и др.- Понимают ли они, что творят, понимают ли они, что глумятся над памятью своих предков?!
Понимает ли госпожа Гюлю Каранфил, доктор филологических наук, что делает, становясь инициатором «возрождения»гагаузских имен Гюлю, Тимур, Мурат, Оглан, Дениз и др., когда на самом деле имена предков совсем другие – это Янчо, Кирияк, Стоян, Добра, Коста, Тодор, Иван, Никола, Пейчо,Стана, Мила. Каля, Нейка, Васила и др. – их сотни и они представлены в «Ревизских сказках» от 1818, 1835, 1850 гг (переписях переселенцев).
Хочу так же заметить, что переход с болгарского на турецкий проходил постепенно и долго.
Неслучайно, В. Мошков в начале ХХ в. свидетельствует, что женщины с . Бешалма ,умирая, обязательно последние слова проговаривают на болгарском. С чего бы так? А ведь это как раз в период переселения в Казахстан.
И Прошение предков-гагаузов от 1819 г. российскому царю Александру I написано на болгарском языке.
Особенно обидно, что даже после раскрытия мною болгарского происхождения гагаузов, многие исследователи продолжают выдумывать, сочинять, (замалчивают мои труды) вместо того, чтобы признать свои ошибки и попросить прощения у своих прадедов- великомученников.
Также хочу сказать, что мы признаем право гагаузов Буджака на самоопределение, если они этого хотят. Но мы против навязывания версий- «уток», лжи потомкам языково- отуреченных болгар, которые сохранили свое национальное самосознание и имя- в Казахстане, на Северном Кавказе, Болгарии.
И еще один шокирующий пример. О той же Болгарке со стороны Стамовой С: «В настоящее время проживает 480 гагаузов. Но есть одно большое но! Все они считают себя болгарами. И это настоящая трагедия гагаузкого народа.» Далее говорится, что « в Осетии. Казахстане, Приазовье гагаузы шли по документам, как «болгары-колонисты», и оправдывает это тем, что якобы «было спутано национальное сознание». На мой взгляд, это действительно трагедия. Но осознаем ли мы, что это трагедия всего болгарского народа.! И предпринимаем ли что – нибудь для уменьшения этой трагедии, для прекращения глумления над памятью предков и сохранения памяти о тех муках, которые они испытали.
Почему Россия принимает Закон о сохранении и защите исторической правды, а мы не делаем этого?!
Для восстановления и укрепления исторической памяти я предлагаю поставить в Буджаке памятник нашим предкам- великомученикам и заняться просвещением населения.
И. ДИНЕВ. Г-н Гургуров, как Вам удалось раскрыть происхождение гагаузов - вопрос общенационального значения и государственной важности?
Вопрос болезненный не только для болгарского общества, для болгар-гагаузов, но и лично для меня, так как исследование отняло у меня много сил, здоровья, финансовых средств. Но вместо благодарности, поддержки и просвещения населения в познании истины тотальное ????????????замалчивание на протяжении 25 лет, и это при том, что гагаузы и особенно гагаузкая интеллигенция в последние 60-70 лет жаждала ответа на данный вопрос. Настойчивость, твердость духа, знание, архивные данные и народная память ( было опрошено тысяча старожилов) помогли в исследовании вопроса- в отличии от официальных исследователей, которые работали, в основном только с архивным материалом и не учитывали, что национальное сознание человека с течением времени может меняться в силу потери языка.
Благодарю Бога, что помог выдержать такое испытание. Мы- единокровные братья и об этом надо знать и не забывать, как говорил Д. Чакир.
Хочу также заметить, что у меня претензий к современным туркам нет, так как они не совершали геноцид болгарского народа, это вина османских властей в период Османского ига в Болгарии.
Остается сожалеть, что Болгария не помогла в просвещении гагаузов Буджака в истинном происхождении, хотя я к ней не раз обращался
У меня на сегодняшний день «хранятся» тиражи трех книг, и четвертая в издательстве. Но…!
Вывод: Болгары с. Болгарка (Казахстан) сохранили болгарское сознание, имя, происхождение, хотя и потеряли болгарский язык. А жители Чадыр-Лунги, Копчака и других сел Буджака- не сохранили.
Такова горькая истина болгарской истории.
← Последний звонок Птичките. Детски мюзикъл →

Комментарии 3