Империи, истории и болгары В. Кирьязова

0
Голосов: 0

282

Империи, истории и болгары В. Кирьязова


Четыре месяца у меня ушло на чтение двух книг Валентина Петровича и нескольких журналов «Болгары», которые благодаря не в последнюю очередь ему увидели свет. Книги «Болгары Великой степи», «Благоево и благоевцы» и журналы являются, во всяком случае для меня, одним произведением. Один жаркий огонь в каждом издании длинною в жизнь. Сразу хочу высказать своё мнение о стилистике и общему замыслу автора. Трудность для меня была в том, что автор слишком красиво пишет. Мне это мешало. Практически на каждом предложении я останавливался и наслаждался лаконичными выражениями. По моему Валентин Петрович пишет стихи и утаивает от нас сей грешок. Хотелось мне взять какую-нибудь цитату для эпиграфа и не смог выбрать. Практически всё можно разобрать на цитаты. Возьмёшь одну – другая обидится. А книжки довольно увесистые и если на каждой фразе останавливаться, что у меня и получилось, чтение может затянуться. Это одна особенность этих книг. Вторая особенность - стремление быть объективным невзирая на лица и мнения историков и сложившихся представлений о событиях описанных в книгах. Автор беспощаден. Немало моментов, когда те или иные события в нашей истории, которыми мы гордимся, меняют наше представление о них. Причём автор не то что против такого явления, а наоборот призывает к дискуссии по ним. Нередко чувство патриотизма уносит нас очень далеко от истины. Автору она тоже неизвестна в последней редакции, но он пытается анализировать и искать её. Нашел ли и найдёт ли другой вопрос, но он ищет, к чему призывает и других. Источники, с которыми он работал, что касается исторических сведений из современной истории во многом первоисточники. Законодательные акты, официальные постановления и т.д. По древней и средневековой истории и возможности такой не было и им были использованы сведения из книг других авторов. По моим подсчётам таких авторов было не меньше пяти ста. Где-то брошюрка, а где-то и увесистый том. Это большой труд и занял он не один год. Валентин Петрович не просто даёт цитаты из той или иной книжки, а критически подходит к каждому описанному эпизоду, приводит разные мнения и высказывает своё. Оно может совпадать с вашим или не совпадать - не суть важно. Важен момент нашего погружения в тему. Исторический период, рассматриваемый где-то с первого века нашей эры и до наших дней. Выбраны события и даты болгарской истории и вокруг каждой из них можно вести дискуссию. Я не сомневаюсь, что они могут быть жаркими. А когда у нас болгар они были другими? Это вторая особенность. Третья и далеко не последняя особенность его комментарии к этим историческим событиям. Здесь могут быть настоящие баталии. Камнем преткновения является некая не до конца сформированная концепция общечеловеческого жития вообще. Именно здесь кроются все источники наших разногласий.
Первоначально я намеревался дать своё мнение о книгах, обсуждая те или иные исторические личности, даты, победы, завоевания, но по прочтению я понял, что нет у человечества общих критериев, по которым можно давать однозначную оценку событиям и героям. Так неожиданно для меня эти книги побудили вступить в дискуссию именно в ракурсе общечеловеческой истории. Вопросы религии, культуры, нравственности они и определяют вектор человеческого развития. Империи, императоры, демократии и прочие социальные обустройства явления временные. И вряд ли они меняются. Меняются только названия, а суть остаётся одна – кто-то за кого-то должен работать. А возможно ли устроить жизнь на земле иначе? Теоретически – да. Здесь может быть помянут Кампанела и целая армия утопистов, романтиков и коммунистов. Апеллировать к этой категории мыслителей в наше время не модно, порой даже опасно. Почему – спрашивается. А потому что ныне демократия на всех парах устанавливает правила жития. Звучит красиво, но копнув поглубже ничего такого нового и хорошего в демократии не обнаруживается, кроме возможности наживы для отдельных граждан. Демократично ли быть олигархом? Не знаю – возможно. Одно дело просвещённый олигарх, как и император – хорошо. А если император самодур, а олигарх с психическими отклонениями? Что тогда? Тогда, конечно, строительство мавзолеев, личные вооружённые силы, кровь и лишения. В истории только такие случаи и бывали. Исключения – Ликург и Кубрат. Наверное можно привести и другие примеры просвещённых монархов, но они тоже только подтвердят правило. К примеру Николая первого представляют, как императора высокой чести, но для меня он главный участник травли и смерти Пушкина. Если ты мог остановить эту трагедию и не сделал этого, ты автоматически не мой герой. И вообще среди императоров разных мастей в ходу интриги, убийства родственников (братьев, отцов) ради власти. Жизнь человеческая ничего для них не стоит. Забота у императоров только одна – возвеличить себя в веках, подделывая летописи, строя города, пирамиды, не считаясь ни с людьми, ни с их лишениями. За что я их должен уважать? Совсем другим был Кубрат. Поищите другого такого болгарского правителя, и не болгарского тоже, вы не найдёте. Даю выдержку из книги Фархада Нурутдинова
«Булгар тарихи», которая иллюстрирует характер Кубрата
«В 660, 663 или 665 г. умер Курбат. В «Истории Хазара» Габдаллаха Ибн Башту было сказано, что «в 660 и 663 г. Курбат болел, и в 665 г. его свалила старая болезнь, при которой он только лежал и время от времени задыхался. Поэтому, некоторые летописцы, знавшие о двух ранних болезнях и о смерти Курбата от болезни, но не знавшие даты смерти, решили датировать смерть годами ранних болезней». Так что мы предпочитаем считать годом смерти Курбата 665 г.
Курбат Кубрат Булан Хайдар [Айдар] – это символ эпохи расцвета булгарского народа, и все булгары мира всегда будут хранить о нем благодарную память. Перед смертью великий хакан булгар сказал своим детям и приближенным: «Я всегда ненавидел войну и любил мир. Пускай я не прославился победоносными войнами и имел самую маленькую армию в истории Великой Булгарии – всего 300 тысяч бойцов, зато при мне несколько десятилетий люди жили в мире, а два миллиона бедствующих булгарских семей получили бесплатно, за государственный счет, несколько миллионов голов скота и смогли поднять всех своих детей. Когда я взял бразды правления, во всей Великой Булгарии было три миллиона булгар, а сейчас булгар – 10 миллионов. И вы, дети мои, идите по моим стопам. Забудьте о своих амбициях и думайте только о своем народе, тогда и вражда, и зависть не протиснутся в наш край. Посмотрите, как опять отделившиеся от алатайских [тюркутских] булгар уйгуры, то есть «отделившиеся от булгар», итбашцы и чирлятцы [монголы] режутся с оставшимися в Алатае булгарами – их всех осталось миллиона 3, а было 12 миллионов. Зачем нам такая «воинская слава»? Помните, что правители существуют, пока есть народ. Не будет народа – не станет и правителей. Пусть булгар при вас станет еще больше. Пусть вечен будет наш булгарский народ!»
Так говорит мой император. А что говорит ваш?
А теперь давайте поразмышляем об общечеловеческих ценностях. Иные возразят, мол нет таковых. Земля поделена на страны, народы, племена, религии. Инакомыслие преследуется, где больше, где меньше. Когда какой-нибудь кучке олигархов потребуется захватить власть они пускают в ход язык, веру, цвет кожи. Возбуждают в людях ненависть друг к другу, развязывают войны и в результате приводят на трон удобных императоров. А людям надо растить детей, обустраиваться. Им нет никакого дела до императорских хотелок. Посадят, замордуют, заставят ненавидеть и убивать. К примеру скажите зачем нужны границы? Границы нужны для императоров. А по мне одной империи на всей земле хватило бы с головой. Может две. Если начать выбирать из нынешних империй, какое-бы демократическое название они не носили, не подойдёт ни одна. Американские хитрости во внешней политике шиты белыми нитками. Их хвосты торчат в каждом конфликте за последние скажем так сто лет. И я не американский народ виню в этом, а кучку банкиров. Так же я не виню «советский народ» за Афганистан, Чехословакию, Венгрию. Всё это под ковёрные игры недоимператоров. У нас имеется огромное количество людей симпатизирующих Сталину. Потому что мы нынешние не знаем лагерей колымских, трудармий, голода. Мы знаем только величайшего реформатора всех времён и народов. А какая цена этим реформам? Чего они стоят, если один меченый человек смог все победы «великого реформатора» превратить в ничто. И бурлит бывшее советское пространство войнами. А могли бы договориться о взаимодействии во благо некогда братских народов. Кто будет договариваться? Мечтающий об императорских полномочиях человек или дорвавшийся до власти коммерсант? Кто? Простые люди смогли бы договориться. Возьмите любого героя из книжки «Благоево и благоевцы» они бы смогли договориться. И «Заня», и Николай Стоянов, и баба Кирилица. Обгадили нынешние «императоры» и имперскую идею и коммунизм, обгадят и любое другое учение, если только замаячит выгодка. Но вот Китай какой пример показал с коммунистическим режимом-то. Хотя и НЭП в своё время показывал эффективную имперскую модель государства, но это не понравилось господам банкирам и у нас они порядок навели. Получится ли у них такой гешефт в Китае – сомневаюсь, но попытки обязательно будут. Конечно мы грезили славянской империей, если честно мы и до сего дня не перестали, но энтузиазма сильно поубавилось. Нет лидеров, которым доверяет весь славянский мир. Ничего нельзя завоевать оружием. Завоевывается только любовью. Мир построен на ней. Лично меня очень удивила взаимная ненависть отдельных граждан России и Украины и враньё, как средство массового поражения, а главное необразованность и некомпетентность, играющих роль императоров. Причём явно видно, как некие третьи силы выступают в качестве режиссеров. Многовековая попытка скрыть болгарскую историю тоже не добавляет энтузиазма. Причём всё это происходит на уровне элит. И о какой славянской империи может идти речь в таком случае. Поразил меня момент из книги «Благоево и благоевцы», когда болгар уходящих в Россию убивают свои же. Это самая печальная для меня страница. Я о ней не знал и не подозревал даже. Теперь придётся с этим жить. Зато порадовали письма Ришелье в которых он говорит о болгарских переселенцах. История заселения и развития Бессарабии пример мудрой государственной политики и в плане славянского империализма
именно то что надо. В тоже время дико смотрится «крепостное право». Многие нынешние интеллектуалы, как Никита Михалков например, оправдывает это право, как некую необходимость государственного значения, но лично я принять этого не могу. Украина в 1654 году, когда входила в состав Российской империи не имела крепостного права и поставила условие, что украинцев никогда в крепостные загонять не будут. Пообещали, конечно, но спустя 130 лет загнали и получили в результате регион негодующий. Так что истоки этого негодования известны. Не народ российский, пребывающий в качестве рабов, в этом виноват естественно, а элита. А она состояла не совсем из русских. Так что эта акция международных мошенников и дала возможность определённым лицам дискредитировать многие достойные дела.
Коммунизм – например. А в чём, собственно, разница между коммунизмом и так называемым демократическим капитализмом? Только централизованным распределением средств поступающих в государственный бюджет. Отсюда бесплатное образование, медицина, жильё какое-никакое. Демократам нравится выдать зарплаты, а там хоть трава не расти. Пусть граждане обращаются с ней как посчитают нужным. Хотят учатся, хотят лечатся, хотят с ума сходят. Во первых не все граждане могут совладать с этой проблемой и они вскорости оказываются на мусорках. Демократам таких не жалко, а между тем это создания Божьи для начала. Во вторых даже у таких не приспособленных граждан могут родиться гении, способные спасти планету от катастроф. Но какое дело жирующим сегодня до того что будет завтра. Демократия позволяет выпускать пластмассовый рис и прочую гадость, а при государственном контроле, осуществляемом недемократической властью, этого сделать было нельзя. С другой стороны поворот северных рек и тому подобные предприятия, принятые кучкой пенсионеров стремящихся в императоры тоже не есть хорошо. Отыскать баланс между личностью и обществом оказалось делом не простым. Это дало возможность ловким и беспринципным людям вводить смуту, провозглашать идеи, лучше которых нет, развязывать войны. И всё это длится тысячелетиями. Всё изолгано, оплёвано самое сокровенное. И конца этому не видно. Каким должен быть авторитет императора, чтоб всех привести к согласию? Христу это не удалось, Будде, Магомету, Кришне. Тысячи святых и сподвижников в ежедневных молитвах о мире, а воз и ныне там.
В истории нашего народа были моменты великого просветления, но это не оказалось долговечным. В каждом болгарине засел император и попробуй это оспорь. А император, между прочим, слуга народа. И если он осознаёт это и жизнь свою строит исходя из этого – тогда и получается Кубрат и Великая Болгария. Будет ли болгарское возрождение – вопрос вопросов. По моему, если мы упустим сёла надеждам на возрождение не будет дано сбыться. Не так много надо сделать для того, чтоб оно «Возрождение» состоялось. Создать в сёлах инфраструктуру для комфортной и активной жизни – раз. Второе очень важное мероприятие – подготовка элиты. Выявлять талантливых ребят во всех сферах и давать им дорогу.
На сегодняшний день у нас нет лидера нации. Его надо взрастить. И не так это невозможно, как может показаться. Вот к каким рассуждениям приводят книги Кирьязова. Трудно всем преодолеть свои привычные представления о жизни и государственном устройстве, а если в прошлой, скажем советской жизни, вы были успешны, а сейчас неопределённость во всех сферах, конечно же вы обеими руками будете хвататься за старое. Но оно уже никогда не вернётся, а жизнь продолжается и в ней есть место для продолжения болгарской истории. Невосполнимой для всего человечества будет потеря этого яркого самобытного этноса, который во все часы являл умных, отважных, добрых и свободолюбивых людей.
Но знаете, вопреки всем тысячелетним и нынешним коллизиям
я оптимист. И его в меня вселила Дора Ивановна Костова. Рождают ещё болгары светлых людей. Она доказательство тому. Такого императора я бы приветствовал. Ещё бы
сотню-другую таких, болеющих за свой народ. Мудрых и ответственных. Кабы…
Владимир Стафидов
← Поэзия на БГ-2020 Подполковник Деордиев. И. Серт →

Комментарии