Души народное волненье.

0
Голосов: 0

191

Души народное волненье.


Дом культуры и церковь
Сразу скажу, что вопреки официальной пропаганде «советского образа жизни», он - этот «образ» довольно быстро, на глазах одного поколения, стремительно менялся в худшую сторону, чтобы окончательно рассыпаться к моменту «перестройки». Коснулось это явление и местной «художественной самодеятельности», которая откровенно зачахла в тени попсовой несамодеятельности.
Согласно базовой идее советского, идеологического проекта, представители новой, советской нации должны быть творческими, активными и гармонично развитыми людьми и, особенно, молодое поколение. Потому что после кошмарной Отечественной войны предстояли новые войны против коллективного, капиталистического лагеря, возглавляемого коварными противниками народовластия и других форм социального равенства.. Поскольку в Советском союзе проживало всего 220 миллионов жителей, то каждый взрослый должен был быть одновременно «жнец, кузнец и на дуде игрец», а именно-воин, трудящийся профессионал и артист. Еще в школе мы сдавали нормы БГТО- «Будь Готов к Труду и Обороне» и изучали автомат Калашникова. Короче говоря, Советский Союз победить военныи или экономическим путем было невозможно, и тогда душманы стали расшатывать социалистический лагерь с помощью массовой культуры, известной как «попса».
Советские идеологи, предвидя неизбежное столкновение на базе культуры досуга и развлечений, приняли кардинальное решение : центрами культурной жизни советского общества должны стать Дома Культуры и клубы вместо церкви. Даже внешне Тараклийский Дом Культуры зримо ничем не уступает церковному зданию: также построен на возвышении, классическая архитектура. Залитый огнями в дождливые, осенние или зимние, промозглые дни, Дом Культуры спасительно приглашал тараклийцев на кинофильм, спортзал, библиотеку, танцы, концерты. Всё как в городе: парадный вход, просторный холл с билетными кассами, гардеробом, буфет с пивом и пирожными. Не случайно сейчас вход с «заднего кирильца», а в холле – кикбоксинг. Было время когда в церквях тоже сооружали спортзалы, склады, клубы. Борьба за души населения между этими двумя центрами культуры должна была происходить по цивилизованным правилам, однако они умышленно нарушались и нарушаются позорно теми же, кто должен эти правила охранять. Но в 50-60-х годах наблюдалось интересное, культурное столкновение патриархального, болгарского уклада, церковной обрядной традиции, с продвигаемой государством, клубной деятельностью. На всякий случай, церковь «государство» в Тараклии прикрыло, обеспечивая себе фору и первым заведующим тараклийского, сельского клуба был секретарь райкома по идеологической работе, будущий председатель колхоза, Е.П. Полевичок

Хор начало всего
Началом зарождения центра новой культуры в Тараклии можно связать со строительством красивого, просторного здания ДК на месте румынской жандармерии и водочного магазина в царское время, а также утверждением директором ДК Полины Харлампьевны Дмитриевой. Будучи от природы активным и смелым человеком, она создаёт в ДК замечательный хоровой коллектив, в котором кроме неё поёт и её муж, известный в Тараклии краснодеревщик и обладатель уникального голоса. Хоровое пение, безусловно, очень важный жанр певческого искусства, воздействующий на душевное состояние зрителя и артистом. Это прекрасно знают жрецы, священники, генералы, революционеры и врачи –психотерапевты. Концерт без хора, это как книга без обложки. Вокруг супругов Дмитриевых формируется костяк тараклийцев, почувствовавших новые, одухотворяющие мотивы советских гражданских, военных и революционных песен. Ничего подобного невозможно пережить в народных или религиозных песнопениях, в которых, конечно, тоже есть свои особенные волнения и эстетика, но не актуальная новому времени. Таким образом, создание центра новой культуры, формирование хорового коллектива, подбор репертуара и исполнительское мастерство было делом самодеятельным и придавало этой деятельности некий «сектантский», в хорошем смысле, колорит. И в эту «секту» устремилась тараклийская молодёжь. В центре новой культуры показывали кинофильмы и «Хронику», проводились танцы под граммофонные пластинки, готовились концерты, на которых можно было выйти на сцену перед взором «всей Тараклии» и чем-то её удивить. Выходили целыми семейными дружинами: Бурлаковы, Штреблевы, Воинские…На концертах зал всегда был переполнен и потому что концерты всегда приурочивались к большим праздникам с торжественными собраниями, на которых присутствовали главные начальники, почётные трудящиеся и важные гости. Своим нарядным, дородным видом руководители придавали мероприятию известную солидность и авторитет. Вступающий вначале концерта, хор настраивал на советско-патриотическую волну даже самых разнузданных антисоветчиков и хулиганов.
Театральная традиция в Тараклии
Кроме хора в 60-х годах в Тараклии образовался театральный коллектив, руководимый З.А, Рудинской, в котором играли представители тараклийской интеллигенции. И как в любом приличном театральном коллективе в нём были свои «примы»- Павел Витков и Мария Алавацкая, которой очень удалась роль советской, романтичной девушки Тани из одноименной пьесы популярного тогда драматурга А.Арбузова. Но интригующим моментом в театральной жизни тараклийского коллектива стал приезд артистов из Ленинграда с этим же спектаклем и с самой Алисой Фрейдлих в роли Тани. А приезд этот случился через неделю после показа «Тани» тараклийцами. Зрители хорошо восприняли спектакль в исполнении своих земляков, и теперь появилась возможность сравнить с профессионалами и оценить. Результат получился неожиданным: Таня в исполнении тараклийской артистки была гораздо более «настоящей», чем у театральной звезды. Но в этом нет ничего удивительного. Мария Степановна выросла в настоящей тайге, где происходило действие в пьесе, среди сибиряков, а Алиса Фридриховна-типичная горожанка. А, вообще, театр очень сильное искусство и, особенно, для детей. Я на всю жизнь запомнил такую сцену, например: я сидел прямо возле сцены на которой военный дядька вдруг вытаскивает пистолет и стреляет в другого дядьку в гражданском. Выстрел показался мне оглушительным, «убитый» свалился прямо на краю сцены….просто какой-то ужас. Затем его оттащили за кулисы…
З.А.Рудинская запомнилась также красочными спектаклями по сказкам Андерсена, которая она ставила как в ДК, так и в нашей школе. Например на Новый год была поставлена «Снежная королева», каждая картина которой игралась в отдельном классе. И декорации и спектакль были делом наших школьников. Королев и принцесс играли наши школьные красавицы Т. Земцова и Валя Бирюкова, а главных героев-Саша Кузнецов. Было завидно и я записался даже в драмкружок.Но кроме эпизодической роли немецкого полицая мне ничего не доставалось и лишь спустя тридцать лет удалось сыграть деда, который спасаясь от своего алчного сына, решил жениться на соседке.В другой раз, уже во взрослом состоянии я попал на дипломный спектакль Л. Шеболенко. Ставить спектакль ей помогала уже дочь З. Рудинской – Мария Олеговна и на школьной сцене. Спектакль состоял из картинок жизни М. Лермонтова, которого играл учащийся этой же тараклийской школы. Это было невероятно впечатляющее мероприятие. Именно «мероприятие»: учебно-познавательное, воспитательное и художественное. Я недавно читал воспоминания о Лермонтове и перед глазами я видел именно тараклийского школьника, столь удачно подобранного и так достоверно сыгравшего «лишнего героя нашего времени». Ему под стать были девушки, с нескрываемым воодушевлением игравшие дам из высшего света . Они были безукоризненно одеты в платья того времени, с причёсками, веерами, кокетством, коварным интригантством. Просто поразительно, как всё было правдоподобно и захотелось изучать русскую литературу.
В это же время защищался и другой выпускник театрального курса Комратского университета- Георгий Бурлаков. В отличие от других коллег, выбирающих для дипломного спектакля классических авторов, Георгий Георгиевич вдруг обратился с предложением написать пьесу для его защиты…мне. Я, конечно, очень постарался и выдал фантастическо-музыкальный спектакль «Рокер», который оказался даже пророческим. Галактическая служба безопасности, чтобы предотвратить «цветную революцию» на одной из подконтрольных планет, захваченной космическими «игиловцами» ставит перед собой задачу по базе данных вычислить единственного обитателя галактики, который смог бы спасти жителей на несчастной планете. Особенность заключалась в том, что на обитателей этой планеты и на мятежников можно воздействовать с помощью звуковых колебаний, называемых на планете Земля –музыкой. Кроме этого, кандидат должен быть физически похожим на похищенного сына умирающего Правителя планеты и обладающим нужным набором духовно-нравственных качеств, а также суровой закалкой от текущего бытия. И таким кандидатом оказался, как вы уже догадались, житель наших замечательных мест. Кандидат на роль рокера тут же нашелся. Им оказался девятиклассник Сергей Куруленко. Однако случилась непредвиденная и досадная заминка: Сергей категорически отказался произнести даже несколько реплик на болгарском языке. Пришлось переделывать сценарий и главный герой пьесы «говорил», «воевал» и «влюблялся» только с помощью гитары в течении всего спектакля. «Цветная революция» с его помощью была потушена и планета спасена. Через несколько лет Сергей уже хорошо говорил на болгарском и очень сожалел, что больше не сможет сыграть в таком замечательном спектакле, потому что великие чувства можно пережить в театре, а занятие музыкой вне соучастия в текущей жизни сообщества- бесполезное времяпровождение.
Запомнился и другой театральный коллектив-театр миниатюр во главе с Александром Горбылевым и Юрием Шебаленко. Кроме миниатюр и шуточных конферансов во время концертов они поставили спектакль по Шукшину «А поутру они проснулись…». Изюминка заключалась в том, что пьеса эта незавершенная и надо было придумать финал. Также миниатюры ставил со школьниками учитель Григор Степан и это подтолкнуло впоследствии другого известного тараклийца- Боримечкова И.И к созданию театра миниатюр на болгарском языке. И это стало новой и продолжительной историей тараклийской художественной самодеятельности и примером движения коллективной души нашего селения. Случившаяся «перестройка внесла свои коррективы, оптимистические надежды и вольности. «Смешен петък» стал универсальным выразителем того общественного настроения, которое требовало перемен и освобождения от закостеневших догм фальшивого коммунизма. Деятельность «Смешен петък» в конце 80-х и до середины 90-х была, пожалуй высшим достижением самодеятельного творчества большой группы тараклийской молодёжи от 16 до 30 лет из которой, между прочим образовались 14 супружеских пар. Самодеятельным было буквально всё: идеология, символы, сценарии, атрибутика, сценичный язык, интуитивная театральная игра с большой долей импровизации. И даже помещение, созданное руками Ивана Ивановича из обветшалого, колхозного клуба, больше похожего на склад. К этому добавлялись гастроли по Бессарабии и Болгарии, исполнение представительских функций, когда еще номенклатуные работники еще не были уверены, что они прежде всего болгары. Эпогеем деятельности «Смешен петък» я считаю организацию и осуществление грандиозной театральной постановки на стадионе в честь 175-летия Тараклии. В сценах из истории участвовали даже каруцы с волами, лошадьми, изображающие период переселения наших предков. В различных местах Тараклии, прямо на улицах, устраивались импровизированные праздники с концертами народных музыкантов и воскресные хоро в местах, где они проводились в старые времена. Пожилые тараклийцы с удивлением и понятной ностальгией не только взирали на возрожденные мгновенья их прошлой молодости, но и живо отзывались на инициативы организаторов. Тогда царил неповторимый дух освобождения. « У нас есть своя, родная, болгарская, народная культура…»-такой был гласный и негласный лейтмотив этого массового воодушевления. Большое значение имело и то обстоятельство, что костяк «Смешен петък» того периода составила группа девушек из танцевальной студии Ольги Николаевны Татарлы- Витковой (Русуйти). Кроме того, что эти юные девушки прекрасно танцевали народные, болгарские танцы, научили этому всех остальных формальных и неформальныъ артистов, они еще и знали от родителей много народных песен, которые мы распевали хором, разъезжая по гастролям. Когда приходилось встречать делегации из Болгарии, которые приезжали целыми «Чавдарами», ведомые столь таинственным позывом увидеть и услышать соплеменников, живущих у них под носом, но ничего о них не ведающих во времена совсем не аллегорического «железного занавеса»; и тогда девушки из «Смешен петък» превращались в искусных домохозяек и стряпух, накрывая длинные столы. У гостей просто глаза разбегались от такого изобилия натуральных блюд, вина, песен и танцев, смутно памятных им из далекого детства в уютных, балканских сёлах. Такая непосредственность и колхозная щедрость давно исчезла в евроБолгарии, хоть и «шестнадцатой республике СССР». В самой театральной деятельности первоначальное, простодушное самовыражение и незатейливые сценарии по мотивам народной жизни сменились сотрудничеством с профессиональным артистом П. Апостоловым, чтобы однажды начать писать и ставить свои собственные произведения. Тогда же и раскрылся режиссерский талант В. Киосе.

Вокально-инструментальная эстрада

Создание в Тараклии первого самодеятельного ВИА Виктором Дворниковым было выдающимся событием того времени, характерного абсолютным дефицитом аппаратуры и инструментов. Такое мог совершить только человек необыкновенных организаторских и пробивных качеств. Солистом этого ансамбля был мой сосед по махале и друг детства Сергей Штреблев. Эстрадная слава чуть не погубила Сергея, если бы не его будущая жена, Светлана, которая буквально вырвала из порочного круга «богемной жизни». А однажды по счастливому велению рока директором захудалого, сельского винзавода был назначен директор грузинской национальности Реваз Ломтадзе. Этот замечательный представитель советского предпринимателя преобразил не только техническую, технологическую часть и эстетический вид Тараклийского винзавода, но и позже создал второе «Криково» в Кожушне. И первым делом в Тараклии новый директор стал инициатором создания, теперь уже легендарного ансамбля «Белый аист». Тогда впервые за всю историю бессарабских болгар со сцены звучали болгарские эстрадные песни. В дальнейшем запомнились воспитанники Георгия Бурлакова, ВИА «Гелиос», рок-концерты и дискотеки братьев Димитриевых и чуть позже прекрасная фолк-группа В. Терзи, Отдельной главы заслуживает семья Войтовичей в полном составе несущих знамя тараклийского, эстраднопесенного творчества.
С появлением Интернета стало развиваться литературная художественная самодеятельность, а «Тараклийски мегдан» и «Бесарабски гердан» материально поддерживают и те, кто уже давно не живет в Тараклии и даже не в Молдове.
← письмо молдавскому другу Тараклия футбольная →

Комментарии