Болгарское Пробуждение...часть2

  • Опубликовано:
  • Блог: Пенджер към света
  • Рубрика: История
  • Редактировалось: 3 раза — последний 20 июня 2018
0
Голосов: 0

333

Болгарское Пробуждение...часть2

Молдавский период

(1991-2000)

Распад Советского Союза похоронил под своими обломками надежду на образование симметричной (Болград-Комрат) болгаро-гагаузской автономии в границах бывших колоний. Дружество «КиМ» еще по инерции собирало активистов с обеих сторон,но всем стало ясно,что совместной болгарской жизни не получится и надо выяснять отношения с молдавскими и украинскими националистами,которые до распада СССР также были «неформалами» и антикоммунистами. Однако с приобретением независимости «фронтисты» и «руховцы» изменили свое поведение. Из Киева в Болград прислали эммисаров «Рух»а и они были удивлены,что в «местах компактного проживания болгар» нет ни одной вывески на болгарском языке,а названия сел-«плодово-ягодные» и советские.Они засомневались в существовании «украинских болгар» и ,хотя вино им понравилось,порекомендовали кирил-мефодиевцам навсегда забыть о каких-либо притязаниях на самобытность даже в виде культурной автономии.
«Фронтисты» в Молдове,хотя и соглашались на культурную автономию,но видели ее уже в составе Великой Румынии. Наши соседи-гагаузы также внезапно охладели к своим вековым братьям и предложили им великодушно национальный район в составе Гагауз Ери. Приезжали в Болград и Тараклию парни из Приднестровья. В качестве серьезности их намерений они подарили огромный тюк материи для болгарских бело-зелено-красных триколоров. Из материи с триколором мы целое десятилетие шили знамена.
В Одессе был объявлен сбор всех «неформальных» патриотических группировок для выяснения отношений с руховцами. Там мы познакомились с молдаванами из украинской Бесарабии и на митинге держались вместе. Одесситы говорили о статусе «порта-франко» для «Одессы –мамы», бессарабцы желали культурной автономии,однако руховцы были непреклонны ,все время гутарили на украинской мове , кричали,что никакой «новоросссии» они не долустят и едва не довели дело до мордобития. Вовремя вмешалась милиция. В дальнейшем руховцы откровенно стали запугивать администрацию в национальных районах и глава болградской администрации товарищ Македонский призвал жителей болградского района не поддаваться агитациям «болгарских экстремистов». В это же примерно время тараклийским активистам ответственные начальники также внушали угомониться и не лезть не в свое дело. Совсем по другому поступили молдоване и гагаузы. Активисты из «неформальных» объединений получили вполне официальную поддержку и своей пассионарностью и накопленным митинговым опытом стали «разогревать» население и информировать весь мир о своих притязаниях.
Началась пропагандистская газетная война. Срочно были востребованы историки,этнографы,журналисты и ораторы,способные подвести и поднести «теоретическую» базу под притязания на гегемонию на определенную территорию. В Чадыр-Лунге мгновенно был сменен редактор и тираж газеты «Знамя» возрос многократно. Я считаю,что эта газета наиболее адекватно , разносторонне и профессионально отразила то сумбурное время в Буджаке. Тогда же никому неизвестные,кроме сослуживцев по коридору молдавской Академии, историки Грек И.Ф и Червенков Н.Н поняли,что они стали нужны не только научному учреждению. Жажда в исторических фактах,во всяком случае среди патриотов была огромная. Конечно в то время тягаться с известным этнографом Курогло С. и « румыноязычными» историками было не по силам. В нашем распоряжении были лишь память тараклийского краеведа Кайряк П.А и поддержка со стороны учителя истории Дериволкова В.Г.
В тараклийской газете «Свет Октября» что-либо опубликовать по поводу текущих событий можно было только под «крышей» Кайряк П.А. и благодаря тому,что редакторы были молдаван и гагауз. Во избежании ненужных обострений их нельзя было увольнять. По тараклийским газетам драматические события тех лет понять невозможно.
Для подавляющего большинства населения Молдовы ,с советских времен испытывающих особый пиетет к печатному слову,газетная канонада тех времен и бесконечная митинговщина ассоциировалась с сумашедшим бредом.
Н а самом же деле шел вполне естественный социальный процесс формирования властной пирамиды нового сообщества,выяснение отношений между отдельными составляющими элементами,взаимное знакомство и выработка условий для дальнейшего сосуществования. Посколько прямое столкновение опасно для всех,оно принимало форму идеологических выпадов и провокаций. Сложившиеся неписанные правила требовали от участников «разборки» продемонстрировать исторические познания и аргументы,публицистический талант,обширные познания мировой практики государственного строительства. На первом этапе газетной вакханалии бесспорное преимущество имели молдо-румынские националисты. Особенно запомнились карикатурные зарисовки в «Literatura si Arta». Объектом их атак последовательно были: коммунисты, сепаратисты Приднестровья и ,наконец,потомки «колонизаторов»- болгары и гагаузы.
С принятием провокационного Закона о функционировании языков…началось откровенное выдавливание немолдован из государственных учреждений. «Мятежные» провинции ответили этим же. Между бывшими коллегами по работе и соседями незримо возникла стена отчуждения,хотя сознание отчаянно сопротивлялось признавать эти атавистические проявления ксенофобии. Но «процесс пошел» и даже из спокойной Тараклии стали уезжать без видимых причин. Началась группировка около «своих».
Никакие призывы к благоразумию и воспоминаниям о дружбе в советские времена не помогали. Начался детальный анализ этнических обликов буджакских сел. Особенно в этом отношении усердствовали гагаузские активисты. Поняв, что Тараклия не вступит в гагаузское национально-территориальное образование и не позволит тем самым гагаузам иметь компактную и целостную территорию было принято решение «оторвать» ряд сел Тараклийского района со смешанным населением и соединить Чадырлунгский и Вулканештский районы. Оставшись изолированными и прижатыми к украинской границе болгарския села сдадутся «без боя». Изобретательству и напору ,доходящего до откровенного нахальства со стороны гагаузских активистов не было предела. Н о к таким действиям их провоцировало растерянное болгарское население,которому никто толком не объяснал чего надо «хотеть». По советскому менталитету районное руководство должно было провести разъяснительную работу по текущему моменту.Однако в районном руководстве ,во первых, не было согласия, во-вторых боялись спровоцировать «межнациональную» рознь и в ,третьих это вообще не вписывалось в должностные инструкции и не объяснялось «пролетарским интернационализмом». Жизнь оказалась гораздо сложнее и удивительнее. Зато начальники-гагаузы,живущие в Тараклии тайно симпатизировали своим сородичам и ,чем могли им помогали. Тараклийские активисты нашли возможность выпустить «неформальную» газету «Алай». В Тараклии ее кроме друзей и знакомых никто не заметил. Зато начальнику Чадырлунгской типографии пришлось отвечать,а секретарь Тараклийского райисполкома получил указание из Комрата- «найти и разобраться». Печатать «Алай» в Болграде и Кагуле отказались.Первый независимый вестник в истории Тараклии оказался последним.
Чтобы перетащить ключевое селение Тараклийского Района,поселок Светлый в будущую автономию,гагаузские активисты на референдуме отделили одну из улиц,где жили выходцы из болгарских сел и провели голосование раздельно. В итоге Светлый оказался в Гагауз Ери, а отделенная улица осталась в тараклийском районе в качестве бомжа.
Но все же Тараклийский район уцелел и благодаря включению в него Твардицы,Кортена и Валя-Пержей приобрел вполне болгарский облик. Председателем Райисполкома стал Дарманчев К.П. Это уже полностью соответствовало представлению болгарских национал-патриотов,что в смутные времена и предстоящей дележке «всенародной собственности» и переходу к территориальному самоуправлению публичные главные должности должны занимать болгары. Когда все утрясется можно будет выбирать и по другим качествам. К тому же нам нужны администраторы высшего эшелона и способные поддерживать национальный имидж нашего района. Пока мы болгары у нас есть особые аргументы в развернувшемся политическом соревновании.
После того,как Дарманчев К.П стал Председателем Райисполкома всякие разговоры на этническую тематику сами по себе прекратились. Наступило некоторое успокоение в болгарской среде,но вовсю бушевали страсти у соседей и в Кишиневе.
Проблему с самоопределением гагаузов «фронтисты» пытались «навесить» Болгарии, указывая,что именно там находится историческая родина наших соседей. А молдаване,как будто бы, не жили всегда вместе с болгарами в пределах всех средневековых болгарских государств и ,вроде бы не замечают грамматическое сходство наших языков. .
В ответ гагаузские интеллигенты во главе с Курогло предъявили доказательства постоянного присутствия в Буджаке гагаузов и именно он является их законной Родиной.
И гагаузы,исчерпав все возможности, решили самопровозгласиться.

Поход волонтеров

" Я ждал тебя в ночной засаде,
Южане, ведь, не признают румын,
А ты орал от страха и досады,
Что ты не сукин, а волчицы сын"

Болгарское Пробуждение...часть2

После самопровозглашения Гагауз Ери там началась подготовка к выборам органов управления вопреки протестам большинства депутатов Парламента и Президента. Однако остановить гагаузов уже никто не мог и тогда Президент и Парламент призвали министра внутренних дел Косташа навести порядок на юге Молдовы. Помочь полицейским,как утверждалось, решили молдоване-добровольцы,в основном студенты. Весь этот демарш преподносился, как гражданская акция акция протеста, с организацией в райцентрах Буджака разъяснительной кампании среди гагаузских жителей,которых по мнению вдохновителей похода, используют в своих корыстных целях местная номенклатура,в основном из бывшего партхозактива. Сама форма «гражданского протеста» в виде автобусного каравана была не оригинальна. Первыми тем же летом такой поход совершили гагаузы по Буджаку. Организатором и вдохновителем такой акции был руководитель группировки «Аркалык»- Леонид Добров. Акция ,действительно была впечатляющей. В одно прекрасное воскресенье в, притаившуюся,с абсолютно неинформированным населением, Тараклию, въехал длиннющий караван автобусов с флагами, мегафонами,транспорантами и экспансивными активистами из другой радикальной группировки «Милетт санджасы». В целомудренной до сих пор Тараклии впервые образовался митинг. Тараклийцев,правда было меньше ,чем гагаузов,но они могли ,наконец-то, пообщавшись со своими соседями что-то для себя понять в тогдашней сумбурной обстановке, Митинг прошел спокойно. Выступившие тараклийцы на словах поддержали стремление гагаузов создать автономию, но в нее вступить не решаются. Но в этом походе важны были не слова, демонстрация «гагаузской мощи» и организационных способностей. Болгары ,уж точно, на такое не способны и где же им выдержать более серьезный напор. Таков был подтекст. Проехав через изумленную Тараклию километровый караван прибыл в Копчак,где его воссторжено встретили жители и,которых надо было проагитировать выйти из состава Тараклийского района и как это будет здорово. Жители в этом серьезно сомневались,но задумались, а караван продолжил свой путь в болгарскую Кайраклию. Там гагаузов встретили национал-патриоты из «Кирилл и Мефодий» и раздухарившиеся «неформалы» подстрекаемые безудержным Добровым двинули караван к украинской границе с намерением «прорвать» ее и «взять» Болград. Но все же нашлись трезвые головы и караван повернул в сторону Вулканещ,а могли быть неприятности. Однажды в Болграде пускали слух,что в день Освобождения Болгарии от османской неволи 3 марта болгарские «экстремисты» запланировали устроить погромы.
Таким образом ,молдавские «волонтеры» решили использовать аналогичную форму агитации среди своих потенциальных сограждан. Но не успели «волонтеры» выехать из Кишинева,как «партхозактив» гагаузских районов в срочном порядке мобилизовал население и весь юг,включая тараклийский район ощетинился баррикадами. По их просьбе и старой дружбе В Буджак вошли болградские десантники и на украинской границе.появились автобусы с приднестровскими «рабочими» и бессарабцами из соседних районов.
По телевизору показывали,как кишиневцы отправляют студентов в Буджак протестовать,а мои детки спрашивают:
"Пап, нас ,что ли, убивать едут?»… Из гагаузских селений начался исход женщин и детей к соседям: болгарам и молдаванам. В Кишиневе тогда еще не знали,что молдаване в Буджаке имеют совсем другие понятия о межэтнических отношениях, а «волонтеры»,видимо, и понятия не имели в какой капкан их кинули. Сельские мужчины после трудового дня заставали на «передовой» и за какие –то часы в глазах, обычно добродушных селян, появилась первобытная военная суровость.Дело принимало опасный характер.
В тот роковой день В Буджаке установилась типично бессарабская меланхоличная осенняя погода,а к вечеру багровая заря сделала всем участникам зловещей драмы последнее предупреждение и, неожиданно, к вечеру резко похолодало.
Парламент и Президент расписались в своем бессилии и за дело взялся простой народ. Жители болгарской Твардицы преградили дорогу генералу Косташу и уговорили его не идти в Чадыр-Лунгу…Отряд «волонтеров» ,подошедший к Тараклии , уговорили переночевать в Алуате,где им на молдавском языке свои же этнические братья разъяснили популярно «освободителям» почему надо «поворачивать оглобли»…
После драматической, но бескровной развязки в Вулканещах наступило утро, Как после тяжелого похмелья или семейной драки. Голодные,промерзшие и злые «волонтеры» ушли на Кагул.
А в Болград,спонтанно, без всяких объявлении стали собираться люди. Много гагаузских семей ночевало на украинской стороне у родственников,приехали автобусы из Комрата,Чадыра,Вулканещ, Тараклии…Говорились простые слова утешения и часто оратары плакали. Пережитые тревожные дни и последняя ночь,да и ,вообще,последние годы истерзали гагаузов. «Битва» за автономию привела гагаузское население и их лидеров к изоляции. Они слышали лишь осуждения и угрозы из Кишинева и глухое молчание из Тараклии. И вот, Болград-старая столица балканских колонистов их вновь приютила в столь тяжелый час. Выговорившись и наплакавшись,люди разъехались по родным селам. Они больше не будут верить ни официальному начальству, ни «неформалам».
На этом митинговый этап в общественной жизни закончился. Этнические сообщества Молдовы,отгородившись друг от друга блок-постами замерли. О чем можно было говорить после того,что произошло? О какой свободе,демократии и процветающей Молдове?
Но так бесконечно долго продолжаться не могло. В какой-то степени драматические события в Буджаке были спровоцированы отсутствием каких-либо контактов межу разными частями и различными социальными группами в Молдове. Никто друг друга не слушал ,не слышал и не пытался понять. То же творилось и в Парламенте,чья функция в том и заключается,чтобы проблемы решать внутри его обсуждениями. Но он оказался негодным и бросил людей друг на друга.
Постепенно среди «неформалов» возникла потребность навести мосты. Но кто это сделает? Cамо собой выбор пал на болгар,которые оказались не в ссоре ни скем. Я,как координатор тараклийского отделения «КиМ» с энтузиазмом взялся за дело. Заручившись согласием от «Гагауз халкы», я поехал в Кишинев. Сначала на прием к господину Рошка. Он внимательно выслушал меня,сказал,что представляет жизнь молдаван в едином румынском государстве и ,что имеет право за это агитировать и этому способствовать,разумеется демократическими методами. На мое предложение приехать в Тараклию на форум и объяснить своим потенциальным согражданам преимущество жизни в едином румынском государстве он вежливо ответил,что вынесет мое приглашение на обсуждение в Совете Народного Фронта. Стало ясно, что фронтистам это не надо. Приглашения получили Социалистическая Партия, Аграрно-Демократическая ,Социал-Демократическая и либералы из Тирасполя.
В назначенный день в Тараклию из Кишинева приехали только социал-демократы во главе с председателем партии О.Нантоем. Своими спокойными и рассудительными речами они внесли в души присутствующих определенный оптимизм и надежду. Эти молдоване были иного склада и, к тому же, интеллигентные и подкованные в общественных науках. А самое главное, они приехали в неизвестную Тараклию через гагаузские блок-посты,чтобы высказать свое мнение о нашем совместном будущем.
И именно к этому моменту импульсивная и эмоциональная патриотическая деятельность нуждалась,во-первых.в осмыслении, во-вторых- в адекватной легитимной организации,в третьих-в идеологии и ,наконец, в политической и финансовой поддержке. Для реализации этимх целей тараклийское отделение «КиМ» приняло решение о трансформации в партийную ячейку социал-демократической партии, завоевать места в местных органах власти и реально проводить политику «болгаризации» Тараклии. Все получилось с первого захода,так как в начале 90-х годов в Тараклии не было ни одной партячейки. По традиции тараклийцы голосовали за начальников,но самые авторитетные поддержали именно нас. Примаром стал Некит И.И., который быстро сориентировался в административных хитросплетениях, вызванных массой законодательных нововведений и предстоящим разделом «общественной «собственности и земли, а также откровенным противодействием «коммунистов» и «аграрников» ,раздраженных появлением незапланированных «демократов» в органах местной власти.
Как и планировалось мне ,как советнику примарии, наделялось отвечать за культуру и «социалку». Я должен был реагировать на письма ,которые присылали в примарию отчаявшиеся тараклийцы. Поскольку нашу общественную деятельность мы воспринимали серьезно, я имел возможность познать, что есть истинная жизнь бессарабских болгар и всю подлость псевдоболгарских мероприятий «театралов».
В культурной сфере было принято решение срочно отремонтировать Дом Культуры, а также создать музей ,о котором всю жизнь мечтал Кайряк П.А., а в области экономики –создать свободную экономическую зону.
Для создания музея я устроился работать директором музея. У меня была конкретная идея: воплотить историческое прошлое Тараклии не только в экспонатах,отражающие отдельные эпизоды,а передать его во внешнем архитектурном облике здания ,включающий в себе элементы ,отражающие османский,молдо-румынский и российский периоды, а также элементы замечательной балкано-болгарской архитектуры. Подвальное помещение предполагалось изпользовать, как действующую стилизованную «кръчму»,а центральный зал для экспозиций и для уголка,посвященному О.Панову ,чей бюст находится напротив здания. Таким образом музей стал бы живой визитной карточкой для Тараклии и естественным культурно- идеологическим звеном в тараклийском социальном организме, а его здание с башней-минаретом придал бы Тараклии экзотичный балкано-ориентальский вид. Примерно ,как в Бахчисарае или Балчике. Позже я узнал,что сто лет назад эту же идею воплотили создатели кишиневского краеведческого музея и позже румынская королева Мария в своей резиденции в Балчике.
В деятельности театрального коллектива я также настаивал на переход к настоящей самодеятельности от подражательской и с этой целью написал несколько пьес из нашей тараклийской истории и жизни.Позже они были поставлены и смотрелись интереснее,чем «классические».
Однако вышеперечисленные цели не удалось реализовать и процесс «болгаризации» захлебнулся, а с приходом к власти «коммунистов» в 2001 году был переведен в рамки скучных школьных программ. Процесс вульгарной комерсализации охватил Тараклию и с должности директора Читалища был снят Боримечков И.И..

ПОЛИТФОРМИРОВАНИЯ

Хотя в Тараклии была образована социал-демократическая партячейка из бывших «неформалов», никто эту партячейку серьезно не воспринимал, пока на местных выборах 1994 года она не провела своих представителей в Райсовет,горсовет и на пост Примара. Это был лучший результат среди 22 филиалов по Молдове. Тараклия зарекомендовала себя,как демократический райцентр и это сыграло важную роль для выхода президентского Указа о предоставлении статуса «культурного центра в местах компактного проживания болгар. Ведь советником президента Снегура был Оазу Нантой-председатель социал-демократической партии. Немного позже в период «пробивания « Свободной Экономической Зоны, когда все авторитетные тараклийские начальники, многократно обив пороги кабинетов и решили идти на прием к Президенту Лучинскому,то получили уклончивый ответ в организации такой встречи из-за «большой занятости» президента. В это время пресс-секретарем Лучинского был другой председатель социал-демократической партии и тогда координатор тараклийского филиала Тулуш П.И.-простой шофер, помог проникнуть в Президентский Дворец будущему Администратору Свободной Зоны. К этому надо добавить,что тараклийские социал-демократы на президентских выборах 1995 года в первом круге поддерживая Лучинского победили в Тараклии и коммунистов, и аграрников.Такие вещи имеют значение. А в организации хотя бы одного приема к президенту депутат парламента обеспечивает себя на всю жизнь.
Это о патриотизме простых тараклийцев и ,что получается,когда есть согласие. А также ,как важно иметь в Т араклии «много партий и разных». Иначе в один прекрасный день Траклийский район окажется политическим изгоем и в изоляции. Ведь судьба бессарабских болгар никого особенно не волнует.

ТАРАКЛИЙСКИЙ РАЙОН

Судьба так распорядилась,что на первом этапе созданию тараклийского района в его нынешнем виде содействовала политическая активность наших буджакских соседей. В противном случае Твардица,Котрен и Валя –Пержей никогда бы не согласились быть под Тараклией и тому есть свои исторические причины,связанные с различным происхожденеим и, значит, менталитетом балканских переселенцев заселивших наши села. До сих пор никакой солидарности и интеграции в рамках «компакного « проживания не получается. «Болгарский вопрос» в Молдове возник тогда,когда «Приднестровский » был законсервирован миротворцами,а гагаузский частично разрешен. Переход на уездную систему не затрагивал интересы Приднестровья и Гагауз Ери,успевших завоевать политические важные позиции. Зато болгарам предлагалось раствориться в Кагульском уезде, Что бы из этого вышло показал Кантемир.где кстати живут выходцы из старых болгарских сел, в том числе и Тараклии. Там жизнь полностью угасла.
Вместе с тем история с сохранением тараклийского района в канун территоиальной реформы стала развиваться по уже знакомому сценарию. Как это отразилось на сознании
активной части тараклийского населения можно проследить по Заявлению тараклийского филиала социал-демократической партии,зачитанному на одном из собраний в Тараклийском Доме культуры:
«…Вне всякого сомнения,что разногласия в парламенте по поводу сохранения тараклийского района и преобразования его в уезд,это уже традиционный прием политических группировок Молдовы.После событий в Приднестровье и Гагаузии,нужен был новый повод для провоцирования противостояния в Парламенте,обществе и ,тем самым, свести счеты с соперниками,сделать себе рекламу,хотя бы и скандальную и,наконец, удовлетворить свои первобытные амбиции в злоупотреблении властью в корыстных и эгоистических целях.
Демонстративный отказ Президента М. Снегура от своего же Указа о сохранении тараклийского района «как территории компактного проживания болгарского населения..», отказ «Radunica» ( блок Лучинского-Дьякова) в поддержке тараклийцев,несмотря на положительные результаты проведенного референдума и неукоснительного соблюдения процедурных моментов,эти отказы ставят под сомнение декларации господина Дьякова,как руководителя политического объединения социал-демократической ориентации. Внушаемая большинством депутатов молдавскому населению мысль о том,что Тараклия и болгары-опора для криминальных группировок,напоминает,разыгрываемый многократно в российской истории призы
« Бей жидов-спасай Россию!».
Молдавские «демократы» почему-то не обращают внимания на то,что город Тараклия единственный райцентр из «красной зоны» имеет советников и примара от Социал-демократической партии , а на прошедших президентских выборах в первом туре большинство населения отдало свои голоса в пользу социал-демократов и «Rodunica». Почему же Тараклию подозревают в нелояльности? Объяснение простое-нужен новый «жид»,чтобы «спасать» Молдову. Молдавские «национал-патриоты», руководствуясь идеологическими установками Х!Х века,собирателей Великой Румынии, не замечают всю пародийность и даже зловредность такого поведения и ,прежде всего, для молдавского населения.
По нашему мнению существование тараклийского района ничем не нарушает административную реформу. Более того, в условиях отсутствия признаков не то чтобы гражданского общества,а элементарного доверия или согласия внутри бывшей Молдавской ССР этнический фактор,каким бы он ни был анахроничным, есть единственный в нашем распоряжении,способный консолидировать население на конкретной территории и внедрить нечто,напоминающее самоуправление. А разве это не основная задача текущего периода. Этническая солидарность-это всеобщий балканский первичный структурообразуюший элемент в территориальном самоуправлении. Это является историческим наследием,с этим надо считаться и выбирать адекватную форму территориального устройства. Молдавский национализм уместен против внешнего агрессора и вреден как внутригосударственная политика.
Мы согласны,что менять свое мнение и решение тяжело,но истина и мир в Молдове важнее и,тем более, судьба десятков тысяч сограждан,обрекаемых жить растительной жизнью в бессарабской провинциальной глуши. Очень жаль,что столь очевидное,законное волеизлияние посредством референдума с трудом воспринимается «демократами», «христианами» и сторонниками «процветания» Молдовы. Такое поведение дискредитирует провозглашаемые по сути прогрессивные политические идеи и принципы. Это ,по-существу ведет к дезорганизации общественной жизни Молдовы.
Десятилетие «перестроечных» лишений и вынужденная языковая изоляция тараклийцев породили острую необходимость в сохранении Тараклии,как административного центра болгарского населения. Это не прихоть и не коньюктура-это нужда и право. В этом стремлении единодушны все слои населения тараклийского района. Удивительно,что такое простое пожелание сограждан,не находит понимание у людей ,еще совсем недавно,отстаивающие право быть молдованами.
Вхождение Тараклии в Кагульский уезд, приведет к бойкоту местных выборов и вызовет весь букет противостояний,связанных с языковыми проблемами , дележом винзаводов и земельной собственности. Видимо,те ,кто не желает видеть Молдову самостоятельным государством умышленно закладывает подобные политические мины.»
Нет никаких сомнений,что инициатива тараклийского руководства была абсолютно верной и была выигрышной, посколько в наступившем в Молдове относительном политическом затишье и выход на »авансцену» тараклийских руководителей запомнилось и,особенно выигрышной была поддержка их требований со стороны болгарских депутатов Европарламента. Это лишнее доказательство перспективности сотрудничества с Болгарским государством. Концентрация болгарского населения в компактный район и грамотная региональная плитика розволит использовать людской и земельный потенциал для привлечения инвестиций,в том числе и культуре,как жто стало с Университетом. Существование ТАР поспособствовало дополнительному аргументу в сотрудничестве Модовы и Болгарии и,наконец, это прямой путь для интеграцию в европейское сообщество. Уже десятки тысяч бессарабцев являются гражданами обеих стран. А это означает возможность принимать активное участие в в общественной жизни и болгарского общества и историческая пауза в судьбе болгарских колонистов прервется.

На фото: Встреча тараклийцев с социал-демократами
← Как Россия создала Румынию? БОЛГАРСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ В БЕССАРАБИИ В 1980-90-х годах.Часть 1 →

Комментарии