Бессарабский чамур

0
Голосов: 0

494

Бессарабский чамур


Я довольно часто бываю в Бессарабии, особенно после того, как была окончательно достроена трасса из областного центра в городок Рени на границе с Румынией. Почему тянет в эти края? Поводов много. Это и летний музыкальный фестиваль «Дунайска січ» в удивительно уютном Измаиле, и крупнейший на Юге Украины фестиваль вина в Болграде, который проходит в октябре.

А 25 декабря в Орловке отмечают уникальный праздник Мошул, на котором нужно обязательно оказаться хотя бы раз в жизни. 14 февраля я уже праздную не День святого Валентина, а Трифона Зарезана – покровителя бессарабских виноградарей. Поэтому, увидев незнакомое мне словосочетание «Чамур в Криничном», я поняла, что должна увидеть это несмотря ни на что.
Что такое Чамур и как на него попасть?

Чамур – это традиция, которая еще 40-50 лет назад была совершенно будничной для Криничного. Жители всего села собирались вместе и месили глину с соломой для лампачей – кирпичей, из которых строили дома. Однако с появлением новых строительных технологий, старые уходят в небытие, и о них помнят только люди старшего поколения, которых, увы, тоже становится все меньше.
Музей из глины

Достигнув цели, я увидела площадку с глиной и соломой, музыкантов и стоящие в тени большие чаны и столы, с которых женщины собирали еду. Оказывается, по традиции, перед началом мероприятия всех пришедших на Чамур надо накормить и напоить, чтобы были силы на тяжелую работу. Так было и в этот раз. Трапеза состояла из нарезанных овощей, милины и вина. Несмотря на то, что со стола уже все убрали, голодной меня не оставили.
Что же все таки строили в Криничном? В былые годы таким образом местные жители создавали новые дома для молодых семей. На Чамур приходила почти вся деревня: если не поможешь, потом никто не поможет и тебе. За один день люди формировали достаточное количество лампачей, чтобы построить дом. На следующие выходные шли к другим соседям, поэтому Чамуры проходили в теплое время года почти каждую неделю.

В этот раз в Криничном строили этнографический музей. Музей был в селе и раньше, но сейчас он находится в аварийном состоянии. Именно поэтому местные решили построить новый дом всем селом, по старинной технологии и проектам XIX века. А все происходящее снимали на видео, чтобы потом показывать не только туристам, но и детям.
Кроме того, село Криничное стало одним из пунктов маршрута «Дороги вина и вкуса Украинской Бессарабии» проекта ЕС «Географические обозначения в Украине», так что новый музей станет не только этнографическоим центром для всего района, но и еще одной туристической достопримечательностью. Кстати, в этот раз здесь собрались не только местные, но и болгары, киевляне, одесситы.
Танцы и кирпичи

Однако вернемся к Чамуру. Прежде чем за работу примутся люди, глину, солому и воду перемешивают кони, так как глина еще тугая, а солома — жесткая.
Следующий этап – хоро. Согласитесь, что работать под музыку веселее, а в танце – вдвойне. Вот и выстраивают два круга – мужской и женский. Мужской круг внешний, женский – внутренний. Все это не просто так. Болгарские женщины в повседневной жизни носили длинные юбки. Во время работы в глине край широкой длинной юбки заворачивался за пояс, обнажая ноги до икр. Молодые парни, наблюдая, как танцуют женщины, работали на подъеме. Ведь после работы всех ожидал совместный отдых, где можно было, например, поухаживать за понравившейся девушкой.
Конечно, танцевали все вместе и в большом хоро. После того, как глина и солома хорошо перемешались, начинается процесс формирования лампачей. Для этого используют специальные формы. Нужное количество глины отделяется с помощью трактора, а раньше для этих целей использовали лошадей. Так ряд за рядом глиняное «озеро» превращается в поле кирпичей. Их тут почти три тысячи! И еще два месяца им предстоит сохнуть и впитывать в себя жар палящего солнца.
Награда за работу

Пока часть людей трудится на поле, недалеко в тени другая группа готовит обед. Он должен быть сытным. В котлах – щедро приправленные чубрицей (так местные называют чабер) и паприкой, местные блюда: курбан, чорба, каварма. Рядом охлаждается вино, нарезаются овощи и хлеб. Еды должно быть много – застолье длится несколько часов, пока жара не начнет спадать.
Но на этом Чамур не заканчивается. Люди отправляются на озеро Ялпуг (самое большое природное озеро Украины), чтобы смыть с себя глину и солому. Раньше женщины и мужчины купались в разных местах, но сейчас этих условностей уже не соблюдают. После купания все опять собираются на берегу. Сюда же приходят музыканты, подвозятся котлы с едой. Снова слышны болгарские песни, собирается хоро.
Еще фото : https://vokrugsveta.ua/blogs/bessarabskij-chamur-kak-postroit-dom-i-zaodno-poveselitsya-02-08-2019
← Боже, царя храни! Кумовото дърво →

Комментарии 7