" Я ПОЛЮБИЛА ТАРАКЛИЮ...И ЭТИМ СЧАСТЛИВА"

+1
Голосов: 1

1146

" Я ПОЛЮБИЛА ТАРАКЛИЮ...И ЭТИМ СЧАСТЛИВА"


Продолжая тему о формировании имиджа нашего любимого селения следует отметить, что у каждого тараклийца есть и свой индивидуальный набор образов в зависимости от возраста, места учебы, и местожительства. Поскольку я отношусь к старшему поколению, то поделюсь своим «иконостасом».Во времена моих школьных лет таки имена, как«Нарольский», «МарияПотаповна», «Тетя Паша», «Надежда Васильевна» «Анна Аркадьевна», «Поливичек» , «дядя Саша-фотограф» составляли пантеон тараклийского Олимпа. Если тараклийский участковый милиционер Нарольский был грозой тараклийских хулиганов, воров и жуликов, Надежда Васильевна Парфенова–детский врач, Анна Аркадьевна спасла тараклийцев от трахомы, то «МарияПотаповна»-просто продавец раймага, а «тетя Паша»- билетерша в Доме Культуры. Скажете: «Велика важность-билеты проверять!». Однако,чтобы объяснить нынешнему поколению, что представлял из себя в 60-х годах сеанс кино в ДК на 16 00 у меня не хватает ни слов, ни фантазии.
Представьте себе крепость, у которой шесть ворот и ее атакуют «татары», а охранник только один- 60-летняя худенькая «Тетя Паша». Половина «татар» без билета, потому что кончились или потому что пройти без билета дело чести. Осада крепости начиналась задолго до момента, когда «Тетя Паша» приоткроет половинку одной из дверей. А в момент открытия происходит атака сразу в проем на «тетю Пашу».Вошедшие первыми «татары» тут же изнутри открывают другие двери и туда врываются с гиканьем банды тараклийских улиц. Приходится билетерше выдавливать напирающих пацанов у основного входа, закрывать входную дверь, отлавливать «зайцев», выпихивать на улицу и закрывать остальные двери. Однако через определенное время все повторяется, но «тетя Паша» не сдается. Даже когда уже погаснет свет в зале и начинается «Кинохроника» она продолжает в темноте «вычислять» безбилетникови, иногда, за ухо тащить к выходной двери. И так каждое воскресенье и много лет.
Просто в те времена любая деятельность рассматривалась, как служению общему благополучию. Взрослые за предыдущие 20 лет такое пережили, что мирное советское время воспринималось, как непрерывный праздник всеобщей солидарности и убеждения в том, что мы, их дети никогда не познаем горечи социального расслоения, взаимного отчуждения и несправедливости. А начальники вместе со всеми ходили на субботники, отмечали праздники, выезжали на природу. Такая была идея: мы все одна большая советская семья и в семье не может быть престижная и непрестижная работа. От каждого по способности…
А вот другая тараклийская судьба:
« Я,Шевчук Екатерина Антоновна родилась в 1926 году в Кировоградской области.Окончила 7 классов в 1940 году. В 1943 году была несовершеннолетней угнана в Германию .После освобождения поступила в техникум виноградарства в городе Вознесенск Николаевской области. По распределению работала в Винницкой области плановиком-экономистом, но мне хотелось работать по специальности и я написала письмо в министерство сельского хозяйства Молдавской ССР. Меня пригласили на работу в Тараклийский райсельхозотдел главным агрономом, где я проработала до 1953 года. Затем районный отдел сельского хозяйства ликвидировалии я перешла на работу в колхоз «Киров» агрономом по виноградарству. Колхоз был бедный, колхозники работали за трудодни и только в конце года получали за свой труд зерно и деньги. Поля обрабатывались техникой машино-тракторной станции, в колхозе была только тягловая сила из волов и лошадей, которыми убирали урожай с поля. На работу в поле колхозники ходили пешком. Председатель колхоза ездил на подводе. Затем стали укрупнять колхозы. Колхоз «Киров» объединили с колхозам«Сталин» и «Комсомолец» с. Балабаны. В 1960 г. присоединили колхоз «Калинин» и назвали колхозом «Родина»
В этом лаконичном автобиографическом послании отражена простая правда советской и тараклийской жизни. Молодая украинская девушка искала приложение полученным профессиональным знаниям и ей эта возможность была предоставлена.Ее, как нам известно, не испугала тараклийская специфическая действительность. Тараклия тогда представляла из себя скромное село, затаившееся в балке и прижимаемое огромными ощерившимися рыпамии и голыми, первобытными участками «гетской полупустыни». А когда начинались дожди по улице К. Маркса или Гоголя можно было запросто утопиться. Тараклийцы были еще напуганы недавней депортаций на Алтай, голодовкой. Мало кто владел грамотой и никто не понимал, что за наказание им спослал всевышний.
«Экспроприация кулаков» и выселение 1,6 % населения в Сибирь и на Алтай никак не способствовало развитию с/хозяйства. Налог, предъявленный к уплате «кулаками» в 1948 году был в 44 раза больше, чем у колхозников и в 7,6 раза больше, чем для единоличников. Кроме денежного налога, обязательные поставки зерна и подсолнечника были на 50% больше, чем для иных хозяйств,а в 1949-на 100%».
Однако «кулаки»,во всяком случае тараклийские, не собирались отступать, но начальство ждало «сигнала» из Москвы.
Тараклийцы пережили и это бедствие и безропотно подчинились новым правилам общежития:
«Заря Молдавии»
« … Наилучших показателей добились труженики колхоза им.Сталина,вырастив самый высокий в районе урожай озимой пшеницы-20,5 ц/га, надоено по 150ц молока на 100 га с/угодий, перевыполнено взятое обязательство по производству мяса-56ц на 100га угодий.
Район может гордиться такими передовиками этого колхоза, как бригадиры:
Киров У.М.ПасларьИ.И. доярки Шаган М.И.РабаджиА.В. ,
скотники-пастухи Кайпак Д.Д. РунтовВ.Н.
Все они занесены в районную Доску почета.»
« Заря Молдавии. 1958»
…в клубе собрались рабочие и служащие мастерских сельхозснаба и «Заготзерно» для того,чтобы выдвинуть кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР.
После вступительного слова первым поднялся фрезеровщикКайрякК.И. Он предложил выдвинуть в Совет Союза Никиту Сергеевича Хрущева. Это предлжение с большой радостью одобрили все присутствующие. Мастер ДеменчукП.М. поддержал предложение Кайряки выдвинул кандидатуру Николая Михайловича Шверника.

Будучи пацаном, то на улицах Тараклии, то в полях мне часто встречалась эта светловолосая молодая тетя,с, по-украински, закрученной косой, в сером пиджаке и кирзовых сапогах. Она носила военный планшет и ездила на бедарке. Лишь несколько лет спустя я узнал, что она мама моего одноклассника. Они жили в примечательном доме с другой семьей-Чаплиевыми. Они посадили три тополя и назвал их символично: ВЕРА. НАДЕЖДА,ЛЮБОВЬ. В начале «перестройки» высохли ВЕРА и ЛЮБОВЬ…
«Со временем колхоз «Родина» стал «миллионером», колхозники регулярно получали ежемесячно зарплату, а в конце года зерно. С 1960 года я стала работать бригадиром садо-виноградной бригады и проработала в этом качестве до 1991 года. За свой многолетний труд я была награждена:
Орден Ленина
Орден Октябрьской Революции
Медаль за доблестный труд
Бронзовая медаль ВДНХ СССР
Знак Победитель соцсоревнования 1973-76-77 годов
Занесена в ЗОЛОТУЮ КНИГУ ПОЧЕТА Республики Молдова
Являюсь почетным колхозником и почетным гражданином г. Тараклия

За 62 года прожитых и проработанных в Тараклии я ПОЛЮБИЛА ЭТОТ КРАЙ, ЗДЕШНИХ ЛЮДЕЙ и ДЛЯ МЕНЯ ТАРАКЛИЯ СТАЛА ВТОРОЙ РОДИНОЙ. Я СЧАСТЛИВА ЭТИМ. ВОТ и ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ.»

Профессиональные писатели и журналисты многое отдали бы за эти последние две строчки.Кроме этого, чтобы полюбить тараклийцев надо быть особо проницательным и великодушным человеком. Обычно тараклийцев никто не любит и они себя тоже, потому что сами себя не знают и не понимают. Но эти строчки достались мне, тараклийскому земляку Екатерины Антоновны и, с которой по разным причинам, познакомился только сейчас при написании этого очерка.
← КАКАЯ УЧАСТЬ НАС ОЖИДАЕТ? КАК ПРЕВРАТИТЬСЯ В ХАЛЯВЩИКА ? →

Комментарии