"Голодовка" и "депортация"....часть 2

0
Голосов: 0

1117

"Голодовка" и "депортация"....часть 2

Общего собрания крестьян села Тараклия

Секретарь ПОЛЕВИЧОК
Общее собрание ПОСТАНОВЛЯЕТ:
-Организовать составление и утверждение списков кулацких хозяйств для обложения их налогом с надбавкой к доходу, исходя из фактических полученных доходов.
- использовали постоянных наемных рабочих в с-зозяйстве или промысле,за исключением найма одного подсобного рабочего в кузнице и кустарном производстве колес.
- систематически использовали труд других крестьян в виде обработки взамен предоставление им на кабальных условиях рабочего скота, семян, продуктов
-систематически имели доходы от мельницы, маслобойки, сушилки и других предприятий, а также от сдачи их в аренду
-имели доходы от скупки на корню урожая садов и виноградников с целью торговли либо промышленной переработки.
Составление списков и их утверждение закончить к 15 сент 1947года
Этот термин появился в связи с необходимостью выработать политическую программу сначала в рамках продразверстки (1918-20гг), а позже при коллективизации в 30-х годах. Поскольку ведущие деятели большевисткого движения стремились заложить теоретические и правовые основы для социалистических преобразований, то относительно оценки положения в деревне и сельском хозяйстве мнения расходились, приводили к дискуссиям и в, конечном итоге, в этом щепетильном вопросе окончательное решение оставалось на совести или мировоззрении большевисткого актива на местах. На наш взгляд такое положение и спровоцировало всевозможные «перегибы» и произволы в 20-30 годах и, тем более, в 1944-49 в Молдавской ССР.
Более подробно об эводюции термина «кулак» можно ознакомиться на
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43513296649/Kulak----istoriya-politicheskogo-termina
Здесь же приведем фрагмент статьи, где на наш взгляд наиболее адекватно изложен процесс трансформации сельского уклада жизни…

"Кулачество, - по мнению В. Богушевского, - это "совершенно специфический экономический тип" сельского эксплуататора..." "Капиталистически развивающееся крестьянское хозяйство приобретает... черты кулацкого хозяйства лишь в известных, строго определенных условиях", "для присвоения сельской буржуазии кулаческих черт необходимы совершенно особенные условия...: остатки крепостничества", которые "в дореволюционной России являлись питательной средой для черт, характеризующих кулачество". Богушевский напоминает ленинский анализ факторов, "которые препятствуют или устраняют кулаческий характер деревенского капитализма". Капитал зажиточных крестьян, вытесняемый из мелкой торговли и ростовщичества, обратится в более широких размерах на производство, на которое он начинает обращаться уже теперь". В советской деревне "при активнейшем содействии государства, - делает вывод Богушевский, - происходят именно те процессы, о которых говорил Ленин как об уничтожении развития кулачества: во-первых, развитие торговли и, что особенно важно, кооперативной и государственной, т.е. несравненно более могущественной, чем торговля деревенского лавочника; во-вторых , развитие европейски правильного кредита" и, что опять-таки важно, кредита кооперативного". Следует учитывать также и "целый ряд административных мер, принимаемых государством с целью борьбы с кабальными сделками и прочее". Таким образом, по мнению Богушевского, " кулак " как определенный экономический тип доживает свои последние дни", " кулак - это призрак старого мира. Во всяком случае, это не общественный слой, даже не группа, даже не кучка. Это - вымирающие уже единицы"

С точки зрения автора при тотальном контроле государством всех сфер общественного бытия места для «кулаков» просто не остаётся. А то, что находятся зажиточные крестьяне категорически возражающие быть в колхозе, то это никоим образом нельзя относить их к «кулакам» и , тем более, молдавские «кулаки» не могли быть в советские времена ни «эксплуататорами», ни «мироедами». Они оставались обыкновенными фермерами и не являлись классовыми противниками сельской бедноты.

6 ИЮЛЯ 1949 года. ЧЁРНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ
Cамая тяжелая социальная и психологическая травма, постигшая наше население - раскулачивание и депортация сразу же после голодовки, унесшей в могилу более тысячи тараклийцев зимой 1947 года. В этом году в Тараклии НЕ БЫЛО НИ ОДНОЙ СВАДЬБЫ!
Но тех, кто выжил ожидали новые кошмарные мероприятия,противоречащие всем мыслимым нормам православного или просто человеческого сознания. С моей точки зрения, это были те же карательные акции по закабалению населения Восточной Европы, как и сейчас, а "Советский Союз"-это была просто тогдашняя вывеска, с помощью которой проводилось то же, что и сегодня. Совсем необязательно душманам физически присутствовать на нужных территориях. Для этого есть давно разработанные методы "дистанционного управления" нужными территориями, а желающие обслуживать чужую власть всегда найдутся среди местных карьеристов.
Подготовка к "зачистке" Бессарабии от "зажиточных элементов" в контексте продолжающейся угрозы нападения на СССР началась зараннее. "Идеологическую платформу" подводили райкомовские "комиссары", а практические,силовые и осведомительские функции исполняли, присланные в наши сёла представители КГБ из тех мест, куда в планировалось ссылать будущие "кулацкие элементы". Эти оперуполномоченные выискивали местных сексотов и с их помощью выясняли настроения влиятельных в сёлах людей. Как это конкретно происходило отражено в тараклийском архиве райкома партии.
15 сен1947
В соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР от 17августа
Организовать составление и утверждение списков кулацких хозяйств для обложения их налогом с надбавкой к доходу, исходя из фактических полученных доходов.
Установить,что к КУЛАЦКИМ ХОЗЯЙСТВАМ относятся хозяйства,которые в период немецко-румынской оккупации и после освобождения территории:
- использовали постоянных наемных рабочих в с-зозяйстве или промысле,за исключением найма одного подсобного рабочего в кузнице и кустарном производстве колес.
- применяли систематически труд сезонных рабочих.
- систематически использовали труд других крестьян в виде обработки взамен предоставление им на кабальных условиях рабочего скота,семян,продуктов
-систематически получали доходы от использования в других хозяйствах сложных машин за денежную или натуральную плату
-систематически имели доходы от мельницы, маслобойки,сушилки и других предприятий, а также от сдачи их в аренду
-имели доходы от скрытой аренды земли на кабальных условиях
-имели доходы от скупки на корню урожая садов и виноградников с целью тоговли либо промышленной переработки.
-занимались скупкой c целью перепродажи
Обязать секретаря РККП(б)М т. НЕВЗОРОВА,зав.райоро т. САННИКОВА подобрать ответственных уполномоченных, проинструктировать их и командировать в сельсоветы для организации руководства ДЕЛОМ СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКОВ НА КУЛАЦКИЕ Х-ВА и утверждения их на РИК.
Составление списков и их утверждение закончить к 15 сент 1947года
Обязать т. Санникова и уполномоченных РККП(б)М И РАЙИСПОЛКОМА организовать обсуждения списков кулацких хозяйств на заседаниях сельсоветов с УЧАСТИЕМ БЕДНОТЫ .
Н а каждое потенциальное кулацкое хозяйство сельсовет писал развернутую характеристику, на основании которой включал это хозяйство в список из двух экземпляров. За тем этот список рассматривался на заседании сельсовета при УЧАСТИИ БЕДНОТЫ. После этого он подписывался председателем и секретарем сельсовета, а затем один экземпляр передавался на утверждение в райисполком. После утверждения райисполкомом и правительством республики хозяйства юридически считались кулацкими и списки передавались в районные финансовые отделы для повышенного обложения налогами.
17 июля 1947
Внеочередное расширенное заседание исполкома сельсовета депутатов трудящихся с. Тараклия с повесткой дня:
«Утверждение кулацких хозяйств по сельсовету с. Тараклия»
… По первому вопросу слушали информацию N ( фамилии опущены атором), который перечислил списки кулацких хозяйств.
Выступали: X…,которые в своих выступлениях подтвердили, что перечисленные N кулацкие хозяйства действительно являлись кулаками в период румыно-немецкой оккупации, эксплуатировали наемный труд и наживали себе богатство.
Сельисполком решил утвердить нижеследующие кулацкие х-ва.
ДЕОРДИЕВ В.С. КАРАМАЛАК А.С. ДЕРИВОЛКОВ Д.И.КРЯСКОВ И.Г. КАРАМАЛАК Е.В. ЮРОВСКАЯ М.И РУНТОВ Д.П. КИРОВА А.С. ДАРМАНЧЕВ Р.Д.РУНТОВ И.Т. ВОИНСКАЯ М.В. КАНТОВА Ф.Ф.ПОПОВ П.А. ПОПОВ Ф.С. АНТОНОВ М.М.СТОЯНОВА М.Б. ШАГАН Х.Г. ТЕРЗИ С.Б.
Видимо, собрание в тараклийском сельсовете за месяц до выхода постановления от 17 авг.1947 было пробным. После выхода постановления собрания были проведены в колхозах.
Для организации работы по составлению списков во все районы и 1030 сельсоветов командировались специальные уполномоченные, которые в краткий срок должны были проинструктировать сельсоветы на местах. Сроки такой кропотливой работы оказались нереальными и судьба живых людей определилась в результате поспешно и небрежно составляемых списков, а во многих случаях жаждой мести, зависти и иных низменных страстей. В результате в разряд «кулаков» попали хозяйства вообще не пользовавшиеся наемным трудом или даже бедняки.
В связи с многочисленными жалобами списки многократно перепроверялись и каждый раз состав «кулаков» существенно менялся. В результате из 10154 кулацких хозяйств утвержденных в 1947 г. половина (4500) были исключены из списков, т.к. таковыми не являлись. Число кулацких хозяйств, определенных после многочисленных перепроверок составили 1,6 % от общего к-ва крестьянских хозяйств,а в с/х прлоизводстве-1%.
«РАСКУЛАЧИВАНИЕ»- акция не экономическая, а репрессивно-устрашающая, политическая, т.к. в период 1944-46 годы у зажиточных крестьян были изъяты значительная часть пахотной земли, садов и виноградников. Одновременно с «кулацкими» признаками много семей были выселены по обвинению в «сотрудничестве с оккупационными властями» т.е. за государственную службу.
«Экспроприация кулаков» и выселение 1,6 % населения в Сибирь и на Алтай никак не способствовало развитию с/хозяйства. Налог, предъявленный к уплате «кулаками» в 1948 году был в 44 раза больше, чем у колхозников и в 7,6 раза больше, чем для единоличников. Кроме денежного налога, обязательные поставки зерна и подсолнечника были на 50% больше, чем для иных хозяйств,а в 1949-на 100%.
Однако «кулаки» , во всяком случае тараклийские, не собирались отступать.
13 март 1948
Общее собрание КРЕСТЬЯН ЕДИНОЛИЧНИКОВ Тараклии
По поводу письма товарищу Сталину от крестьян Молдавской ССР.
Боримечков:
Товарищи! Мы с вами собрались сегодня обсудить документ исторической важности, касающийся нас, хлеборобов.Мы должны ДАТЬ КЛЯТВУ вождю народов т. Сталину, что закончим сев в 5-7 дней…Я даю слово Великому Сталину,что со своих участков земли в 1948 году соберу урожай пшеницы-20 ц/га…
Киосе Д.В.
Товарищи! В прошлом году мы работали плохо и получили плохой урожай. Это мы должны учесть и в 1948 году работать так, как учит нас т. Сталин!
Челарский …беру обязательство добиться в 1948 году высокого урожая пшеницы-25ц/га
Пукал … даю обязательство собрать не менее 26ц/га!
Председатель поселкового совета Тараклии –Гоголев:
Товарищи! По почину Алтайских хлеборобов все советское крестьянство дает слово великому вождю и учителю т. Сталину в 1948 году вырастить высокий урожай. Я считаю, что с завтрешнего дня нужно приступить к массовому севу ранних культур
Секретарь РККП(б)М- Пушкарев:
Я считаю, что определенная отсталая часть крестьянских хозяйств поддалась кулацкой агитации- что, мол, сеять еще рано и что, если вы возьмете обязательства и снимете высокий урожай. То больше у вас заберут по хлебопоставкам.
Товарищи! Я должен вам сказать, что КУЛАЦКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ отживают свою последнюю стадию и они хотят. Как можно больше навредить нашему советскому государству.
На заявление Тулуш Г.И. о просьбе снять с обязательств 3га земли, так как не в состоянии посеять ее и обработать-решили:
Отказать и обязать Тулуш Г.И. засеять свою землю на 1948 год
На заявление г-на Чебан И.Г о снятии его обязательств хлебопоставки по старости-решили:
Отказать ,так как освобождаются граждане 1897 г.р., а ЧебанИ.Г.-1888г.
Затем последовало постановление ЦККП(б)М от 28 сент. 1948 г. в котором от местных партийных и советских властей требовалось исправить нарушения устава и исключить «кулацкие элементы» из колхоза. Но каким –то странным образом мероприятия проводимые в тараклийском районе всегда опережали партийные и правительственные постановления.
11 окт 1948
уполминзаг Будиловский:
Позволительно спросить председателей сельсоветов какие они меры приняли к саботажникам? Никаких. За исключением председателя ТАРАКЛИЙСКОГО поселкового совета Гоголева, который оформил материалы на 10 кулацких хозяйств на предмет наложения штрафа. Ведь есть у нас в районе такие колхозы, которые выполнили и перевыполнили план озимого сева. Так почему же другие тянутся в хвосте? Потому что нет у них БОЛЬШЕВИСТКОГО руководства, потеряли всякое чувство ответственности перед ПАРТИЕЙ и советским правительством.
И наконец, в отчетном докладе ЦК КП(б)М. в февр. 1949г. прозвучало :
«…нам необходимо всемерно укреплять существующие колхозы, организовывать новые и тем самым создавать условия для перехода от политики ограничения к политике ЛИКВИДАЦИИ КУЛАЧЕСТВА, как класса.
Все ждали «сигнала» из Москвы. В марте 1949г. бюро ЦК ВКП(б) по Молдавии и Совет министров республики обратились с письмом к И.В.Сталину с просьбой о разрешении ВЫСЕЛИТЬ КУЛАКОВ ИЗ МССР, бывших помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецких оккупантов и деятелей профашистких партий . 6 апреля 1949 года Совет министров СССР принял постановление № 1290-467 в соответствии с которым подлежало выселению из МССР 11280 семей или 40850 человек.Выселение подлежало провести в июне, в восточные районы СССР и НАВЕЧНО.
Таким образом, выселение из Молдавии «кулацких элементов» решало как-бы две задачи: удаляло несогласных с аграрными преобразованиями и решительно обеспечивало осуществление сплошной коллективизации села.
Все это укладывалось в сталинский план обращения с крестьянством , но ничего не имело общего с социалистической идеей преобразования сельской жизни в Буджаке,так как болгарские колонисты были всегда свободными крестьянами и идея «эспроприации» более способных и умелых своих односельчан и тем более их высылка в неведомую Сибирь и навсегда- была противна их разуму и христианской морали. Многие завидовали «кулакам», но даже самый бедный крестьянин в болгарском селе мечтал стать «кулаком» и делал все возможное, чтобы сравняться с «передовиками». Это был вопрос чести и нормальной природной соревновательности, без которой жизнь гаснет. Болгарин всегда был и остался индивидуалистом в противоположность менталитету российских славян-общинников. Общинная идеология славянского населения России невольно стала самым эффективным оружием для подавления восходящей мощи Российского государства и для торможения развития народов Восточной Европы.

Кой , всъщност, е класовият душманин ?

Динамика репрессий против местных властей усилились в декабре 1946 г. в следствии письма Андрея Жданова, секретаря ЦК ВКП(б) по агитации и пропаганде, посланного Сталину. Жданов утверждал, что хлеб спрятан, руководители низшего ранга, такие как партийные секретари районного уровня и председатели райисполкомов, не были полностью включены в борьбу с классовым врагом за выполнение плана по зерну. В результате руководители районов усилили давление на сельские власти в отношении выполнения плана любой ценой…

Сега става ясно по каква причина в тараклийските протоколи присътстват пафосни пропагандистки лозунги, славословия в адрес на Сталин и Партията, агрессивна риторика и личи цялата идеологическа анатомия на раскулачиванието, и, като следствие, вече привичната военно-административната карателна акция: депортация.
Освен чисто прагматическо поведение на съветската номенлатурна класа да спаси и утвърди Съветският Съюз, във вътрешната политика се ръководи с изуитски погрешни догми и методи под демагогически слоган «строительства коммунистического общества». И по иронията на съдбата ни и думите на Молотов това «коммунистическое строительство» е оглавено по-късно от най-хитрият антикоммунист товарищ Хрущев.
Естественно е, че новият молдавски номенклатурен елит няма опит за мащабни и толкова неординарни и екстримални мероприятия: върви война, дефицит на кадри, ограбена от германци и румынци территория, засуха и, най- главното, има голям страх да не се изложи пред Москва и нейните карателни органи. Накратко казано, молдавската номенклатура като субект на управлението е поставена пред дилема: да отстоява на всяка цена живота на подвластното й население и да се противопостави на нереалните московски распоряжения или да си спасява кожата с цена на хорският живот. Само с това може да се обесни създаването на бригади, грабещи населението и ръководени от самото партийно началство. А също така и завръщането на испратеното от Москва зърно, преоформено като отчет по «госпоставке».
Косыгин на заседании отметил: " Вопрос состоит в том, что Союзное правительство узнало не от вас , тов. Коваль, а от прокуратуры и из целого ряда различных докладов о тяжелом положении в Молдавии. Об этом осведомлены товарищ Молотов и тов. Сталин, и мне предложили приехать сюда для того, чтобы выяснить положение на месте и оказать полагающуюся помощь. Ознакомившись со справками бригад о положении на местах и изучив документы, я пришел к выводу ( может быть неполному из-за ограниченного времени), что Цк и Совмин МССР работают неудовлетворительно, плохо по борьбе с дистрофией, не справились с тяжелым положением, в котором находится Молдавия. Я думал тов. Коваль, что заседание будет протекать по другому. вы свели весь разговор к формулированию просьб. Все же вы не можете говорить со знанием дела о положении в республике. Это объясняется тем, что ЦК и СовМин руководят некомпетентно, неправильно и очень плохо знают положение, создавшееся в районах....Неясно почему тов. Коваль отгородился от этого. Первый секретарь Центрального комитета отстранился от руководства мероприятиями комиссии по снабжению и оказанию помощи той большой части населения, которая умирает от голода. Наша командировка сюда вызвана не вами тов. Коваль, а другими людьми. Не вы проинформировали серьезно и ответственно , что создалось такое положение в республике, с которым вы не в сотоянии справиться, и зовете нас на помощь. Но именно вы были обязаны подойти к вопросу таким образом. Сегодн здесь умирают люди,завтра наступит сев и у вас не с кем будет работать. Мы изучим все вопросы, которые вы здесь подняли, позовем людей на помощь и решим их. Это дикость, что в стране умирают от голода люди. У страны достаточно хлеба, чтобы накормить своих граждан. Требую вести самую точную статистику. где будет указан каждый заболевший , каждый умерший. В первую очередь возьмите на контроль детей. Немедленно..
(Фонд 51, инвентарь 5, папка 33, стр.49-69. Стенограммы).
А. Косыгин был удивлен бедственным положением , создавшемся в республике, равнодушием. проявленным высшим руководством, особенно Н. Ковалем. Число больных дистрофией достигло ужасающих размеров.
5 марта 1947 г. было зарегистрировано 240 537 больных, что составляло почти 12 % населения, и 10683 умерших. С 1 января по 5 мая 1947 г. было госпитализировано 273696 больных дистрофией 2 и 3 степени, или более 13% населения. В этот период умерли 42 972 человека, или более 2% населения.
( Архив ОПО, фонд 51, инвентарь 5, папка 122, стр 47.)

Еще тяжелее было положение в некоторых селах Кагульского уезда. В 14 селах- Вулканешты, Чишмикиой, Колибаш, Баймаклия, Кочулия, Чадыр-Лунга, Беджиос, Томай, Конгаз,Бешалма, Баурчи,Тараклия, Казаклия и Баурчи- Молдова-только в январе 1947 г. было госпитализировано 45 181 больной дистрофией, умерло 2678 человек.
( Фонд 51, инвентарь 5, папка 123, стр.92).
Помимо визита в 1968 г, Косыгин еще дважды бывал в Молдавии -в 1941 и 1947г.
В 1947 г. он прибыл по указанию Сталина, в связи с охватившим республику голодом. Да, верно, молдаване имели несчастье пережить опустошающую засуху, но голод, как таковой объясняется в большой мере и карьеризмом, проявленным тогда руководством республики. Первый секретарь ЦК КПМ Николай Коваль, как уже говорилось, из кожи вон лез, чтобы выполнить план продажи хлеба государству . И будучи очень уверенным в своей правоте, он направил Сталину телеграмму, в которой объявлял, что Молдавия могла бы продать еще хлеба государству. В то же время председатель оргкомитета ВКП(б) Молдавии Ф. Бутов, как рассказывал мне бывший председатель Котовского райисполкома Варфоломей Чиботару, послал "отцу народов" телеграмму другого содержания- в ней он сообщал, что население Молдавии страдает от дистрофии.
Сталин прочел обе телеграммы и сказал Косыгину, что ничего не понимает : Один пишет, что может перевыполнить план, а другой - что в республике голод. И тогда он послал именно А. Косыгина в Молдавию, чтобы тот посмотрел , каково положение в действительности.
«О голоде в городе знали. Город был небольшой. Моя мать шла в школу и помнит хорошо, как люди шли и падали . Их потом подбирала специальная бригада. В Кишиневе осталось всего 25 тыс. жителей и несколько воинских частей. Не знали о голоде и пленные немцы, которых снабжало не местное население, а именно фонд МО. Несколько школ в городе были взяты под шефство частями Советской Армии и раз в день солдаты отдавали свой паек для голодающих. Ибо солдаты тоже обеспечивались фондом МО. Для «коммунизма» свой Нюрнберг есть в наших душах. Я тоже считаю любой режим тоталитарный преступным. Но в данной теме речь идет о голоде, который был спровоцирован карьеризмом, а никак не желанием планомерно уничтожать местное население. Будь объективен и не сваливай все в кучу.»
из комментариев: http //oldchisinau.com/forum/viewtopic.php?f=18&t=3701

Такова отношение между управленческият държавен елит и населението носи явно антагонистическо противоречие. И , ако през военното време това е в известна степен оправдано и, тем паче, на территорията с чужеродно население, то в мирното време това противоречие напълно съответства на классическато марксово «труд-капитал». Сиреч, съветската номенклатура е съвокупни капиталист и експлуататор на жив труд. В брежневските времена според всеотдайноста на самият Леонид Илич и фронтовиките-коммунисти това противоречие беше засенчено, но след като строя на фронтовиките заметно оредя, горепосоченото противоречие изби със нова сила. Съветските идеолози този момент тшателно го прикриваха, но югославският социолог Милован Джилас успя да оповести светът за новият експлуататорски клас и да разоблачи мита за отсътствието на классов антагонизъм в «социалистическото» общество в СССР и Югославия. Обаче населението в Съветският Съюз и дори интеллигенцията, въпреки че чувствоваха, че нещо не е така в «датското кралство» така и не съумяха да разберат защо така лесно се сгромоляса Червената империя, но испитват известно облегчение и радост…но пиррова.
При такова положение да се утвърждава, че гладът и депортацията са следствие на вроденият сатанизм на Джугашвили, коммунистическата система или още по-глупаво, че са следствие на специфическите качества на «руската нация» е съвсем безответственно и безграмотно. Оттук следва и друг логически извод: социализмът си остава актуален, а «руската нация» има шанс да стане гегемон в истинският СССР, който предстои да бъди създаден. По-горе споменахме, че в заисимост от първоначалните условия движението към коммунизма преминава чрез епохата на индустриализация по два варианта: «примитивен, груб коммунизм» с «общонародна собственност» и «политически коммунизм» (социал-демократически). Естественно е, че надстройките ще се също различни :централизовано, авторитарно, «тоталитарно» управление в първият случай и демократично във вторият. Но това не са алтернативни варианти, а са адекватни на социално-икономическото ниво ипроизводителните сили съответно на Западна Европа и Евроазия.
Какво би се случило с Россия да не беше частично възстановен авторитурният «путински» режим наглядно демонстрират Украйна и Молдова. Те са елементарно оккупирани от транснационални корпорации и с напълно декласирано и деградирано население. Ако през 1949 година от Молдова принудително са преместени в Сибир около 40 хил. човека и там трудоустроени согласно Трудовият Кодекс (КЗОТ), то след 1991 година Молдова напущат «доброволно» повече от 1 млн. хора без всякаква гаранция за достоен живот.
Въпреки на това, че в съветското време имаше много битови неудобства и по времето на «перестройката» хората биха обвзети от предпринимателски интусиазм , всичко това не може да компенсира чувтвото за утрата на организован, безопасен живот? съпричастност към световните процессии. В своето мнозинство потомците на бесарабските «кулаци» как-то минимум са равнодушни към частни инициативи в производството, бизнесмените, банкерите, спекулянтите и техните производни-политиците, артисти, журналисти…
Именно защото това всичко , внедрявано насилно в чужеродна матрица поражда чудовищна пародия и психологически травми. За времето на «демокрацията» населението на Тараклия намали два пъти, а гробището се увеличи двойно. Такава е цената на илюзиите.
Особенно катастрофично се отрази на положението на етническите малцинства разтурянето на колхозите, последните оплоти на колективното ни битие.
Там където се запази държавен авторитарен режим (Белоруссия, Казахстан) трансформацията към социап-демокрация минава по –безболезнено и естественно.


Использованные материалы:
Архив Тараклийского райрсполкома
Опис№1 Протоколы №№1-126

Из Архива ОПО( общ.политич. орг-ций) р. Молдова..
← Герой своего времени "Голодовка" и "депортация": жупелы антисоветской и антирусской пропаганды. →

Комментарии 2